Консультация на тему «Специальные упражнения для укрепления голоса воспитателя»

0
0
Материал опубликован 8 February 2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 32 г. Яровое Алтайского края

Консультация

на тему

«Специальные упражнения для укрепления голоса воспитателя»

Подготовила:воспитатель Фёдорова М. Н.,

 

г. Яровое

2017г.

Специальные упражнения для укрепления голоса воспитателей

Гибкий, послушный, звучный голос в сочетании с правильной передачей текста – залог успеха в работе воспитателя. Чтобы голос был хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким, его надо развивать.

Если вы, уважаемые педагоги уже столкнулись с расстройствами голоса, то необходимо как можно быстрее начать профилактику заболеваний голосо-речевого аппарата. Но как говорится: любую проблему лучше предотвратить. О том, какие существуют специальные упражнения и как правильно их нужно использовать, мы узнаем сегодня.

На что именно должны быть направлены упражнения? Воспитателю необходимо тренировать голосовой, артикуляционный аппараты и мелодико-интонационную сторону речи.

Исходя из этого, можно выделить упражнения:

на снятие голосового и общего напряжения;

развитие фонационного (речевого) дыхания;

формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения;

развитие артикуляционного аппарата;

совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.

1. Снимаем напряжение и укрепляем голос Данные упражнения можно выполнять самостоятельно, и при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке лучше в конце рабочего дня или перед сном. Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса

Произнесите одно и то же предложение (прочитайте фразу из книги) лежа, стоя и сидя. Понаблюдайте и опишите свои ощущения. Определите, в каком положении вам удобнее говорить.

Вытяните в стороны сильные, напряженные руки. Затем расслабьте их, опустите, потянитесь за рукой сначала вправо, затем влево.

Потянитесь вверх, напрягите все тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох).

Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) — вдох; вернитесь в исходное положение — выдох (можно протяжно тянуть: гм-м-м).

2. Комплекс упражнений для вибрационного массажа гортани

Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота, для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние и лучше это делать в начале дня. Комплексные традиционные упражнения на развитие фонационного дыхания настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица. Массаж проводится постукиваниями кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и других согласных:

от середины лба к ушам с произнесением звука [м-м-м];

от спинки носа к ушам с произнесением звука [м-м-м];

под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам с произнесением звука [в-в-в];

по подбородку с произнесением звука [з-з-з];

в области груди с произнесением звука [д-д-д].

Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе. Это обеспечит выработку правильных навыков речевого дыхания и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей систем. Постепенно наращивайте темп выполнения упражнения.

3. Выполняем дыхательную гимнастику

Необходимым условием хорошего звучания голоса является правильное дыхание. Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений традиционной дыхательной гимнастики направлено на формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и выдыхать ртом.

В воспитании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые следует проводить в хорошо проветренном помещении, спустя 30-40 минут после еды. После каждого упражнения необходим отдых. Дыхательные упражнения рекомендуется делать систематически, отводя 3-5 минут на каждое.

Далее выполните голосовые упражнения с гласными [о] или [у], которые следует произносить протяжно, как можно более низким голосом.

Произнося звук [у], изменяйте силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, потом громко, будто стоите на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем плавно изменяйте силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает.

Аналогичные упражнения выполняйте со звуком [и] с изменением высоты голоса, имитируя писк сначала маленького, потом большого комара.

Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая (при правильном выполнении упражнений) позволяет:

снять нервное напряжение, справиться с ощущением тяжести в голове, устранить головокружение;

активизировать речевое дыхание;

восстановить голос при его потере в момент общей усталости;

снизить симптомы нарушений дыхания при некоторых заболеваниях дыхательной системы (например, при нетяжелых формах астмы).

Парадокс ее заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох как бы уходит в промежутке между двумя вдохами. Применение данной гимнастики не требует каких-либо специальных медицинских знаний или долгих тренировок.

