Контрольная работа по литературе для 9 класса «Историко-литературный процесс. Литературные направления»
Валеева Фидания Рашитовна
Челябинская область,
Г. Миасс, МАОУ «МСОШ№16»
Тема урока:
Контрольная работа «Историко-литературный процесс. Литературные направления».
Класс:
9 класс
Предмет:
Литература
Тип ресурса:
Контрольная работа
Краткое описание ресурса:
Данная работа проверяет знания о классицизме, сентиментализме, романтизме. Проводится после изучения литературы 18-начала19 века.
Назначение контрольной работы – оценить подготовку учащихся 9 классов по литературе.
Составлены задания в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Задания с 1 по 9 –базовый уровень, 10 –повышенный.
Задание 1. Соотнесите характеристику направления и название.
А. Направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в 17-18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нём нашли отражение представления о гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека.
Б. Художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Содержит противопоставление реальной действительности и мечты.
В. Литературное направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.
1. Романтизм
2. Сентиментализм
3. Классицизм
Задание 2. Соотнесите цифры.
Классицизм -1
Сентиментализм -2
Романтизм -3
представители низших сословий наделяются богатым духовным миром;
идеализация действительности, культ свободы;
наследует традиции античного искусства;
идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир истории;
необычность и экзотичность изображения событий, пейзажа, людей;
действия и поступки героев определяются с точки зрения разума;
действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев;
идеализация мира природы (романтический пейзаж);
стремление к идеалу, совершенству;
изображение человеческой психологии;
в центре изображения – чувства, природа;
значимость гражданской проблематики содержания.
сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия);
исключительный герой в исключительных обстоятельствах
идеализация деревенского уклада жизни
Задание 3. Соотнесите словарную статью с жанром:
1.Стихотворение с характером задумчивой грусти, чаще всего это философское размышление.
2.Стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный, фантастический случай.
3.Стихотворение торжественное, посвящённое какому-либо событию, герою.
А. Ода
Б. Элегия
В. Баллада
Задание 4.Соотнесите произведение с литературным направлением:
А) Сентиментализм Б) Классицизм В) Романтизм
1. «Светлана» 2. «Фелица» 3.«Бедная Лиза»
Задание 5. Представители и направления.
1.В.А.Жуковский
2.Н.М.Карамзина
3.М.В.Ломоносов
А) Сентиментализм Б) Классицизм В) Романтизм
Задание 6. Соотнеси жанры и стили классицизма.
А. высокие Б. низкие
1.комедия 2.трагедия 3.ода 4.басня
Задание 7. Вспомните теорию «трех штилей». Распределите слова на группы.
высокие |
средние |
низкие |
|
|
|
Властитель, говорить, очи, болтать, идти, читать, покарать, взирать, дерзновенный, харя, отец, маменька, всевышний, металл, закон, служба, ребеночек, солнце, мироздание, чуть-чуть, немного, град, городок, город.
Задание 8. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»
1) классицизм 2) романтизм 3) реализм |
А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества; Б) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, добродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц; В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий. |
Задание 9. Соедините названия произведений и фамилии авторов.
Жуковский
Грибоедов
Карамзин
Радищев
Державин
Ломоносов
«Горе от ума»
«Осень»
«Властителям и судьям»
«Вечернее размышление…»
«Вольность»
«Море»
Задание 10. Соотнесите литературоведческие понятия с их определениями:
1. Монолог |
А) замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров |
2. Ремарка |
Б) высказывание действующего лица |
3. Комедия |
В) драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки |
4. Диалог |
Г) речь одного человека |
5. Реплика |
Д) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту |
6. Пьеса |
Е) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь частей, образов. |
7.Композиция |
Ж) разговор двух или нескольких лиц |
8. Псевдоним |
З) последовательность и связь событий в художественном произведении |
9. Сюжет |
И) персонаж, действующее лицо в художественном произведении |
10. Герой (литературный) |
К) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения |
11. Эпизод |
Л) высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде. |
12. Сатира |
М) один из видов эпического произведения, больше по объему и по охвату жизненных событий, чем рассказ, но меньше, чем роман. |
13. Повесть |
Н) изображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры не обличает, а весело, беззлобно вышучивает. |
14. Юмор |
О) отрывок художественного произведения, в котором говориться о законченном событии, происшествии |
Ответы:
1. А-3 Б-1 В-2
2.
1.2
2.3
3.1
4.3
5.3
6.1
7.2
8.2
9.1
10.2
11.2
12.1
13.1
14.3
15.2
3. 1-Б 2-В 3-А
4. А-3 Б-2 В-1
5. 1-В 2-Б 3-Б
6. А-2,3 Б-1,4
7.
высокие |
средние |
низкие |
Властитель очи, покарать взирать дерзновенный, всевышний металл мироздание, град, |
говорить идти читать отец, закон, служба, солнце, город немного, |
болтать харя, маменька ребеночек, городок, чуть-чуть, |
8. 1-В 2-А 3-Б
9. Жуковский «Море»
Грибоедов «Горе от ума»
Карамзин «Осень»
Радищев «Вольность»
Державин «Властителям и судьям»
Ломоносов «Вечернее размышление…»
10. 1-Г 2-А 3-Д 4-Ж 5-Б 6-В 7-З 8-Е 9-З 10-И 11-О 12-Л 13- М 14-Н