Урок-викторина по литературе для 7 класса «Литературное путешествие»
Республика Саха ( Якутия)
Муниципального образования « Алданский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Специальная ( коррекционная) общеобразовательная
Школа- интернат VIII вида п. Нижний - Куранах»
РАЗРАБОТКА УРОК - ВИКТОРИНА НА ТЕМУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
ДЛЯ 7 КЛАССА.
Урок разработала:
Воспитатель 7 класса
Осколкова И.Е
2016г.
Разработка урока в 7 классе.
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений.
Тема: По страницам прочитанных произведений. Мои выводы, размышления, высказывания.
Цель урока:
1. Повторить с учащимися произведения, изученные за год,
а также авторов, написавших их.
2. Проверить навыки усвояемости произведений, что дети
запомнили из изученного, связь отдельных произведений с
современностью.
3. Развивать умение аргументированного высказывания
своих мыслей.
Цели:
Образовательная:
Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ.
Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств.
Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 7 класса.
Развивающая:
Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией,слайдом
Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию речевой культуры.
Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учебник чтения ( для специальных( коррекционных) школ VIIIвида) , автор- составитель А.К.Аксёнова 2007г.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учащихся, создание атмосферы комфорта.
II. Мотивация, целеполагание: сообщение целей урока, его роли в учебном процессе.
Вот и подошли к концу уроки литературы в 7 классе. Многое было нами изучено, прочитано. Мы окунулись с вами в мир художественной литературы различных эпох, стран, авторов, жанров. Безусловно, были произведения, которые вы читали с удовольствием, интересом, они стали близки вам, потому, я надеюсь, надолго сохранятся в вашей памяти. Сегодня мы проверим, насколько вы были внимательны на наших уроках, повторим всё, что изучили.
III. Актуализация (воспроизведение и коррекция опорных знаний):
– Что такое литература? (Учебный предмет, а художественная литературы – это и искусство слова.)
– Что такое искусство? (Одно из определений, данных в словаре С.И. Ожегова: “ Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах” Искусство – это утончённая способность к чему-либо, мастерство.)
– Какие виды искусств вы ещё знаете?
– Почему художественную литературу относят к одному из видов искусства? (Художественная литература влияет на ум и чувства многих людей. Она может вызывать радость, восторг, волнение, грусть. Литература воспитывает в людях любовь к родине, к природе, к животным, к другим людям. Она дарит добро и счастье.)
IV. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий; выполнение практических заданий викторины с опорой на презентацию. Учитель: На доске записано стихотворение Евгения Долматовского «Страна читателей»
Страна читателей! Такой
История не знала.
Люблю твой вечный непокой
И поиск идеала.
Как попадешь - от букваря
Под власть печатной силы,
Идешь, ее боготворя,
До самой до могилы...
Обложка или переплет -
Как маленькая дверца,
Приоткрывающая вход
И доступ в область сердца.
Прочитайте его про себя, вслух.
Учитель: Какова основная мысль высказывания? Чему учит книга?
Вывод: Книга может помочь нам выбрать правильный путь в жизни, сберечь нас от ошибок.
Учитель: Посмотрите на портреты известных нам людей, произведения которых мы изучали в этом году, и назовите их.
- Давайте вернемся к тем далеким сентябрьским дням, когда мы только начали знакомство с нашим учебником, и вспомним, с чего начали изучать литературу?
Учитель: Сегодня ребята мы совершим литературное путешествие, по страницам пройденных произведений. И так, отправляемся в путешествие!!!
Работа будет проходить с использованием презентации, за активное участие, правильные ответы вы получаете баллы. Итак, викторина начитается.
Сектор – стихотворения ( слайд 2)
Вопрос№1 Название стихотворения, где есть такие строки:
« Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя» - ? ( слайд 3)
Ответ: Зимний вечер . (Слайд 4)
Вопрос № 2 На чём стоит избушка в стихотворении
« У лукоморья»-?
( слайд 5)
Ответ: на курьих ножках ( слайд 6)
Вопрос № 3 Название стихотворения, где есть такие строки? « Скажи – ка, дядя, ведь не даром, Москва, спалённая пожаром…..» ( слайд 7)
Ответ : Бородино ( слайд 8)
Вопрос № 4 Название стихотворения , где главный герой Лёнька Деев? ( слайд 9)
Ответ: Сын артиллериста ( слайд 10).
Учитель: - Молодцы ребята! Наше путешествие продолжается, следующий сектор « Сказки, рассказы, былины» ( слайд 11)
Вопрос № 1 Как зовут коня, у которого одна шерстинка серебряная, другая -золотая? ( слайд12)
Ответ : Сивка- Бурка ( слайд 13)
Вопрос №2 Как называется басня, где тот, кто оказал помощь другому, еще остался неблагодарным? ( слайд 14)
Ответ : Волк и журавель ( слайд 15)
Вопрос №3 Как звали русского богатыря, который ездил по трём дорогам и везде одержал победу? ( слайд 16)
Ответ : Илья Муромец ( слайд 17)
Вопрос№4 Как называется сказка про трёх сестёр мечтавших стать царицами? ( слайд 18)
Ответ: Сказка о царе Салтане ( слайд 19)
Учитель: А сейчас мы маленько отдохнем ( физкультминутка)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель: - Ребята вы превосходно знаете литературные произведения! Молодцы! А сейчас мы посмотрим так ли вы хорошо знаете авторов ?
Следующий сектор Писатели, поэты, баснописцы.( слайд 20)
Вопрос № 1: Автор стихотворения « Смерть поэта», слово из 9 букв ( слайд 21)
Ответ: Лермонтов ( слайд 22)
Вопрос № 2 Великий русский поэт, убитый на дуэли в возрасти 37 лет? Слово из 6 букв ( слайд 23)
Ответ: Пушкин ( слайд 24)
Вопрос № 3 Автор рассказа « Великие путешественники»? слово из 7 букв ( слайд 25)
Ответ: Зощенко ( слайд 26)
Вопрос № 4 Известный баснописец? Слово из 6 букв ( слайд 27)
Ответ : Крылов (слайд 28).
Учитель: Ну вот ребята наше литературное путешествие подошло к концу( слайд 29). Вы все сегодня хорошо поработали.
Итоги урока.
- Давайте посчитаем кто сколько заработал баллов ( подсчет баллов)
- Ребята, каковы ваши выводы, размышления после всего сказанного, увиденного на уроках литературы? Чему же учат книги?
-Каковы ваши пожелания?
Федорова Людмила Ивановна