Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса
/data/files/d1560773368.doc (Сборник)
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса
Челябинск, 2019
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Разработчики:
Галиуллина Н.К., преподаватель МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания высшей квалификационной категории.
Фаткуллина Анна Викторовна, студентка 41 группы.
ГБПОУ «ЧПК№1»
Настоящее пособие предназначено для учителей, школьников и родителей. В нем представлены олимпиадные задания по русскому языку, направленные на формирование у учащихся 3 класса познавательных общеучебных универсальных учебных действий.
Материалы сборника могут быть использованы на уроках, при подготовке к олимпиадам по русскому языку, при составлении заданий олимпиады по русскому языку, для самостоятельной работы вне школы.
ГБПОУ «ЧПК№1», 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Занятие 1 «Фонетика и орфоэпия» |
6 |
Занятие 2 «Орфография и пунктуация» |
9 |
Занятие 3 «Состав слова» |
13 |
Занятие 4 «Морфология» |
16 |
Занятие 5 «Морфология» |
20 |
Занятие 6 «Лексика» |
23 |
Занятие 7 «Синтаксис» |
28 |
ОТВЕТЫ |
33 |
Библиографический список |
40 |
Пояснительная записка
Содержание заданий сборника составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Цель сборника – способствовать развитию познавательных общеучебных умений: определять тему, выделять и формулировать познавательные цели, уметь работать с необходимой информацией, рефлексия способов и условия действия, контроль процесса и результатов деятельности. Овладение такими умениями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, а также возможность развить способности в изучении предмета, который позволит успешно участвовать в предметной олимпиаде по русскому языку.
Для формирования у младших школьников познавательных общеучебных универсальных учебных действий в процессе разработки сборника использовались вопросы и задания такой типологии, которые наиболее часто встречаются в олимпиадных заданиях.
Сборник разработан с целью развития у младших школьников познавательных общеучебных универсальных учебных действий.
Для реализации цели сборника были выделены следующие задачи:
подобрать упражнения на развитие умение определять тему, с которой связаны задания;
отразить в заданиях развитие умение формулировать познавательную цель для понимания учебной задачи;
предусмотреть в упражнениях работу с информацией, содержащейся в вопросах и тексте заданий;
обеспечить развитие умений контролировать процесс выполнения заданий;
способствовать развитию умений оценивать результат выполненных заданий.
Для решения поставленных задач, олимпиадные задания распределены по следующим разделам: «Фонетика и орфоэпия», «Орфография и пунктуация», «Состав слова», «Морфология», «Лексика», «Синтаксис». Задания каждого раздела разнообразны по типологии: закрытого и открытого типа, на соотнесение и составление последовательности, на группировку и анализ. Сборник олимпиадных заданий может быть использован не только для подготовки к олимпиадам, но и как источник дополнительных дидактических материалов для уроков русского языка, для составления индивидуальных заданий для учащихся.
Занятие 1
«Фонетика и орфоэпия»
Задание №1.
В какой строке разбор слова ЕЛЬНИК выполнен правильно? Обведи букву правильного варианта ответа.
А) Ельник – 2 слога, 6 букв, 7 звуков.
Б) Ельник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков.
В) Ельник – 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
Задание №2.
Прочитай слова. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
якорь, каюта, сирень, яблоко, вечер, армия, ёжик.
____________________________________________________________________
Задание №3.
Подумай и скажи, почему в слове КОЛОКОЛА три буквы О, но нет звука [О]? Запиши ответ ниже.
____________________________________________________________________
Задание №4.
Укажи слова, в которых есть один и тот же повторяющийся согласный звук. Обведи цифры правильного варианта ответа.
подсчёт |
4) погреб |
подскочить |
5) подводка |
турпоход |
6) геолог |
Задание №5.
Сколько звуков [й] произносится в предложении? Запиши ответ ниже.
Ёжик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке и сказал еноту ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»
Ответ: _______________
Задание №6.
В каком из данных слов четыре звука? Обведи букву правильного варианта ответа.
А) её |
В) ель |
Б) ясли |
Г) ноль |
Задание №7.
Какое слово задумано? Запиши ответ ниже.
1-й звук этого слова – общий звук слов конечно и что.
2-й звук – ударный звук слова балуется.
3-й звук – 3-й звук слова робкий.
4-й звук – 3-й звук слова якорь.
