Контрольная работа по биологии человека «Опорно-двигательная система» (8 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
"ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"
Вариант 1.
При выполнении заданий 1-11 выберите один правильный ответ из четырех. |
|||||||
1. Опорно-двигательный аппарат человека образован: |
|||||||
а. только скелетом |
в. скелетом и скелетными мышцами |
||||||
б. только скелетными мышцами |
г. скелетом и мышцами сердца и желудка |
||||||
2. Гибкость костей обеспечивается за счет: |
|||||||
а. органических веществ |
в. губчатого строения |
||||||
б. неорганических веществ |
г. трубчатого строения |
||||||
3. К осевому скелету относятся: |
|||||||
а. кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
|||||||
б. череп и скелет свободных конечностей |
|||||||
в. скелет туловища, кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
|||||||
г. череп и скелет туловища |
|||||||
4. Шейный отдел позвоночника состоит из: |
|||||||
а. 12 позвонков |
б. 5 позвонков |
в. 7 позвонков |
г. 24 позвонков |
||||
5. Скелет свободной верхней конечности образуют: |
|||||||
а. локтевая и лучевая кости, кости кисти |
|||||||
б. плечевая кость, кости предплечья и кости кисти |
|||||||
в. лопатка и две ключицы |
|||||||
г. лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти |
|||||||
6. Пояс нижних конечностей образуют: |
|||||||
а. крестец |
в. бедренная кость и крестец |
||||||
б. бедренная и берцовая кости |
г. тазовые кости |
||||||
7. Цифрой 2 на рисунке обозначена кость: |
|
||||||
а. бедренная |
|||||||
б. большая берцовая |
|||||||
в. малая берцовая |
|||||||
г. тазовая |
|||||||
|
|||||||
8. Ребра с грудиной соединены: |
|||||||
а. посредством хряща |
в. неподвижно, образуя шов |
||||||
б. посредством сустава |
г. связками |
||||||
9. Какая мышца опускает плечо вниз и отводит руки за спину? |
|||||||
а. трехглавая плеча |
б. двуглавая плеча |
в. дельтовидная |
г. широчайшая спины |
||||
10. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует: |
|||||||
а. согреть поврежденный сустав |
|||||||
б. самостоятельно вправить вывих |
|||||||
в. приложить лед к поврежденному суставу |
|||||||
г. превозмогая боль разработать поврежденный сустав |
|||||||
11. Пример динамической работы – это: |
|||||||
а. удержание поднятой штанги |
в. чтение книги за письменным столом |
||||||
б. ожидание автобуса на остановке |
г. бег на длинную дистанцию |
||||||
При выполнении заданий 12-14 выберите три верных ответа из шести. |
|||||||
12. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет: |
|||||||
а. прямой позвоночник без изгибов |
г. позвоночник S-образной формы |
||||||
б. грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении |
д. сводчатую стопу |
||||||
в. грудную клетку, сжатую с боков |
е. массивный лицевой отдел черепа |
||||||
13. Неправильная осанка может привести к: |
|||||||
а. смещению и сдавливанию внутренних органов |
|||||||
б. нарушению кровоснабжения внутренних органов |
|||||||
в. растяжению связок в тазобедренном суставе |
|||||||
г. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы |
|||||||
д. деформации грудной клетки |
|||||||
е. увеличению количества минеральных веществ в костях |
|||||||
14. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической, |
|||||||
а. быстрее наступает утомление |
г. работоспособность более продолжительна |
||||||
б. движения в суставах не происходит |
д. уменьшается частота сердечных сокращений |
||||||
в. утомление наступает медленно |
е. сокращение мышц чередуется с расслаблением |
||||||
При выполнении заданий 15-16 установите соответствие. |
|||||||
15. Установите соответствие между костью черепа человека и отделом черепа. |
|||||||
КОСТИ ЧЕРЕПА |
ОТДЕЛ ЧЕРЕПА |
||||||
а. лобная |
1. лицевой |
||||||
б. височная |
2. мозговой |
||||||
в. скуловая |
|
||||||
г. носовая |
|||||||
д. нижнечелюстная |
|||||||
