Консультация для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики»
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики рук».
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Почему же так важно и нужно развитие мелкой моторики?
Центры, отвечающие за речь, в головном мозге расположены близко от центров отвечающих за движения пальцев рук. И развитие мелкой моторики рук «подстегивает» развитие речи. Стимулируя развитие мелкой моторики и координации движений рук, мы активизируем тем самым соседние зоны мозга, которые отвечают за речь.
Мелкая моторика ответственна не только за развитие речи, еще она взаимодействует с мышлением, воображением, памятью — как на зрительном уровне, так и на двигательном, — способствует развитию наблюдательности и т. д.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена психологическими и физическими особенностями детей раннего возраста, так как наибольшее воздействие импульсов идущих от мышц рук в кору головного мозга происходит только в раннем возрасте, пока идет активное развитие моторной области коры головного мозга.
Занятий на развитие мелкой моторики существует множество. Уже младенцу можно делать массаж пальчиков. Малыши постарше могут начать выполнять пальчиковую гимнастику с помощью мамы и простые игры . Дети младшего дошкольного возраста, развивают мелкую моторику посредством игр с мелкими предметами, лепки, рисования. Старшие дошкольники учатся вырезать ножницами, штриховать, чертить по линейке, все более совершенствуя точные движения кистей рук.
Игры для развития мелкой моторики можно поделить на группы:
- пальчиковые игры;
- игры с мелкими предметами;
- лепка и рисование;
- массаж кистей и пальцев рук.
Материалами для развития мелкой моторики могут быть традиционными: пластилин, тесто для лепки, шнуровки, бумага, ткани, прищепки, счетные палочки, карандаши, конструкторы, пальчиковый театр и тд.
Бытовыми: прищепки, вода, крупа, семена, расчески, бигуди, резинки для волос и др.
И нетрадиционными (природными): орехи, шишки, песок, камни, игольчатые коврики, шарики и колечки «су джок» и т.д.
Сколько времени должно уделяться развитию мелкой моторики?
Не менее 5-10-ти минут ежедневно. Дома можно предлагать ребенку различные игры с использованием бытовых предметов. В детском саду уделять мелкой моторике свободные минуты перед завтраком, полдником, вписывать в занятия или в перерывах между ними.
Упражнения для мелкой моторики и развития тактильной чувствительности:
1. «Строительство» домиков, мостиков из ватных палочек.
2. Сортировка орехов, бобовых, сухофруктов.
3. «Щелканье» семечек пальцами межу большими и указательным пальцами.
4. Игры с канцелярскими скрепками- зажимами (крепить на край контейнера, картона).
5. Апельсин и гвоздика (вставлять высушенные бутончики в кожуру, катать по ладоням).
6. Зонтики для коктейля (раскрывать, закрывать, втыкать в тесто, пластилин, песок).
7. Игры с туалетной бумагой (разматывать бумагу, класть на нее предмет и стараться приблизить его к себе заматывая бумагу).
8. Носки (заворачивать один носочек в другой двумя руками).
9. Карандаши (крутить между пальцами, перекладывать).
10. Ручки- смайлики. Повторять движения смайликов- ручек с изображений.
11. Клубки ниток (разматывать, заматывать, накручивать на предметы).
12. Банки и бутылки с крышками (закручивать, откручивать по цветам, на скорость).
13. Зелень (отрывать листья от пучков укропа, петрушки, складывать в посуду с узким горлышком).
14. Новогодние бусы- гирлянды (складывать в одну ладонь держа пальцами другой медленно опуская, складывать в крышки, «рисовать» бусами).