12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Маннапова Гузалия Алиевна201 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности "Литературный Симбирск" (литература и литературное краеведение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель школьного объединения «Литературный Симбирск» – изучение творчества писателей и поэтов Ульяновской области, а также традиционной народной культуры нашего края. Познание Ульяновской земли, воспитание любви к родному краю – одна из главных задач курса.
Основные задачи объединения:
- дать учащимся общее представление об особенностях литературного и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной литературе и культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
Данный курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном воспитании.
Основа курса – работа с текстом художественного произведения, постижение авторского видения окружающего мира, формирование личности учащегося. Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступление с сообщениями, докладами, рефератами и т.д.
Предлагаемая программа является примерной: учитель, исходя из особенностей класса, уровня подготовки, наличия художественных текстов, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий, заменять одни произведения другими.
Тематический план школьного объединения «Литературный Симбирск» рассчитан на 34 часа и составлен на основе региональной программы учебного курса «Литературное краеведение для учащихся V-IX классов основной школы. Автор-составитель В.Н.Янушевский. 1997 год (версия 2010 года, исправленная и дополненная)», рекомендованной Министерством образования Ульяновской области.
Используемые пособия:
Родное слово: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 224 с.
Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Сост. А.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 256с.
Календарно-тематическое планирование
объединения
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ СИМБИРСК»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Метод контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | Вступительный урок. Цели и задачи предмета. | 1 | Вводный | Содержание и структура литературного объединения | беседа | |||
2-3 | Традиционная народная культура. Календарные обряды. | 2 | Объяснение нового материала, комбинированный | Понятие традиционной народной культуры. Содержание и назначение календарных обрядов, их своеобразие. | Беседа, сообщения обучающихся | Подготовка докладов по темам | ||
4-5 | Святки | 2 | Объяснение нового материала, комбинированный | Содержание и особенности святок как обряда. | Беседа, сообщения обучающихся | Пересказ, подготовка докладов по темам | ||
6-7 | Масленица. | 2 | Объяснение нового материала, комбинированный | Содержание и особенности обряда. | Беседа, сообщения обучающихся | Пересказ, подготовка докладов по темам | ||
8-9 | Троица. | 2 | Объяснение нового материала, комбинированный | Содержание и особенности обряда. | Беседа, сообщения обучающихся, викторина | Пересказ, подготовка докладов по темам | ||
10-11 | Песенно-обрядовый фольклор. | 2 | Объяснение нового материала, комбинированный | Художественные особенности произведений УНТ. Особенности содержания песенно-обрядового фольклора. | Беседа, сообщения обучающихся, | Пересказ, подготовка докладов по темам | ||
12-14 | Свадебный обряд. Предсвадебный период. Собственно свадьба. Послесвадебный период. Свадебно-обрядовая поэзия | 3 | Объяснение нового материала, комбинированный, систематизация ЗУН | Содержание и структура свадебного обряда, его особенности. | Беседа, сообщения обучающихся, тест | Пересказ, подготовка докладов по темам. Подготовка стенгазеты. | ||
15-16 | Писатели-сказочники. СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. Личность автора. Сказки Аксакова. | 2 | Объяснение нового материала | Сведения о жизни и творчестве писателя. | Беседа | Пересказ, чтение сказки | ||
17 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».Творческая история сказки. | 1 | Комбинированный | Содержание и история создания сказки. | Беседа | Пересказ, сообщения обучающихся | ||
18-19 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Сила добра и любви в сказке. Анализ сказки. | 2 | Комбинированный | Проблематика сказки и художественное своеобразие. | беседа | Сообщения обучающихся | ||
20-21 | НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ. Детство писателя. Жизнь и творчество. Родовое поместье «Языково». Дом Языковых в Симбирске (Ульяновске). | 2 | Объяснение нового материала | Сведения о жизни и творчестве писателя | беседа | Доклады обучающихся чтение сказки | ||
22-23 | Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре». Фольклорная основа «Сказки о пастухе и диком вепре». Чтение и анализ. | 2 | Комбинированный | Содержание сказки, элементы фольклора в произведении. | Опрос, тест | Подготовка доклада | ||
24-25 | ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ САДОВНИКОВ – певец родной земли. О личности писателя. | 2 | Объяснение нового материала | Сведения о жизни и особенности творчества писателя | беседа | Чтение стихов, анализ, сообщения обучающихся | ||
26-27 | Волжская природа в лирике Садовникова. На Волге», «К Волге», «В Жигулях» и другие стихотворения. Богатство выразительных средств поэта. | 2 | Комбинированный | Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи и основного образа стихов, формирование умения строить письменное высказывание – анализ поэтического текста | беседа | Подготовка доклада | ||
28-29 | НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БЛАГОВ. Личность автора. Деревенское детство. Начало творческого пути. | 2 | Объяснение нового материала | Сведения о жизни и особенности творчества писателя | беседа | Чтение стихов, анализ | ||
30-31 | Н.Н. Благов. Родная природа в лирике современного русского поэта. «Свияга», «Земля в закате багровом...», «Озноб осыпал снег с берёзы...», «Сроки», «Ранний снег» и другие стихотворения. | 2 | Комбинированный | Художественные особенности стихов, анализ. | беседа | Доклады обучающихся | ||
32 | ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ – сказочник. Слово о писателе. | 1 | Комбинированный | Сказочное творчество писателя, его своеобразие. | беседа | Доклады обучающихся, чтение стихов | ||
33 | Обзор жизни и поэзии Д.В. Давыдова. | 1 | Объяснение нового материала | Сведения о жизни и творчестве поэта. | беседа | Подготовка к тестированию, создание презентации. | ||
34 | Памятные места города Ульяновска | 1 | Систематизация ЗУН | Сведения о памятниках Ульяновска: местоположении, истории их создания | беседа |