5-й звук – ударный звук слова столяр.
Ответ: _______________
Задание №8.
Какой звук является общим для каждой пары слов? Запиши эти звуки рядом.
А) чайка – юрты ____ |
Г) лук – люди ____ |
Б) книжка – наш ____ |
Д) оса – осёл ____ |
В) ясень – ноют ____ |
Е) мял – мак ____ |
Задание №9.
Подумай и запиши три слова, в которых буква «я» обозначала бы два звука.
____________________________________________________________________
Задание №10.
Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки.
малыш, лужицы, пальцы, таблица, ливень, шалаш.
Задание №11.
Возьми третий звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, четвёртый звук от слова съехал, ударный гласный от слова каталог.
Запишите получившееся слово ниже.
Ответ:_____________________
Задание №12.
Расшифруй письмо и запиши его.
[л’ус’а __________________________________________
з’д’эс’ ч’удный’ лук _________________________________________
й’а у п’ин’ка л’ижу __________________________________________
мн’э с’н’ица грус’т’ _________________________________________
пад й’олкай’ __________________________________________
ил’й’а] __________________________________________
Задание №13.
Запишите рядом количество букв и звуков в словах.
ясень - ________________
олень - ________________
льёт - ________________
смотреть - ________________
Задание №14.
В каких словах буква «С» обозначает звук [с]? Запиши эти слова ниже.
просьба, сшить, сжечь, слушать, семь, сгореть, слить
Ответ:_______________________________________________________________
Задание №15.
Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении. Запиши количество ниже.
Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.
Ответ:_____________________
Задание №16.
Определи, в каком слове все согласные звуки глухие. Запиши это слово ниже.
чеснок, салат, капуста, картофель
Ответ:_____________________
Задание №17.
В каких словах есть только твёрдые согласные? Подчеркни эти слова.
звонить, земля, солнце, рушишь, сено
Задание №18.
В каком слове количество звуков и букв совпадают? Обведи букву правильного варианта ответа.
А) поздно Б) веешь В) пять Г) юла Д) сеют
Задание №19.
Выпиши слова, в которых есть звук [й].
И вскользь мне бросила змея:
« У каждого судьба своя!»
Но я- то знал, что так нельзя-
Жить, извиваясь и скользя.
Ответ:_______________________________________________________________
Задание №20.
Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запиши эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку в л'эс// с'ижу на йэл'и/ штоб волк'и н'и сйэл'и]
____________________________________________________________________
Занятие 2
«Орфография и пунктуация»
Задание №1.
Подчеркни в словах орфограммы. Подбери и запиши проверочные слова для каждого слова.
стрела - _______________________ холодный - __________________
пирожки - ______________________ травка - ____________________
Задание №2.
Подчеркни нужную букву в начале слова.
(с,з)дание, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь
Задание №3.
Вставь пропущенные буквы там, где необходимо.
В глубочайш…м ок…ан…, с настоящ…м т…вар…щ…м, перц…м, сторож…м, шприц…м,обруч…м, пом…щ…, ц…ган, станц…я, ц…ркуль, вз..ерошенный, ра…крутить, ра…гладить, грузч…к, горош…к, письм…цо,умн…ца, в здани…, о лентя…, о тяжест…, син…нький, рыж…ватый, заботл..вый, доблес..ный, опас…ный, ухв…тились, чу..кий.
Задание №4.
Подбери к данным словам как можно больше проверяемых однокоренных слов. Обозначь орфограмму.
Зимы - _____________________________________________________________
Море –__________________________________________________________
Горе –_____________________________________________________________
Задание №5.
Исправь буквы в поговорках так, чтобы они стали правильными.
Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Пуганая ворона куска боится.
Лес рубят — кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.
Задание №6.
Вставь пропущенные буквы.
Ено... — красавец смотрит вни...,
Там потянулась сла...ко ры...ь.
Плывет могучий бегемо...,
Медве.ь над нерпою реве...,
И белый голу...ь там летает,
Всех отдохну...ь нас приглашает.
Задание №7.
В каких из данных слов есть буква безударного гласного, проверяемая ударением?
Выбери правильный ответ.
1) угощать 4) угостим
2) гостить 5) гость
3) угощали 6) гости
Задание №8.
Проверь, правильно ли подобрано проверочное слово. Если есть ошибка, то исправь её.
Л..нять – пишу букву е, так как проверочное слово лень.