Для выполнения любого упражнения необходимо приоткрыть рот и шмыгнуть носом, как бы вбирая воздух в себя, а далее сделать то, что требуется в упражнении (например, повернуть голову). Выдох произойдет сам.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
Александры Николаевны Стрельниковой

При выполнении дыхательных упражнений тренируется вдох носом. Он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный. Вдох следует делать одновременно с движением, в ритме своего шага.

Выдох — результат вдоха. Надо стараться не замечать его. Он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный.

Данная гимнастика включает следующие упражнения.

Повороты головы

И. п.: стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки прямо) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» с левой стороны. Повторить 16 раз. Во время упражнения нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не поворачивать вслед за головой и не поднимать.

Тянем канат

И. п.: стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто потянуть канат, сделать короткий шумный вдох. Вернуться в и. п.

Обними плечи

И. п.: стоя прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха «бросить» руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха развести руки в стороны — в этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

Насос

И. п.: стоя прямо, руки опущены. Наклониться вниз, к полу, голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конце наклона. Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью — в этот момент происходит пассивный выдох. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох, и снова приподняться. Повторить 8 раз.

Марш

И. п.: стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения — короткий вдох. Опустить правое колено — в этот момент происходит произвольный выдох. То же самое выполнить с другой ноги. Повторить 16 раз (вдохов).

4. Осваиваем артикуляционную гимнастику

В голосообразовании принимает участие артикуляционный аппарат (губы, язык, мягкое небо, челюсти). От правильной артикуляции зависит звучание голоса.

Каждое упражнение делается медленно и плавно, без резких переходов. Утром сделать упражнение «почистим зубки», появилась свободная минута в тихий час — «покачать язычок на качелях», вечером, готовя ужин, — «поцокать язычком» и т. д.

Содержание комплекса может меняться, но по 4–5 упражнений необходимо выполнять ежедневно.

Упражнения артикуляционной гимнастики можно и полезно выполнять вместе с детьми, используя сюжетные сказки о веселом язычке. Комплекс упражнений для выполнения с детьми Сказка «Веселое утро язычка»

Язычок с утра проснулся, открыл окошко (широко открыть рот, сказать «а-а-а»), посмотрел вверх (потянуть язычок к носу), нет ли на небе тучек. Посмотрел вниз (потянуть язычок к подбородку), нет ли луж.

Посмотрел направо (потянуть язычок к правому уху), не гуляют ли собачки, посмотрел налево (потянуть язычок к левому уху), не мычат ли коровы.

И отправился гулять (поводить язычком по верхней губе вправо-влево). Навстречу язычку идет ежик (произнести губами «пых-пых-пых»).

Язычок немного поболтал с ежиком (побить язычком по верхней губе, произнося «бл-бл-бл») и отправился гулять дальше (поводить язычком по нижней губе).

Пришел язычок к бабушке, а она печет блины (пошлепать язычок губами «пя-пя-пя»).

Язычок поел блинов с вареньем (потянуть язычок к носу, как будто слизывая капельку варенья с верхней губы) и лег отдыхать (положить широкий язык на нижнюю губу).

Сказка «Прогулочная»

Язычок гулять выходит (положить язычок на нижнюю губу),

Домик свой кругом обходит (облизать губы сначала слева направо, затем справа налево).

Кто-то тут, а кто-то там — он глядит по сторонам (потянуть язычок сначала вправо, затем влево).

Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке (улыбнуться).

А теперь — наоборот, губки тянутся вперед (вытянуть губы трубочкой).

Язычок стал маляром — аккуратно красит дом (поводить язычком по твердому небу),

На качелях оказался — вверх взлетал и вниз спускался (потянуть язычок то к носу, то к подбородку) и т. д.

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения воспитателем

Широко откройте и закройте рот (сначала беззвучно, а затем с произнесением звука [а]).

Вытяните губы в трубочку и растяните на улыбку (сначала беззвучно, а затем с произнесением звуков [у], [и]).

Сложите губы трубочкой и выполните движения: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

Приподнимите верхнюю губу и опустите нижнюю губу до десны.

Заведите губы за зубы («чешем губки»).

Поднимите язык на верхние зубы, затем опустите на нижние («качели»).

