Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
Контрольная работа не только проверяет знания учеников по данной теме, но и раскрывает их творческий потенциал. Время выполнения – 30-40 минут.
Для выполнения заданий потребуется ручка, карандаш простой и несколько цветных карандашей или цветных ручек.
Цели и задачи:
– проверить и оценить степень усвоения материала из раздела «Лексика»;
– раскрыть творческий потенциал обучающихся;
– проверить умение обучающихся давать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
– развитие письменной речи учащихся;
– обогащение словарного запаса, расширение кругозора
Источники информации:
1. Т.А. Ладыженская и др. Учебник. Русский язык. 5 класс. 1 часть. М., «Просвещение», 2023.
2. Загадки.
https://pozdravok.com/scenarii/konkursy/zagadki-pro/uchitelya/
Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»
1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой)
1) наука о звуках речи;
2) изучает законы образования слов;
3) раздел науки, относящийся к слову.
2.Синонимы – это слова одной части речи… запишите определение.
3. Антонимы – это… Дайте определение, запишите его.
4. Омонимы – это … Дайте определение, запишите его.
5. Паро́нимы — это слова… Дайте определение, запишите его.
6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа):
1) глупый – популярный; 2) добрый – сердечный; 3) громадный – лилипут.
7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа):
1) богатый – бедный; 2) ликование – радость; 3) хитрость – ловкость.
8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа:
1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) пила – пила.
9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.
1) (дождевой, дождливый) поток; 2) (злой, злостный) фея; 3) (праздничный, праздный) обед.
10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Прямой (дорога, взгляд); тёплый (встреча, слова, осень); горький (лекарство, перец, мысли).
11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово.
1) Инструмент для измерения длины какой-либо поверхности – это…
2) Красная строка, отступ в начале строки – это…
3) Раскаты, сопровождающие молнию во время грозы – это…
12. Отгадайте загадки, запишите ответ под соответствующей цифрой.
1) По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. | 2) Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. | 3) Может жечь глаголом ярким, Может правила спросить, Если ты падеж не знаешь, То заставит заучить! |
13. Запишите лексическое значение многозначного слова ЗВЕЗДА (3-4 значения), нарисуйте картинку к каждому значению. Вы можете воспользоваться цветными карандашами или ручками.
14. Как вы понимаете смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»? Запишите свой ответ. Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так:ИЛИ К.Г. Паустовский говорил нам о том, что...
Контрольная работа для 5 класса по теме «Лексикология» 1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой) 1) наука о звуках речи; 2) изучает законы образования слов; 3) раздел науки, относящийся к слову. 2.Синонимы – это слова одной части речи… запишите определение. 3. Антонимы – это… Дайте определение, запишите его. 4. Омонимы – это … Дайте определение, запишите его. 5. Паро́нимы — это слова… Дайте определение, запишите его. 6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа): 1) глупый – популярный; 2) добрый – сердечный; 3) громадный – лилипут. 7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа): 1) богатый – бедный; 2) ликование – радость; 3) хитрость – ловкость. 8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа: 1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) пила – пила. 9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним. 1) (дождевой, дождливый) поток; 2) (злой, злостный) фея; 3) (праздничный, праздный) обед. 10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении. Прямой (дорога, взгляд); тёплый (встреча, слова, осень); горький (лекарство, перец, мысли). 11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово. 1) Инструмент для измерения длины какой-либо поверхности – это… 2) Красная строка, отступ в начале строки – это… 3) Раскаты, сопровождающие молнию во время грозы – это… 12. Отгадайте загадки, запишите ответ под соответствующей цифрой.
13. Запишите лексическое значение многозначного слова ЗВЕЗДА (3-4 значения), нарисуйте картинку к каждому значению. Вы можете воспользоваться цветными карандашами или ручками. 14. Как вы понимаете смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»? Запишите свой ответ. Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так:ИЛИ К.Г. Паустовский говорил нам о том, что... | Контрольная работа для 5 класса по теме «Лексикология» 1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой) 1) наука о звуках речи; 2) изучает законы образования слов; 3) раздел науки, относящийся к слову. 2.Синонимы – это слова одной части речи… запишите определение. 3. Антонимы – это… Дайте определение, запишите его. 4. Омонимы – это … Дайте определение, запишите его. 5. Паро́нимы — это слова… Дайте определение, запишите его. 6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа): 1) глупый – популярный; 2) добрый – сердечный; 3) громадный – лилипут. 7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа): 1) богатый – бедный; 2) ликование – радость; 3) хитрость – ловкость. 8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа: 1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) пила – пила. 9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним. 1) (дождевой, дождливый) поток; 2) (злой, злостный) фея; 3) (праздничный, праздный) обед. 10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении. Прямой (дорога, взгляд); тёплый (встреча, слова, осень); горький (лекарство, перец, мысли). 11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово. 1) Инструмент для измерения длины какой-либо поверхности – это… 2) Красная строка, отступ в начале строки – это… 3) Раскаты, сопровождающие молнию во время грозы – это… 12. Отгадайте загадки, запишите ответ под соответствующей цифрой.
13. Запишите лексическое значение многозначного слова ЗВЕЗДА (3-4 значения), нарисуйте картинку к каждому значению. Вы можете воспользоваться цветными карандашами или ручками. 14. Как вы понимаете смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»? Запишите свой ответ. Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так:ИЛИ К.Г. Паустовский говорил нам о том, что... |
Критерии
При оценивании работы ориентируйтесь на процент выполнения заданий. 1 недочёт, 1 негрубая ошибка - 5 (98-100%)
Задания выполнены на 70 % и выше % - 4
50 %-69 – 3
Менее 49 % - 2.
Должно быть 25 правильных ответов
25-24 – 5
17-23 – 4
12-16 -3
Ключ
1.3
2. Синонимы – это слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, могут отличаться друг от друга оттенками значений.
3. Антонимы – это слова одной части речи с противоположным значением.
4. Омонимы – это слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.
5. Паро́нимы – это (однокоренные) слова, сходные по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением (разные по значению и употреблению).
6.2
7.1
8. 3
9. 1) дождевой поток; 2) злая фея; 3) праздничный обед.
10. Прямая дорога. прямой взгляд; тёплая встреча, тёплые слова, теплая осень; горькое лекарство, горький перец, горькие мысли.
11. 1) рулетка 2)абзац 3) гром
12. 1) Ветер 2) Солнце 3) учитель
13. Константин Георгиевич Паустовский пишет о богатстве и гибкости русского языка. В нашем языке неисчерпаемое количество изобразительно-выразительных средств, синонимов, антонимов, омонимов. Можно найти определения для самых невероятных явлений, рассказать о любых событиях, выразить свои эмоции, передать свои чувства. В этом нам помогают слова.
14. Звезда – это небесное тело, видимое ночью (светящаяся точка на небе);
деятель искусства, науки, спорта (актриса, певица …);
геометрическая фигура, фигура с треугольными выступами по окружности;
морская звезда – хищный обитатель морей и океанов (морское животное).
Кияйкина Наталья Федоровна