Задание №9.
Укажи верное объяснение написания буквы безударного гласного в корне слова.
салёный – пишу букву а в корне слова, проверочное слово салить
измирять – пишу в корне букву и, проверочное слово мир
хвостливый – пишу о в корне, проверочное слово хвост
освещать – пишу е в корне, проверочное слово свет
Задание 10.
Отметь ряд, в котором пропущена одна и та же буква безударного гласного.
св…тильник, ед…иница, сн…жать
об…жать (друга), п…щать, защ…щать
уг…щать, повт…рять, насл…ждаться
тр…щать, укр…плять, изв…нить
Задание 11.
Выпиши слова, в которых есть орфограмма «Проверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне».
Под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и тёплый ветер нежен и упруг.
____________________________________________________________________
Задание 12.
В каком ряду во всех словах пропущена буква непроизносимого согласного?
ре…кий, ро…кий, но…ки
здра…ствуй, учас…ник, громоз…кий
искус…ный, вкус…ный, ужас…ный
Задание 13.
Подчеркни в каждом ряду «лишнее» слово.
чес…ный, опас…ный, поз…ний
глад…кий, ре…кий, вкус…ный
Задание 14.
Расставь знаки препинания в предложении.
Какой прекрасный фильм восхищались зрители
Задание 15.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Обведи букву правильного варианта ответа.
А) «Ты откуда?» - спросил незнакомец.
Б) Счастливого тебе путешествия паучок.
В) Кот угрожающе мяукал, перебирал когтями и готовился к прыжку.
Задание 16.
Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? Подчеркни ошибки и запиши правильно предложение.
Циган купил красофки.
____________________________________________________________________
Задание 17.
Поставь запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а во втором – о четырёх.
На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
Задание 18.
Найди ошибочные утверждения.
а) для слова «сердце» проверочным является слово «сердечко»;
б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;
в) в слове «карман…чик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;
г) в слове «министр» три слога;
Задание 19.
Вставь пропущенные буквы.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил.
В огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.
Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .
Задание 20.
Помоги Маше написать письмо бабушке. Поставь нужные знаки препинания.
Дорогая бабушка____
Как же я соскучилась по тебе___ Как ты себя чувствуешь___
У меня всё хорошо____Как я провела каникулы, напишу тебе позже___
Маша___
Занятие 3
«Состав слова»
Задание 1.
Найди слово, которое не соответствует схеме. Обведи цифру правильного варианта ответа.
1) приятный 3) прекрасный
2) пересадка 4) придорожный
Задание 2.
Образуй от данных слов новые слова с помощью приставки и суффикса (можно использовать окончания), разбери их по составу:
Стакан – _________________________________________
Шеф – ___________________________________________
Нога –____________________________________________
Задание 3.
От данных существительных образуй глаголы, выдели корень.
звон - |
________________________ |
звук - |
________________________ |
зелень - |
________________________ |
блеск - |
________________________ |
свет - |
________________________ |
корм - |
________________________ |
крик - |
________________________ |
рассказ - |
________________________ |
Задание 4.
Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено |
марка |
Банк |
ежи |
Стол |
рот |
Зал |
бики |
Яр |
вал |
Задание 5.
Разбери по составу.
пришкольный, наладчик, загорала, переплётчик, учительница.
Задание 6.
Ваня и Зина играли в «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:
автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль.
Какое слово стояло на месте многоточия?
А) кошелёк |
В) котелок |
|
Б) колобок |
Г) котёнок
|
Задание 7.
Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным оттенком значения.
брат- |
________________________ |
ель - |
________________________ |
мышь - |
________________________ |
изба - |
________________________ |
Задание 8.
Перед тобой три слова: ДЕВОЧКА, КАРЕТА, КОЛОВОРОТ. Собери из слогов этих слов новое слово: из первого слова возьми первый слог, из второго – второй слог, а из третьего – третий слог. Запиши полученное слово.
Ответ:________________________
Задание 9.
Перед тобой три слова: УЛИТКА, ЧУЧЕЛО, КУСТАРНИК. Собери из слогов этих слов новое слово: из первого слова УЛИТКА возьми первый слог, из второго слова ЧУЧЕЛО – второй слог, а из третьего слова КУСТАРНИК – третий слог. Запиши полученное слово
Ответ:________________________
Задание 10.
Найди слова с приставками. Подчеркни их.