Выполните крестообразные движения языком на губах (вверх, вниз, вправо, влево).

Высуньте поочередно то широкий («лопата»), то острый («игла») язык.

Зацепите кончик языка за нижние зубы и высуньте язык горкой.

Сложите язык трубочкой и подуйте через нее.

5. Знакомимся с упражнениями на развитие высоты,
силы и тембра голоса

Высота и сила голоса — составляющие его выразительности. Работа над ними заключается в том, чтобы с помощью специальных упражнений педагог научился не форсировать голос, говоря слишком громко или слишком высоко.

Некоторые упражнения данного раздела имеют игровой характер, их можно включать в занятия с детьми. Делать это стоит только после того, как воспитатель сам хорошо их усвоил.

Большинство упражнений заключается в произнесении слов или фраз на различной высоте или силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише, более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее удобно именно для него.

Далее педагогу необходимо постепенно расширять свои физиологические возможности, меняя то высоту, то силу голоса. Поэтому, если какие-то упражнения комплекса вначале покажутся сложными, необходимо отложить их до тех пор, пока не будет усвоен более легкий материал.

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса Колокол

Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:

небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);

массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);

бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).

Инопланетянин

Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.

Мишка, зайка, мышка

Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку).

Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?».

Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок».

Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».

Усиление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.

Ослабление звука

Упражнение аналогично предыдущему, но направлено на ослабление силы голоса: посчитать от 10 до 1, произнести «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…" и др. сначала громко, потом тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно.

Усиление-ослабление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы без паузы, на одном выдохе произнести то громко, то тихо названия нот, месяцев, дней недели и др.

Тембр — индивидуальная окраска голоса, которая зависит от строения и особенностей функционирования голосо-речевой системы конкретного человека.

Упражнения на развитие тембра позволяют выработать звонкость голоса, устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость. Кроме того, способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для воспитателей, которым приходится выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Упражнения на развитие
мелодико-интонационной стороны речи

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.

Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.

Представьте, что вы шагаете по ступенькам, произнося: «Первый этаж, второй этаж… седьмой этаж», постепенно повышая голос.

Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот), высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности), темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.

Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:

вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;

рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;

выступаете с сообщением перед большой аудиторией;

сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Произнесите скороговорку: «Белые бараны били в барабаны», выделяя по очереди каждое слово, как бы отвечая на вопросы:

Какие бараны били в барабаны?

Что делали белые бараны?

Во что били белые бараны?

Запоминаем общие рекомендации по выполнению упражнений

При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.

Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.

Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.

Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.

Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».

Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.

Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.

Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста воспитателя, его профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д.

Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.

Подобрать полноценный курс профилактических упражнений воспитателю поможет учитель-логопед ДОО, а при наличии признаков нарушений голоса — не обойтись без консультации врача-фониатра или фонопеда.

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трех частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов, гортани с голосовыми связками и системы верхних резонаторов.

Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая язык, мягкое и твердое небо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Дыхательный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих газообмен в организме, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Включает носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи и легкие.

Комплекс традиционных упражнений
на развитие фонационного дыхания,
используемые в логопедии

Встаньте прямо, плечи слегка развернуты. Дышите спокойно, без поднятия или опускания плеч. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах.

Выполните вначале беззвучные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос и выдох через рот, вдох через нос и спокойный выдох через вытянутые трубочкой губы.

Выполните фонационные упражнения: пропойте гласные звуки на удобной высоте голоса; длительно произнесите ту или иную согласную, подражая различным звукам:

Выдыхайте воздух через суженное ротовое отверстие сильной толчкообразной струей для тренировки активности дыхательной мускулатуры. Можно дуть на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы оно заколыхалось: [фу], [фу], [фу-у].

  • «лес шумит»: [ш-ш-ш];

    «комар звенит»: [зь-зь-зь];

    «шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.

 

В завершении моей консультации хочется от всей души пожелать вам здоровья и творческих успехов. Спасибо за внимание.

Используемая литература: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (май/2016, №5)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.