Консультация для воспитателей на тему «Игры и упражнения с родственными словами»
МБДОУ г. Владимира «Детский сад №48»
Консультация
для воспитателей на тему:
«Игры и упражнения с родственными словами»
Подготовил и провёл
учитель-логопед
Осипова Е.С.
г. Владимир, 2021
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определённого высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста могут вызвать сложности в овладении русским языком.
Устранить эти речевые недочёты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.
Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами.
Термин «родственные слова» употребляется наряду с термином «семья слов».
В логопедической работе используются следующие «семьи»: сад, снег, дождь, зима, мороз, гриб, рыба, цветок.
Они рассчитаны на детей седьмого года жизни.
Упражнения:
«Узнай слова по описанию»
Цель: познакомить с понятием «родственные слова».
«Вспомни-назови»
Цель: развивать внимание, речеслуховую память. Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения или текста.
«Родственники»
Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
«4 лишний»
Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
«Будь внимателен»
Цель: формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
«Семья родственных слов»
Цель: формировать умение выделять родственные слова из прослушанного текста и запоминать их. Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.
«Закончи предложение»
Цель: учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения.
«Ответь на вопрос»
Цель: учить образованию слов по вопросам взрослого.
«Объясни слова»
Цель: учить детей понимать и объяснять семантику сложных слов. Закрепить понятие «родственные слова»
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксам.
«Составь из слов предложения»
Цель: учить составлять предложения по опорным словам.
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»
Предварительный подбор педагогом родственных слов;
Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение;
Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы;
Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов;
Группировка слов в разные родственные группы, «семьи»;
Образование родственных слов (по образцу педагога, по вопросам педагога);
Образование родственных слов (по опорным схемам, один-много, скажи ласково и т.д.);
Самостоятельное образование родственных слов.
Схемы слов
главное слово (сад) слово, обозначающее
«большой» (садище)
слово-действие (сажать, посадить)
слова, образующиеся от взаимодействия человека слово, обозначающее мн.число
с главным словом (садовод) (сады)
сложные слова (садоводство, садовод)
слово, обозначающее уменьшенный предмет
(садик, садочек) слово-признак (садовый)