Принести, растить, катать, обрадоваться, спрятать, рассмеяться, печь, научиться, вести , помогать.
Задание 11.
Образуй однокоренные слова от существительных при помощи суффиксов.
-еньк- , -очк-, -ок.
Белый лист - ____________________________________
Красная ваза - ____________________________________
Теплый свитер - ____________________________________
Задание 12.
Найди слова, строение которых соответствует схеме. Подчеркни их.
приставка, корень, суффикс, окончание
бабочка, подушка, подъезд, мостик, пригородный
Задание 13.
Разбери слова по составу.
заморозки, полет, грибник, вырубка.
Задание 14.
Укажи слова, в которых частью корня является «на».
1) надежда
2) наломать
3) наземный
4) наружный
Задание 15.
Выбери слова с приставками. Укажи их номера в ответе.
1. (за)ночевал 2. (за)спиной 3. (в)лез 4. (с)мылом 5. (по)работал 6. (через)лёд.
Ответ: ____________________________
Задание 16.
Укажи слово с суффиксом к.
а) мак в) язык
б) лапка г) картина
Задание 17.
Укажи, из каких частей состоит слово подснежник.
а) из приставки, корня, суффикса, окончания
б) из корня, суффикса, окончания
в) из приставки, корня, окончания
г) из приставки, корня, суффикса
Задание 18.
Найди слова, которые соответствуют схеме. Укажи цифру правильного варианта ответа.
сердечко, охота, дождь
лесничий, морозный, осинка
булочка, капустный, дождик
гости, проход, иней
Занятие 4
«Морфология»
Задание 1.
Из данных слов составь и запиши предложение, укажи над словами части речи.
осеннем, в, ребята, грибы, лесу, собирали
____________________________________________________________________
Задание 2.
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово - имя существительное. Необходимо использовать все буквы.
лик – пена = |
________________________ |
иск – том = |
________________________ |
кожа – ворон =
|
________________________ |
Задание 3.
Подчеркни существительные, у которых нет формы единственного числа.
очи, бигуди, жалюзи, санки, лыжи, коньки, каникулы
Задание 4.
Найди и исправь ошибки в образовании формы родительного падежа.
Купили шесть килограмм яблок, помидор, апельсин.
Много сапог, носок, чулков, ботинок, туфлей
____________________________________________________________________
Задание 5.
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Охра + под = ________________________
2. Кит + рана =________________________
3. Ров + поза =________________________
Задание 6.
Допиши слова в предложении и определи род существительного карусель.
Закружи__ карусель(________),
Загуде___ , точно шмель.
Задание 7.
В каком ряду все выделенные слова являются именами прилагательными? Обведи цифру правильного варианта ответа.
мелкие деньги, этот дом, глухое место
знойный воздух, мясной фарш, медная проволока
весенняя птица, голубизна неба, теплый свет
Задание 8.
Правильно ли определены части речи? Запиши неверные номера предложений.
синева (неба) – прил.
нежность (мамы) – прил.
розовый (бант) – прил.
плаксивый (ребёнок) – гл.
Ответ: _________________
Задание 9.
Правильно ли определены части речи? Запиши неверные номера предложений.
доброта (бабушки) – прил.
молчаливый (человек) – гл.
жёлтая (трава) – прил.
каменный (дом) – прил.
Ответ: _________________
Задание 10.
Правильно ли Маша определила форму числа имён прилагательных? Если есть ошибки, то запиши их номера.
спокойное море – ед.ч.
чёрная скала – ед.ч.
золотая листва – мн.ч.
крутые берега – мн.ч.
шумная детвора – мн.ч.
Ответ: _________________
Задание 11.
Найди два однокоренных глагола в отрывке из стихотворения и выпиши их.
День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес…
Гаснут листья. Меркнет лес.
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 12.
У каких прилагательных нельзя определить форму рода? Почему?
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 13.
Петя определял род имён прилагательных. Выпиши номера, где род определён неверно.
военный парад – м.р.
древние стены – ж.р.
воинская слава – ж.р.
полковое знамя – ср.р.
последние сражения – ср.р.
далёкие выстрелы – м.р.
Ответ: _________________
Задание 14.
Определи род имён прилагательных. Запиши ответ рядом.
вкусн… вермишель ____________
сочн… дыня ____________
яблочн… компот ____________
концертн… рояль ____________
Задание 15.
