Программа внеурочной деятельности "Литературный Симбирск" (литература и литературное краеведение)

2
0
Материал опубликован 7 December 2017 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель школьного объединения «Литературный Симбирск» – изучение творчества писателей и поэтов Ульяновской области, а также традиционной народной культуры нашего края. Познание Ульяновской земли, воспитание любви к родному краю – одна из главных задач курса.

Основные задачи объединения:

- дать учащимся общее представление об особенностях литературного и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной литературе и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

Данный курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном воспитании.

Основа курса – работа с текстом художественного произведения, постижение авторского видения окружающего мира, формирование личности учащегося. Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступление с сообщениями, докладами, рефератами и т.д.

Предлагаемая программа является примерной: учитель, исходя из особенностей класса, уровня подготовки, наличия художественных текстов, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий, заменять одни произведения другими.

Тематический план школьного объединения «Литературный Симбирск» рассчитан на 34 часа и составлен на основе региональной программы учебного курса «Литературное краеведение для учащихся V-IX классов основной школы. Автор-составитель В.Н.Янушевский. 1997 год (версия 2010 года, исправленная и дополненная)», рекомендованной Министерством образования Ульяновской области.

Используемые пособия:

Родное слово: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 224 с.

Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Сост. А.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2010. – 256с.

Календарно-тематическое планирование

объединения

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ СИМБИРСК»

п/п

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

Метод контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Вступительный урок. Цели и задачи предмета.

1

Вводный

Содержание и структура литературного объединения

беседа

     

2-3

Традиционная народная культура. Календарные обряды.

2

Объяснение нового материала, комбинированный

Понятие традиционной народной культуры. Содержание и назначение календарных обрядов, их своеобразие.

Беседа, сообщения обучающихся

Подготовка докладов по темам

   

4-5

Святки

2

Объяснение нового материала, комбинированный

Содержание и особенности святок как обряда.

Беседа, сообщения обучающихся

Пересказ, подготовка докладов по темам

   

6-7

Масленица.

2

Объяснение нового материала, комбинированный

Содержание и особенности обряда.

Беседа, сообщения обучающихся

Пересказ, подготовка докладов по темам

   

8-9

Троица.

2

Объяснение нового материала, комбинированный

Содержание и особенности обряда.

Беседа, сообщения обучающихся, викторина

Пересказ, подготовка докладов по темам

   

10-11

Песенно-обрядовый фольклор.

2

Объяснение нового материала, комбинированный

Художественные особенности произведений УНТ. Особенности содержания песенно-обрядового фольклора.

Беседа, сообщения обучающихся,

Пересказ, подготовка докладов по темам

   

12-14

Свадебный обряд. Предсвадебный период. Собственно свадьба. Послесвадебный период. Свадебно-обрядовая поэзия

3

Объяснение нового материала, комбинированный, систематизация ЗУН

Содержание и структура свадебного обряда, его особенности.

Беседа, сообщения обучающихся, тест

Пересказ, подготовка докладов по темам. Подготовка стенгазеты.

   

15-16

Писатели-сказочники.

СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ.

Личность автора. Сказки Аксакова.

2

Объяснение нового материала

Сведения о жизни и творчестве писателя.

Беседа

Пересказ, чтение сказки

   

17

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».Творческая история сказки.

1

Комбинированный

Содержание и история создания сказки.

Беседа

Пересказ, сообщения обучающихся

   

18-19

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Сила добра и любви в сказке. Анализ сказки.

2

Комбинированный

Проблематика сказки и художественное своеобразие.

беседа

Сообщения обучающихся

   

20-21

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ.

Детство писателя. Жизнь и творчество. Родовое поместье «Языково». Дом Языковых в Симбирске (Ульяновске).

2

Объяснение нового материала

Сведения о жизни и творчестве писателя

беседа

Доклады обучающихся чтение сказки

   

22-23

Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре». Фольклорная основа «Сказки о пастухе и диком вепре». Чтение и анализ.

2

Комбинированный

Содержание сказки, элементы фольклора в произведении.

Опрос, тест

Подготовка доклада

   

24-25

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ САДОВНИКОВ – певец родной земли. О личности писателя.

2

Объяснение нового материала

Сведения о жизни и особенности творчества писателя

беседа

Чтение стихов, анализ, сообщения обучающихся

   

26-27

Волжская природа в лирике Садовникова.

На Волге», «К Волге», «В Жигулях» и другие стихотворения. Богатство выразительных средств поэта.

2

Комбинированный

Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи и основного образа стихов, формирование умения строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

беседа

Подготовка доклада

   

28-29

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БЛАГОВ.

Личность автора. Деревенское детство. Начало творческого пути.

2

Объяснение нового материала

Сведения о жизни и особенности творчества писателя

беседа

Чтение стихов, анализ

   

30-31

Н.Н. Благов. Родная природа в лирике современного русского поэта. «Свияга», «Земля в закате багровом...», «Озноб осыпал снег с берёзы...», «Сроки», «Ранний снег» и другие стихотворения.

2

Комбинированный

Художественные особенности стихов, анализ.

беседа

Доклады обучающихся

   

32

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ – сказочник. Слово о писателе.

1

Комбинированный

Сказочное творчество писателя, его своеобразие.

беседа

Доклады обучающихся, чтение стихов

   

33

Обзор жизни и поэзии Д.В. Давыдова.

1

Объяснение нового материала

Сведения о жизни и творчестве поэта.

беседа

Подготовка к тестированию, создание презентации.

   

34

Памятные места города Ульяновска

1

Систематизация ЗУН

Сведения о памятниках Ульяновска: местоположении, истории их создания

беседа

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.