16. Установите соответствие между примером соединения костей и типом, к которому оно относится. |
|||||||
ПРИМЕР |
ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ |
||||||
а. бедренная и большая берцовая кости |
1. неподвижное |
||||||
б. лобная и теменная кости |
2. подвижное |
||||||
в. затылочная и височная кости |
|
||||||
г. нижняя челюсть и височная кость |
|||||||
д. позвонки крестцового отдела |
|||||||
При выполнении заданий 17-18 установите правильную последовательность. |
|||||||
17. Установите последовательность расположения отделов позвоночника человека (сверху вниз): |
|||||||
а. поясничный |
в. грудной |
г. крестцовый |
|||||
б. шейный |
|
д. копчиковый |
|||||
18. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса: |
|||||||
а. кости пясти |
в. плечевая кость |
г. кости запястья |
|||||
б. лучевая кость |
|
д. фаланги пальцев |
|||||
При выполнении задания 19 вставьте в текст пропущенные термины. |
|||||||
19. Вставьте в текст «Строение кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
|||||||
СТРОЕНИЕ КОСТИ Кость покрыта соединительнотканной оболочкой – _____ (А). За счет деления ее клеток кость растет в _____ (Б), таким образом обеспечивается _____ (В) функция. Кроме этой функции, она выполняет еще _____ (Г) и трофическую, т.к. в ней много кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон. |
|||||||
1. толщина |
4. опорная |
6. костеобразующая |
|||||
2. фасция |
5. надкостница |
7. длина |
|||||
3. защитная |
|
8. образовательная |
|||||
При выполнении задания 20 прочитайте текст и найдите в нем биологические ошибки. |
|||||||
20. Внимательно прочитайте текст «Скелет головы» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. |
|||||||
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа человека преобладает над мозговым. 3. Кости черепа человека соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочная кости относятся к мозговому отделу, а скуловые и челюстные – к лицевому. 5. Верхнечелюстная кость подвижная, а нижнечелюстная – неподвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
"ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"
Вариант 2.
При выполнении заданий 1-11 выберите один правильный ответ из четырех. |
|||||||
1. Какую функцию выполняет красный костный мозг? |
|||||||
а. опорную |
б. кроветворную |
в. защитную |
г. двигательную |
||||
2. Какие из перечисленных костей относятся к трубчатым? |
|||||||
а. кости свода черепа |
в. кости бедра и голени |
||||||
б. кости тел позвонков |
г. мелкие кости кисти и стопы |
||||||
3. Твердость кости зависит от: |
|||||||
а. трубчатого строения |
в. наличия неорганических веществ |
||||||
б. губчатого строения |
г. наличия органических веществ |
||||||
4. К добавочному скелету относятся: |
|||||||
а. череп и скелет туловища |
|||||||
б. кости поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
|||||||
в. скелет туловища, поясов конечностей и скелет свободных конечностей |
|||||||
г. скелет свободных конечностей |
|||||||
5. Грудной отдел позвоночника состоит из: |
|||||||
а. 12 позвонков |
б. 5 позвонков |
в. 7 позвонков |
г. 24 позвонков |
||||
6. Какие кости образуют плечевой сустав? |
|||||||
а. плечевая кость и грудина |
в. плечевая кость и кости предплечья |
||||||
б. лопатка и ключица |
г. лопатка, ключица и плечевая кость |
||||||
7. Цифрой 1 на рисунке обозначена кость: |
|
||||||
а. ключица |
|||||||
б. плечевая |
|||||||
в. локтевая |
|||||||
г. лучевая |
|||||||
|
|||||||
8. Какие кости в скелете человека соединены между собой неподвижно? |
|||||||
а. плечевая и локтевая |
в. кости мозгового отдела черепа |
||||||
б. ребра и грудина |
г. кости грудного отдела позвоночника |
||||||
9. Какая из перечисленных мышц участвует в повороте головы влево и вправо? |
|||||||
а. трапециевидная |
в. затылочная |
||||||
б. двуглавая плеча |
г. грудино-ключично-сосцевидная |
||||||
10. Наложение шины на сломанную конечность: |