Какое из слов имеет следующие признаки: называет признак; находится в форме ед.ч.; изменяется по родам; ж.р.? Выпиши это слово.
красный (флаг), краснота, тёмная (вода), темнота, зелёные (берёзы), зелень.
Ответ: _________________
Задание 16.
Расставь в правильной последовательности алгоритм определения падежа имени прилагательных.
нахожу существительное, от которого зависит прилагательное
задаю вопрос от существительного к прилагательному
нахожу прилагательное
в таком же падеже находится и прилагательное
определяю падеж существительного
Ответ: _________________
Задание 17.
Распредели все глаголы на три группы в зависимости от формы времени.
Объявит, гнал, слышал, пишет, таял, прочитают, гнутся, будут полоть, льют, решит, выливают, осветит.
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
|
_______________ |
_______________ |
|
|
_______________ |
Задание 18.
Установи закономерность и вставь нужные слова.
Встретил – встретит, нарисовал – нарисует, решил - ______________, ____________ - любит, ______________ - поможет.
Задание 19.
Отметь имена существительные, которые не изменяются по числам.
огурец |
осины |
сани |
ножницы |
храбрость |
борьба |
Задание 20.
В каком ряду все имена прилагательные употреблены в форме одного и того же падежа? Обведи цифру правильного ответа.
вспоминать о весенней грозе, наслаждаться летней погодой, прислушиваться к весенней трели
пойти в соседнюю деревню, составить словесный портрет, смотреть на плакучую иву
дует яростный ветер, совершить интересное путешествие, строится гигантский завод
Занятие 5
«Морфология»
Задание 1.
У каких имен существительных нет формы единственного числа? Подчеркни их.
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Задание 2.
Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова. Запиши в скобках.
Стою на нашем берегу ( ), покой границы берегу ( ).
Больной ( ) плохо переносил лекарство.
Кто без кисти и белил ( ) крыши города белил ( )?
Задание 3.
Раздели слова в две группы:
существительное, корень, прилагательное, глагол, окончание, предлог, суффикс, приставка, местоимение.
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
|
_______________ |
|
Задание 4.
От прилагательного «синий» образуй по 3 слова имени существительного и глагола.
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
Задание 5.
Соотнеси пункты левого и правого столбика.
прилагательные |
а) называют предметы |
существительные |
б) обозначают действия предметов |
глагол |
в) являются действиями предметов |
местоимения |
г) называют признаки предметов |
|
д) указывают на признаки предметов, но не называют их |
|
е) указывают на предметы, но не называют их |
Задание 6.
Есть ли в русском языке личные местоимения, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что?
Ответ: ____________________________________________________________________
Задание 7.
Прочитай отрывок из стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и выбери цифру ряда, в котором правильно названы местоимения из данного текста.
Скучный дождик льётся.
Чиж уснул на жёрдочке.
Нарисую солнце
И приклею к форточке.
Пусть сияет на окне
И тебе
И мне!
на, к, тебе, мне
и, к, на
на, и, к, тебе, мне
тебе, мне
Задание 8.
Найди, где неправильно употреблено местоимение. Обведи цифру правильного ответа.
зашёл за нею
встретился в лесу с ними
увидел её на полянке
обратился к ему с вопросом
Задание 9.
Запиши числительные словами без ошибок.
В году 12 месяцев. 9 мая — Праздник Победы.
Каждый 4 год — високосный. Таня учится в 3 классе.
Ответ: ____________________________________________________________________
Задание 10.
От каждого количественного числительного образуй порядковое.
три — _____________________
восемь — __________________
десять — ___________________
Задание 11.
Образуй порядковые числительные от следующих количественных.
А) мужского рода: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать;
Б) женского рода: тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, сто.
А) ___________________ |
Б)___________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
|
_____________________ |
|
_____________________ |
|
Задание 12.
Сколько в данном тексте имён прилагательных? Выбери правильный вариант ответа.
Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие птицы. Над полем в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни. Утро обещает ясный и тёплый день.
А) 7 В) 4
Б) 5 Г) 6
Задание 13.
От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
вкусный _____________________ радостный _____________________
огуречный _____________________ солнечный_____________________
Задание 14.
В какой строчке записаны только нарицательные имена существительные? Обведи цифру правильного варианта ответа.
