Контрольная работа по биологии для 8 класса
Промежуточная аттестация по биологии 8 класса.
1 вариант.
Инструкция для обучающихся.
Работа состоит из 8 заданий. На её выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Желаем удачи!
Задание № 1. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Характеристика |
Отдел кишечника |
А. заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов |
1. тонкий |
Б . всасывается основная часть воды |
2. толстый |
В . расщепляется клетчатка |
|
Г . внутренняя поверхность имеет микроворсинки |
|
Д. формирование каловых масс |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание № 2. Установите соответствие между типами желез и их названиями.
Название желез |
Тип желез |
А. Гипофиз |
1. Железы внешней секреции. |
Б . Надпочечники |
2. Железы внутренней секреции |
В . Потовые железы |
|
Г . Слюнные железы |
|
Д. Щитовидная железа |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание № 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт 1) от сердца 2) к сердцу 3) насыщенная углекислым газом 4) насыщенная кислородом 5) под высоким давлением 6) под низким давлением
Ответ:
Задание № 4. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) высокая температура 2) воспалённые глаза 3) головная боль 4) выпадение волос 5) повышенный аппетит 6) слабость
Ответ:
Задание № 5. Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) спинно-мозговой нерв 2) нервный узел 3) промежуточный мозг 4) черепно-мозговой нерв 5) спинной мозг 6) средний мозг Ответ:
Задание № 6. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ
Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клеткам тела ____________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От легких к тканям и органам кровь транспортирует _____________(Б), а обратно уносит ______________(В). Кровь переносит также ___________(Г) – вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.
Термины: 1) кислород 2) питательные вещества 3) азот 4) гормоны
5) ферменты 6) углекислый газ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Задание №7 . Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Укажите не менее двух функций.
Задание № 8. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Где образуются антитела при вакцинации? 2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки? 3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью. Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным. Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина. Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Промежуточная аттестация по биологии 8 класса.
2 вариант.
Инструкция для обучающихся.
Работа состоит из 8 заданий. На её выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Желаем удачи!
Задание № 1. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Признак |
Круг кровообращения |
А. берёт начало в левом желудочке |
1. малый круг |
Б . из сердца вытекает артериальная кровь |
2. большой круг |
В . кровь обогащается углекислым газом |
|
Г.кровь из сердца попадает в лёгочную артерию |
|
Д. берёт начало в правом желудочке |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание № 2. Установите соответствие между типами желез и их характеристиками.
Характеристика |
Тип желез |
А. Имеют выводные протоки |
1. Железы внешней секреции. |
Б . Отсутствуют выводные протоки |
2. Железы внутренней секреции |
В . Выделяют секрет в кровь. |
|
Г . Выделяют секрет в полости тела или органов |
|
Д. Выделяют секрет на поверхность тела |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание № 3. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) эритроциты 2) плазма 3) лейкоциты 4) лимфа 5) тромбоциты 6) миоциты
Ответ:
Задание № 4. Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) спинно-мозговой нерв 2) нервные узлы 3) продолговатый мозг 4) нервные сплетения 5) спинной мозг 6) мозжечок
Ответ:
Задание № 5. Видами соединительной ткани являются? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гладкая 2) костная 3) жировая 4) мерцательная 5) хрящевая 6) поперечно-полосатая
Ответ:
Задание № 6. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г). Термины: 1) ткань 2) часть тела 3) нервы 4)кишечник 5) желудок 6) почки 7) продукты обмена 8) непереваренные остатки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А |
Б |
В |
Г |
Задание № 7. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей жиры? Укажите не менее двух функций.
Пояснение.
Задание № 8. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Кто из людей подвергается иммунизации с помощью сыворотки? 2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью вакцины? 3) Какова заслуга Л. Пастера в борьбе с эпидемиями?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью. Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным. Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина. Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Промежуточная аттестация по биологии 8 класса.
Инструкция для учителя
Работа состоит из 8 заданий. На её выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Каждое задание оценивается по определённым баллам. Общее количество баллов составляет 28.
Ответы
Задания |
1 вариант |
вариант |
Количество баллов |
Базовый уровень |
|||
1Умение устанавливать соответствие |
А – 1, Б – 2, В – 2, Г – 1, Д – 2 |
А – 2, Б – 2, В – 2, Г – 1, Д - 1 |
5 |
2Умение устанавливать соответствие |
А – 2, Б – 2, В – 1 Г – 1, Д - 2 |
А – 1, Б – 2 , В – 2 Г – 1, Д - 1 |
5 |
3 Умение проводить множественный выбор |
2 , 4 , 6 |
1 , 3 , 5 |
3 |
4 Умение проводить множественный выбор |
1 , 3 , 6 |
3 , 5 , 6 |
3 |
5 Умение проводить множественный выбор |
1 , 2 , 4 |
2 , 3 , 5 |
3 |
6 Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных |
А – 2, Б – 1, В – 6, Г – 4 |
А – 2, Б – 3, В – 6, Г – 7 |
4 |
Повышенный уровень |
|||
7 Задание с развернутым ответом |
В ответе должно быть указано не менее двух из этих функций: 1) строительная; 2) защитная; 3) ферментативная; 4) энергетическая; 5) двигательная; 6) запасающая; 7) регуляторная. |
В ответе должно быть указано не менее двух из этих функций: 1. Пластическая (строительная) 2. Энергетическая 3. Запасающая 4. Защитная 5. Регуляторная 6. Источник воды |
2 |
8 Умение работать с текстом биологического содержания |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Антитела образуются В-лимфоцитами. 2) Приобретенный, пассивный иммунитет. 3) Э. Дженнер разработал первую вакцину против оспы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Сыворотку вводят инфицированному человеку, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. 2) Искусственный, активный. 3) Л. Пастер предложил метод предохранительных прививок, например от сибирской язвы, бешенства |
3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок. 2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки. 1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки. 0 баллов - ответ отсутствует. |
Итого |
28 |
Критерии оценивания
24 – 28 баллов – отметка « 5 »
18 – 23 балла - отметка « 4 »
13 – 17 балла - отметка « 3 »
0 – 12 балла - отметка « 2 »
Надежда