|||||||
а. уменьшает ее отек |
в. предупреждает смещение сломанных костей |
||||||
б. замедляет кровотечение |
г. препятствует проникновению микробов |
||||||
11. Пример статической работы – это: |
|||||||
а. подтягивание на турникете |
в. поднимание и опускание штанги |
||||||
б. утренняя пробежка |
г. разгадывание кроссворда сидя за столом |
||||||
При выполнении заданий 12-14 выберите три верных ответа из шести. |
|||||||
12. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных? |
|||||||
а. позвоночник имеет пять отделов |
г. мозговой отдел черепа больше лицевого |
||||||
б. стопа имеет свод |
д. имеются парные суставные конечности |
||||||
в. в шейном отделе семь позвонков |
е. форма позвоночника S–образная |
||||||
13. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести |
|||||||
а. активный образ жизни |
г. постоянное ношение тяжестей в одной руке |
||||||
б. слабое развитие мышц |
д. ношение обуви без каблука в детстве |
||||||
в. стрессовая ситуация |
е. нарушение режима питания |
||||||
14. Цель доврачебной помощи при травме: |
|||||||
а. обеспечить щадящую транспортировку больного в травмпункт |
|||||||
б. расспросить больного о полученной травме |
|||||||
в. осмотреть больного |
|||||||
г. уменьшить кровотечение |
|||||||
д. уменьшить боль |
|||||||
е. исключить инфекцию |
|||||||
При выполнении заданий 15-16 установите соответствие. |
|||||||
15. Установите соответствие между костью черепа человека и отделом черепа. |
|||||||
КОСТИ ЧЕРЕПА |
ОТДЕЛ ЧЕРЕПА |
||||||
а. теменная |
1. лицевой |
||||||
б. затылочная |
2. мозговой |
||||||
в. верхнечелюстная |
|
||||||
г. клиновидная |
|||||||
д. решетчатая |
|||||||
16. Установите соответствие между типом соединения костей и местом в скелете человека, где такое соединение существует. |
|||||||
МЕСТО СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ |
ТИП СОЕДИНЕНИЯ |
||||||
а. крестцовые позвонки |
1. неподвижное |
||||||
б. плечо и предплечье |
2. полуподвижное |
||||||
в. грудные позвонки |
3. подвижное |
||||||
г. кости мозговой части черепа |
|
||||||
д. голень и стопа |
|||||||
е. копчик |
|||||||
При выполнении заданий 17-18 установите правильную последовательность. |
|||||||
17. Установите последовательность расположения отделов позвоночника человека (снизу вверх): |
|||||||
а. поясничный |
в. крестцовый |
г. грудной |
|||||
б. копчиковый |
|
д. шейный |
|||||
18. Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса: |
|||||||
а. плюсна |
в. бедренная кость |
г. фаланги пальцев |
|||||
б. малоберцовая кость |
|
д. предплюсна |
|||||
При выполнении задания 19 вставьте в текст пропущенные термины. |
|||||||
19. Вставьте в текст «Строение кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. |
|||||||
СТРОЕНИЕ КОСТИ Кость покрыта соединительнотканной оболочкой – _____ (А). За счет деления ее клеток кость растет в _____ (Б), таким образом обеспечивается _____ (В) функция. Кроме этой функции, она выполняет еще _____ (Г) и трофическую, т.к. в ней много кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон. |
|||||||
1. толщина |
4. опорная |
6. костеобразующая |
|||||
2. фасция |
5. надкостница |
7. длина |
|||||
3. защитная |
|
8. образовательная |
|||||
При выполнении задания 20 прочитайте текст и найдите в нем биологические ошибки. |
|||||||
20. Внимательно прочитайте текст «Скелет туловища» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. |
|||||||
1. Основу скелета туловища составляет позвоночник. 2. Он образован отдельными позвонками. 3. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал, в котором находится головной мозг. 4. Позвоночник человека имеет 5 изгибов: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. 5. Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры. 6. В позвоночнике различают отделы: шейный (7 позвонков), грудной (24 позвонка), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков). |