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ, ПАЛЬТО, СНЕГ
ЖИРАФ, МЕЛ, ДЕВОЧКА
САМАРА, РОССИЯ, «ДЮЙМОВОЧКА»
Задание 15.
Составь синквейн по теме «Дружба».
_____________________________________________ |
_____________________________________________ |
_____________________________________________ |
_____________________________________________ |
_____________________________________________ |
Задание 16.
Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.
помидоры – |
___________________________ |
носки – |
___________________________ |
яблоки – |
___________________________ |
апельсины – |
___________________________ |
туфли – |
___________________________ |
Задание 17.
Составь 3 предложения, используя данные глаголы.
пишу, иду, смеюсь, учусь, боюсь, сижу.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 18.
Ты уже знаешь, что при изменении по падежам у слова меняется окончание. А есть ли в русском языке такая часть речи, у которой при изменении по падежам меняется не только окончание, но и основа?
Ответ: ______________________________________________________________
Занятие 6
«Лексика»
Задание 1.
Подбери и запиши к каждому слову антонимы.
холод - _______________ ночь - _____________________
добрый - ______________ кричать - __________________
друг - ________________ плохой - ____________________
Задание 2.
Найди слова - синонимы и соедини линией.
шалун валяться
сладкоежка клейкий
птичка квакушка
плакать озорник
лежать птаха
лягушка лакомка
липучий реветь
Задание 3.
Соедини фразеологизмы, противоположные по значению
повесить нос одним духом
в час по чайной ложке воспрянуть духом
жить душа в душу как кошка с собакой
Задание 4.
Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
Обсуждать надо часто – решать однажды.
_______________________________________________________________
Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
_______________________________________________________________
Трудно схватить двух угрей двумя руками.
_______________________________________________________________
Задание 5.
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Держать ухо востро. |
|
Работать не покладая рук. |
Сидеть сложа руки. |
|
Воды в рот набрать. |
Лясы точить. |
|
Душа в душу. |
Как кошка с собакой. |
|
Ворон считать. |
Задание 6.
Прочитай русские пословицы и пословицы других народов, соедини их попарно, в зависимости от смысла.
Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто спрашивает.
С волками жить - по-волчьи выть. Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.
В тихом омуте черти водятся. Тихая вода берега подмывает.
Задание 7.
Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Подчеркни его.
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Задание 8.
Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Жить душа в душу - ___________________________
На ночь глядя - ___________________________
Повесить нос - ___________________________
Водой не разольешь - __________________________
Дело в шляпе - ___________________________
Задание 9.
Соедини словосочетания с близким по значению глаголом
загрустить |
дать по шапке |
бездельничать |
обвести вокруг пальца |
баловать |
вставлять палки в колёса |
голодать |
бить баклуши |
прогнать |
зарубить на носу |
запомнить |
гладить по голове |
обмануть |
класть зубы на полку |
мешать |
повесить голову |
Задание 10.
Подбери антонимы - имена существительные.
трус – |
_____________________ |
начало – |
_____________________ |
ложь – |
_____________________ |
свет – |
_____________________ |
радость – |
_____________________ |
здоровье – |
_____________________ |
Задание 11.
Определи значение выражения одним глаголом.
клевать носом – |
_____________________ |
зарубить на носу – |
_____________________ |
чесать языком – |
_____________________ |
дать стрекача – |
_____________________ |
ломать голову – |
_____________________ |
Задание 12.
Соедини части пословиц.
На словах и так и сяк... |
покажи делом. |
На словах города берет… |
да скупа на дела. |
Не храбрись словом |
а на деле ни шагу вперед. |
Щедра на слова… |
а на деле никак. |
Задание 13.
Подбери и напиши слова с противоположным смыслом.
Любить- ______________________
Дружба- ______________________
Строить-______________________
Задание 14.
Прочитай четверостишье. Замените устаревшие слова современными.
Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
кибитка – |
_____________________ |
ямщик – |
_____________________ |
облучко – |
_____________________ |
тулуп – |
_____________________ |
кушачок – |
_____________________ |
Задание 15.
Подчеркни в каждой строчке устаревшие слова.
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
Нос, рот, очи, уши.
Задание 16.
Составь три предложения с данными словами: очи, кудель, мотыга.
________________________________________________________________.
_________________________________________________________________.
_______________________________________________________________.
Задание 17.
Распредели данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
_______________ |
Задание 18.
Подбери антонимы к подчеркнутым словам.
