СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Контрольный диктант по теме: « Изменение имён существительных по падежам». (3 класс – 1 четверть)
Природа осенью.
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась
сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные
дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на
осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем
к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-
дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно
речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы. (73 слова)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
- слова с безударными гласными в корне – 14 слов;
- слова с проверяемыми согласными в корне – 6 слов;
- слова с приставками – 9 слов;
- слова с предлогами – 11 слов;
- слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;
- слова с мягким знаком – 7 слов;
- слова из словаря – 6 слова.
Грамматическое задание.
- Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и
образуйте форму единственного числа.
- Определите род существительных.
1 вариант – Земля , хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;
2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.
Лес осенью
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!
Задания.
1.Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).
2.Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.
3.Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
Начало лета
Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката.
Леса, покрытые нежными светло-зелёными листьями, становятся красивыми и привлекательными.
В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, среди кустарников, растущих вблизи водоёмов, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.
Появляются детёныши у многих пушных зверей.
В поле и на лугу в ясные дни много насекомых. Рано утром просыпаются пчёлы.
(70 слов.)
Задания:
1. Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы, на которые они отвечают.
2. Укажи, каким членом предложения служит каждый глагол.
3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.
4. Подчеркни в словах сочетания чк, чн.
5. К слову появляются напиши проверочное слово. Поставь ударение.
6. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
7. Подчеркни слова, в которых есть разделительный мягкий знак.
Диктант №2 Скоро будет ненастье
Утром на небе виднеются багровые лучи. Туманы после рассвета не исчезают. Превращаются в низкие слоистые облака.
Перед ненастьем хорошо видны яркие лучи, которые стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце.
Дым из труб и от костра стелется понизу. Днём и ночью температура воздуха почти не меняется. Отчетливо слышны вокруг звуки.
Утром появляется радуга. Соль становится влажной. Рыба не клюёт.
(61 слово.)
Слова для справок: закрывающих, превращаются.
Задания:
1. Выпиши глаголы вместе с существительными, к которым они относятся.
2. Поставь вопросы. Укажи время глаголов.
3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Раздели слова на слоги.
4. Подчеркни в словах известные орфограммы.
Контрольный диктант по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». (3 класс – 2 четверть)
Зимой.
Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые
дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый
иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.
Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.
Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом
Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли
Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.
Природа ожила.
(70 слов)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
- слова с безударными гласными в корне – 14 слов;
- слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;
- слова с приставками – 13 слов;
- слова с предлогами – 9 слов;
- слова с мягким знаком – 7 слов;
- слова из словаря – 6 слов;
- существительные с безударными падежными окончаниями – 9 слов;
- прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.
Грамматическое задание.
- Найдите существительные в Р.п. и Д.п. Обозначьте орфограмму.
Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».
(3 класс – 3 четверть)
Зима.
Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой
товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все
дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.
Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы
и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий
снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-
шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его
осветил стройные деревья.
(73 слова)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
- слова с безударными гласными в корне – 17 слов;
- слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слова;
- слова с приставками – 6 слов;
- слова с предлогами – 8 слов;
- слова с шипящими на конце – 2 слова;
- слова с мягким знаком – 8 слов;
- слова из словаря – 3 слова.
- существительные с безударными падежными окончаниями – 10 слов;
- прилагательные с безударными падежными окончаниями – 7 слов.
Грамматическое задание.
- Подчеркнуть все прилагательные;
- Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант – снежным (ковром); 2 вариант - (по) лесным (полянам);
- Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:
1 вариант – из соседн… села, по звёздн… небу, в здоров… теле,
рыж… лисицу, по широк… долине;
вариант – до поздн… вечера, к весенн… севу, в мехов… полушубке,
рыж… белку, к березов… роще.
Проверяются умения:
- определять падежи имен прилагательных;
- распознавать падежи имён прилагательных;
- писать безударные падежные окончания прилагательных;
- делать морфологический разбор прилагательного.
- распознавать существительные в Р.п. и Д.п.
- писать безударные падежные окончания.
Проверочный диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».
(3 класс – 4 четверть)
Весна.
Наступила весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка.
Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. Речка бежит широкая и бурная.
На деревьях появились маленькие листочки. На старой берёзе уже
возится грач. В чистом весеннем воздухе поют птицы. Показалась
молоденькая травка. Школьники сделали гряды на своём огороде и
посадили новые сорта овощей. Летом они будут проводить борьбу с
вредными насекомыми, а к осени устроят выставку овощей. Ребята
сделали скворечники и написали красочные плакаты.
( 72 слова)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
- слова с безударными гласными в корне – 21 слово;
- слова с проверяемыми согласными в корне – 2 слова;
- слова с приставками – 6 слов;
- слова с предлогами – 9 слов;
- слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 6 слов;
- слова с мягким знаком – 9 слов;
- слова из словаря – 5 слов.
- существительные с безударными падежными окончаниями – 7 слов;
- прилагательные с безударными падежными окончаниями – 11 слов.
Грамматическое задание.
- В предложение выделить главные и второстепенные члены.
Выписать слова парами с вопросом.
1 вариант – В чистом весеннем воздухе поют птицы.
2 вариант – На деревьях появились маленькие листочки.
Проверяются умения:
- определять и выделять нужными линиями все члены предложения;
- выделять из предложения словосочетания.
Карине Рафаеловна
Адамова Нарема Семедовна