Программа внеурочной деятельности "Литературный Симбирск" (литература и литературное краеведение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель школьного объединения «Литературный Симбирск» – изучение творчества писателей и поэтов Ульяновской области, а также традиционной народной культуры нашего края. Познание Ульяновской земли, воспитание любви к родному краю – одна из главных задач курса.
Основные задачи объединения:
- дать учащимся общее представление об особенностях литературного и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной литературе и культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
Данный курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном воспитании.
Основа курса – работа с текстом художественного произведения, постижение авторского видения окружающего мира, формирование личности учащегося. Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступление с сообщениями, докладами, рефератами и т.д.
Предлагаемая программа является примерной: учитель, исходя из особенностей класса, уровня подготовки, наличия художественных текстов, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий, заменять одни произведения другими.
Тематический план школьного объединения «Литературный Симбирск» рассчитан на 34 часа и составлен на основе региональной программы учебного курса «Литературное краеведение для учащихся V-IX классов основной школы. Автор-составитель В.Н.Янушевский. 1997 год (версия 2010 года, исправленная и дополненная)», рекомендованной Министерством образования Ульяновской области.
Используемые пособия:
Родное слово: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 224 с.
Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Сост. А.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 256с.
Календарно-тематическое планирование
объединения
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ СИМБИРСК»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Тип занятия |
Элементы содержания |
Метод контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
Вступительный урок. Цели и задачи предмета. |
1 |
Вводный |
Содержание и структура литературного объединения |
беседа |
|||
2-3 |
Традиционная народная культура. Календарные обряды. |
2 |
Объяснение нового материала, комбинированный |
Понятие традиционной народной культуры. Содержание и назначение календарных обрядов, их своеобразие. |
Беседа, сообщения обучающихся |
Подготовка докладов по темам |
||
4-5 |
Святки |
2 |
Объяснение нового материала, комбинированный |
Содержание и особенности святок как обряда. |
Беседа, сообщения обучающихся |
Пересказ, подготовка докладов по темам |
||
6-7 |
Масленица. |
2 |
Объяснение нового материала, комбинированный |
Содержание и особенности обряда. |
Беседа, сообщения обучающихся |
Пересказ, подготовка докладов по темам |
||
8-9 |
Троица. |
2 |
Объяснение нового материала, комбинированный |
Содержание и особенности обряда. |
Беседа, сообщения обучающихся, викторина |
Пересказ, подготовка докладов по темам |
||
10-11 |
Песенно-обрядовый фольклор. |
2 |
Объяснение нового материала, комбинированный |
Художественные особенности произведений УНТ. Особенности содержания песенно-обрядового фольклора. |
Беседа, сообщения обучающихся, |
Пересказ, подготовка докладов по темам |
||
12-14 |
Свадебный обряд. Предсвадебный период. Собственно свадьба. Послесвадебный период. Свадебно-обрядовая поэзия |
3 |
Объяснение нового материала, комбинированный, систематизация ЗУН |
Содержание и структура свадебного обряда, его особенности. |
Беседа, сообщения обучающихся, тест |
Пересказ, подготовка докладов по темам. Подготовка стенгазеты. |
||
15-16 |
Писатели-сказочники. СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. Личность автора. Сказки Аксакова. |
2 |
Объяснение нового материала |
Сведения о жизни и творчестве писателя. |
Беседа |
Пересказ, чтение сказки |
||
17 |
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».Творческая история сказки. |
1 |
Комбинированный |
Содержание и история создания сказки. |
Беседа |
Пересказ, сообщения обучающихся |
||
18-19 |
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Сила добра и любви в сказке. Анализ сказки. |
2 |
Комбинированный |
Проблематика сказки и художественное своеобразие. |
беседа |
Сообщения обучающихся |
||
20-21 |
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ. Детство писателя. Жизнь и творчество. Родовое поместье «Языково». Дом Языковых в Симбирске (Ульяновске). |
2 |
Объяснение нового материала |
Сведения о жизни и творчестве писателя |
беседа |
Доклады обучающихся чтение сказки |
||
22-23 |
Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре». Фольклорная основа «Сказки о пастухе и диком вепре». Чтение и анализ. |
2 |
Комбинированный |
Содержание сказки, элементы фольклора в произведении. |
Опрос, тест |
Подготовка доклада |
||
24-25 |
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ САДОВНИКОВ – певец родной земли. О личности писателя. |
2 |
Объяснение нового материала |
Сведения о жизни и особенности творчества писателя |
беседа |
Чтение стихов, анализ, сообщения обучающихся |
||
26-27 |
Волжская природа в лирике Садовникова. На Волге», «К Волге», «В Жигулях» и другие стихотворения. Богатство выразительных средств поэта. |
2 |
Комбинированный |
Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи и основного образа стихов, формирование умения строить письменное высказывание – анализ поэтического текста |
беседа |
Подготовка доклада |
||
28-29 |
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БЛАГОВ. Личность автора. Деревенское детство. Начало творческого пути. |
2 |
Объяснение нового материала |
Сведения о жизни и особенности творчества писателя |
беседа |
Чтение стихов, анализ |
||
30-31 |
Н.Н. Благов. Родная природа в лирике современного русского поэта. «Свияга», «Земля в закате багровом...», «Озноб осыпал снег с берёзы...», «Сроки», «Ранний снег» и другие стихотворения. |
2 |
Комбинированный |
Художественные особенности стихов, анализ. |
беседа |
Доклады обучающихся |
||
32 |
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ – сказочник. Слово о писателе. |
1 |
Комбинированный |
Сказочное творчество писателя, его своеобразие. |
беседа |
Доклады обучающихся, чтение стихов |
||
33 |
Обзор жизни и поэзии Д.В. Давыдова. |
1 |
Объяснение нового материала |
Сведения о жизни и творчестве поэта. |
беседа |
Подготовка к тестированию, создание презентации. |
||
34 |
Памятные места города Ульяновска |
1 |
Систематизация ЗУН |
Сведения о памятниках Ульяновска: местоположении, истории их создания |
беседа |