лёгкий чемодан – |
_____________________ |
лёгкая задача – |
_____________________ |
лёгкий мороз – |
_____________________ |
мелкий почерк – |
_____________________ |
мелкое озеро– |
_____________________ |
Задание 19.
Прочитай стихотворение Я. Козловского и найди в нём слова – омонимы, запиши их ниже.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
Ответ:_______________________________________________
Задание 20.
Определи слова по их описанию. Запиши оба слова ниже.
Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.
Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.
Ответ:_______________________________________________________________
Занятие 7
«Синтаксис»
Задание 1.
В каком предложении правильно подчёркнуты подлежащее и сказуемое? Обведи это предложение.
А) Белые чайки кружились над водой.
Б) Белые чайки кружились над водой.
В) Белые чайки кружились над водой.
Задание 2.
Отредактируй текст, не изменяя порядка слов (обозначь границы предложений).
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
Задание 3.
Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» и выбери высказывание, которое отражает главную мысль текста.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Охотник расставил сеть на голубку.
Если ты помогаешь другим, то и тебя выручат в трудную минуту.
Волна захлестнула муравья.
Голубка вспорхнула и улетела.
Задание 4.
Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 5.
В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.
А. Она тоже была вырезана из картона.
Б. Должно быть, она была танцовщицей.
В. На его пороге стояла хозяйка.
Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.
Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.
а) Б ,А, Д, Г, В. в) Г, В, А, Д, Б.
б) Д, Б, А, В, Г. г) Д, А, Г, Б, В.
Задание 6.
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Мать встретила Катю.
Мать встретила Катя.
Задание 7.
Подчеркните словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.
играть с мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит.
Задание 8.
Отметь, какая из пар является словосочетанием.
сосенки выросли
молодые сосенки
около опушки
Задание 9.
Отметь, какие пары слов не являются словосочетаниями.
иней посеребрил
посеребрил траву
траву и листья
на деревьях
Задание 10.
Отметь, какие из данных сочетаний слов не являются словосочетаниями.
Сойка спрячет крупный и спелый жёлудь в дупле и забудет о нем.
сойка спрячет
крупный и спелый
сойка в дупле
спрячет и забудет
спрячет жёлудь
в дупле
забудет о нём
Задание 11.
Расположи предложения так, чтобы получился текст. Запиши последовательность номеров предложений в ответе.
1. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. 2. Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и отпадают с дерева постепенно, а не все сразу. 3. Дерево и стоит зелёным круглый год. 4. Но почему она в течении года одного цвета? 5. Всем известна загадка о ёлке: Зимой и летом одним цветом».
Ответ:__________________________________
Задание 12.
Расположи предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст. Запиши последовательность номеров предложений в ответе.
По снегу к нему крался кот.
На его нижней ветке сидел воробей.
Кот присел и с жалобным мяуканьем бросился прочь.
Вдруг с дерева прямо на кота упал большой ком снега.
Всю ночь шёл снег, и теперь дерево под окном стояло в пушистой белоснежной шапке.
Ответ:__________________________________
Задание 13.
Определи границы предложений.
Разросся по склону оврага тенистый сад по дну оврага протекала речушка тут же невдалеке она впадала в большую реку речушка была тихая с густыми зарослями по берегам в этих зарослях была протоптана в воде тропинка.
Задание 14.
Определи границы предложений.
Все русские города всегда имели свои гербы вот старинный герб города Серпухова на нём в центре щита изображен павлин радугой переливаются перья этой чудесной птицы это символ яркого ситца который производится в городе.
Задание 15.
Выпиши из предложения словосочетания.
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту.
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 16.
Грамотно построй предложения и подчеркни главные члены предложения.
Корова ест мясо. Собака ест траву.
Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Задание 17.
Определи вид предложений по цели высказывания.
Кто там ходит у ворот?____________________________________________________
Божья коровка паслась на листочке.__________________________________________
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай._______________________
Задание 18.
Прочитай стихотворение и выпиши предложения, которые будут подходить под характеристики данные ниже.
Кусты трещат, ломаются,
И шуму – на весь лес!
За ягодой пытается
Медведь в малинник влезть.
Он сел на лапы задние
И вот, не торопясь,
Бросает сладку ягоду
В свою большую пасть.
А ягод летом нынешним
Богатый урожай.
Ты ешь малину, Мишенька,
Но веток не ломай.
