Контрольная работа по теме: «Россия в правление Александра III»

4
0
Материал опубликован 27 January 2021

Контрольная работа по теме: «Россия в правление Александра III».

9 класс

1 – вариант

Часть I.

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.. - 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) начало строительства Транссибирской магистрали

Б) прекращение временнообязанного состояния крестьян

В) завершение присоединения Средней Азии


1) 1881 год

2) 1884 год

3) 1889 год

4) 1891 год

5) 1893 год


2.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. -1 б.

1) открытие первой публичной библиотеки в Москве

2) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

3) подписание указа о запрете применения детского труда в ночное время.

4) утверждение «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»

3. Запишите термин, о котором идёт речь. - 1 б.

Художники, в знак протеста ушедшие из Академии художеств, с 1870 г. стали называться_______________.


4. Какие три из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику России 1880-х годов? Соответствующие цифры запишите в ответ. - 2 б.

1) возрастание роли реформаторов в правительстве

2) свёртывание либеральных реформ

3) ужесточение цензуры

4) усиление принципа сословности в образовании

5) рост крестьянского движения

6) освобождение крестьян от крепостной зависимости


5. Какие приведённые характеристики соответствуют положению русского крестьянства 1890-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ. - 2 б.

1) существование Крестьянского поземельного банка, способствующего приобретению крестьянами земли

2) уплата крестьянами подушной подати

3) отбывание крестьянами барщины

4) отсутствие у крестьян права приобретать недвижимость

5) выплата крестьянами выкупных платежей

6) существование крестьянской поземельной общины


6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - 1 б.

1) При Александре III проводится политика «контрреформ», направленная на ограничение результатов реформ Александра II.

2) При Александре III проводилась успешная экономическая политика.

3) Российская империя в 1880-е годы становится одним из основных экспортёров зерна.

4) Согласно циркуляру «о кухаркиных детях» ограничивались возможности получения гимназического образования для представителей незнатных сословий.

Номер предложения, содержащего…

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2







7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. – 2 б.

Железнодорожное строительство в России

Годы

Открыто для движения дорог (в верстах)

казной

частными обществами

всего

до 1871

2101

7989

10 090

1871-1880

57

11 089

11 146

1881-1890

5023

2349

7372

1891-1900

7750

11 272

19 022


НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) Большая часть железных дорог в России во второй половине XIX в. была построена

Б) Наибольшее количество верст железнодорожного сообщения было введено в эксплуатацию в

В) В 1881-1890 гг. наибольшее количество верст железных дорог было построено

1) 1881-1890 гг.

2) 1891-1900 гг.

3) частными обществами

4) казной

Часть II.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания №8-10. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.

Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.

Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога - соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана.»


8. Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон? – 2 б.


9. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведены названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее четырех мер). – 2 б.


10. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее двух объяснений автором такого отношения. – 3 б.


___________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

18-16 б. – «5» 15-13 б. - «4» 12- 9 б. - «3» менее 9 б. – «2»


Контрольная работа по теме: «Россия в правление Александра III».

9 класс

2 – вариант

Часть I.


1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.. - 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) ликвидация автономии университетов

Б) заключение русско-французского договора

В) закон, об уравнении старообрядцев в правах

1) 1883 год

2) 1884 год

3) 1886 год

4) 1891год

5) 1894 год


2.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. – 1 б.

1) подписание указа «о кухаркиных детях»

2) законодательное установление число рабочих и праздничных дней на производстве

3) открытие Эрмитажа

4) издание манифеста «О незыблемости самодержавия»

3. Запишите термин, о котором идёт речь. - 1 б.

«Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов».


4. Что из перечисленного характеризует царствование Александра III? Соответствующие цифры запишите в ответ. - 2 б.

1) установление свободы вероисповедания

2) курс на сохранение незыблемых основ самодержавной власти

3) смягчение цензурных требований

4) создание по поручению императора проектов по введению органа народного представительства

5) укрепление сословного начала в системе земского и городского самоуправления

6) русификаторская политика на национальных окраинах


5. Экономический курс министров финансов Н. Бунге и И. Вышнеградского характеризуется. Соответствующие цифры запишите в ответ. - 2 б.

1) повышением таможенных пошлин для ввозимых товаров

2) увеличением подушной подати

3) оздоровлением финансовой системы страны

4) ограничением вывоза отечественных товаров за границу

5) запретом привлечения иностранных инвестиций

6) привлечение иностранного капитала


6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - 1 б.

1) Была введена должность земских начальников, в результате чего земское самоуправление было подчинено дворянам.

2) С 1893 года начинается подъём железнодорожного строительства.

3) При Александре III наблюдается небывалый рост русской промышленности.

4) При Александре III проводится политика «контрреформ», направленная на ограничение результатов реформ Александра II.


Номер предложения, содержащего…

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2






7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. - 2 б.


Сборы хлебов на душу сельского населения

 

Год

Западный регион

Приуралье

Северо-Западный регион

1870

17 пудов

21 пуд

13 пудов

1890

17 пудов

28 пудов

14 пудов

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) Сборы хлебов сохранились на прежнем уровне в

Б) Наибольший рост сбора хлебов был отмечен в

В) В северо-западных районах России сборы хлебов    

1) снизились

2) Приуралье

3) Западном регионе

4) незначительно возросли

5) Северо-Западном регионе



Часть II.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания №8-10. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из статьи историка В. Г. Чернухи


«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».


8. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования. - 2 б.

9. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике. - 2 б.

10. Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют? - 3 б.

_____________________________________________________________________________

Критерии оценки:

18-16 б. – «5»

15-13 б. - «4»

12- 9 б. - «3»

менее 9 б. – «2»










Контрольная работа по теме: «Россия в правление Александра III».


КЛЮЧ


п/п

1 – вариант

2 – вариант

1 – 2 б.

412

251

2 – 1 б.

1432

3412

3 – 1 б.

передвижниками

могучая кучка

4 – 2 б.

234

256

5 – 2 б.

156

136

6 – 1 б.

1423

4132

7 – 2 б.

324

324

8 – 2 б.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) имя императора — Александр III;

2) годы его царствования — 1881—1894;

3) Александр III вступил на трон после убийства народовольцами императора Александра II.

1) император — Александр III;

2) годы его царствования — 1881—1894 гг.


2 б.

Могут быть названы мероприятия Александра III по крестьянскому вопросу:

1) снижение выкупных платежей;

2) отмена подушной подати;

3) перевод крестьян на обязательный выкуп;


4) открытие Крестьянского банка.



Могут быть названы следующие задачи царствования:

1) сохранение самодержавия;

2) пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведённых Александром II реформ;

3) восстановление сословного начала, покровительство дворянству;

4) русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин;

5) борьба с революционным движением и либералами.

10 – 3 б.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) Приведена следующая оценка:

-автор с одобрением относится к внутренней и внешней политике императора Александра III.

2) Приведены объяснения:

- мероприятия императора по решению крестьянского вопроса;

- повышение благосостояния народа;

- любовь императора к явлениям русской, народной культуры;

-строительство железных дорог;

-отказ от разрешения международных споров военным путем;

-рост международного авторитета России.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы: оценка:

1) автор относится негативно (критически) к политике Александра III;

положения:

1) «Он закрывал перед Россией возможности конституционного развития»;

2) отвергал доводы о бесперспективности поддержки помещичьего землевладения.

Критерии оценки:

18-16 б. – «5»

15-13 б. - «4»

12- 9 б. - «3»

менее 9 б. – «2»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.