1) Побудительное, невосклицательное. __________________________________________________________________
2) Повествовательное, восклицательное.
__________________________________________________________________
Задание 19.
Найди верную характеристику предложения по интонации и цели высказывания.
Таня, посмотри как много здесь грибов!
восклицательное, повествовательное
невосклицательное, вопросительное
восклицательное, побудительное
невосклицательное, побудительное
Задание 20.
Из данных слов составь предложение и определи его вид по цели высказывания.
устроили, на, журавли, танцы, болоте
Ответ: ______________________________________________________________
ОТВЕТЫ
Занятие 1. «Фонетика и орфоэпия»
Номер задания |
Ответ |
1. |
Б |
2. |
Каюта, яблоко, армия, ёжик |
3. |
Звук [о] произносится только под ударением. в этом слове три буквы о обозначают безударные звуки [а]. |
4. |
1,4,6 |
5. |
4 звука |
6. |
1 |
7. |
Шубка |
8. |
А) [йʼ] Б) [ш] В) [йʼ] Г) [у] Д) [а] Е) [а] |
9. |
(проверьте, те ли слова подобрал ученик) |
10. |
Малыш, лужицы, шалаш |
11. |
Тихо |
12. |
Люся! Здесь чудный луг. Я у пенька лежу. Мне снится груздь под ёлкой. Илья. |
13. |
ясень – 5 б., 5 зв. олень – 5 б., 4 зв. льёт – 4 б., 4 зв. смотреть – 8 б., 7 зв. |
14. |
слушать, слить |
15. |
4 раза |
16. |
Капуста |
17. |
Солнце, рушишь |
18. |
Б |
19. |
Змея, своя, извиваясь |
20. |
Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. |
Занятие 2. «Орфография и пунктуация»
Номер задания |
Ответ |
1. |
стрела - стрелы холодный - холод пирожки - пирожок травка - травы |
2. |
Здание, сделать, здесь, сберечь |
3. |
В глубочайшем океане, с настоящим товарищем, перцем, сторожем, шприцем, обручем, помощь, цыган, станция, циркуль, взъерошенный, раскрутить, разгладить, грузчик, горошек, письмецо ,умница, в здании, о лентяе, о тяжести, синенький, рыжеватый, заботливый, доблестный, опасный, ухватились, чуткий. |
4. |
Зимы – зимовать, зимородок… Море – морской, моряк, морячка… Горе – горевать, пригорюнился… |
5. |
Отольются кошке Мышкины слезки. |
6. |
Енот — красавец смотрит вниз, |
7. |
1. 2, 3, 4 |
8. |
Л..нять – пишу букву и, так как проверочное слово линька. |
9. |
4 |
10. |
2 |
11. |
Луг, упруг |
12. |
2 |
13. |
Опасный, вкусный |
14. |
«Какой прекрасный фильм!» - восхищались зрители. |
15. |
Б |
16. |
Циган купил красофки. Цыган купил кроссовки. |
17. |
На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. |
18. |
Б, В, Г |
19. |
Шарик рану зализал, с костью в будку залезал. |
20. |
Дорогая бабушка! Как же я соскучилась по тебе! Как ты себя чувствуешь? У меня всё хорошо. Как я провела каникулы, напишу тебе позже. Маша. |
Занятие 3. «Состав слова»
Номер задания |
Ответ |
1. |
1 |
2. |
|
3. |
звон – звонить, звук –звучит, зелень – зеленеет, блеск – блестит, свет – светит, корм – кормит, крик – кричит, рассказ - рассказывает |
4. |
Сеновал, банкрот, столбики, залежи, ярмарка |
5. |
|
6. |
В |
7. |
Братишка, ёлочка, мышонок, избушка |
8. |
Дерево |
9. |
Ученик |
10. |
Принести, обрадоваться, спрятать, рассмеяться, научиться, помогать. |
11. |
Беленький листок, красненькая вазочка, тёпленький свитерок. |
12. |
Пригородный |
13. |
|
14. |
1,4 |
15. |
1,3,5 |
16. |
Б |
17. |
А |
18. |
3 |
Занятие 4. «Морфология»
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||||||||
1. |
Ребята собирали грибы в осеннем лесу. (сущ., гл., сущ., пр., прил., сущ.) |
||||||||||||||||||
2. |
Пеликан, москит, жаворонок |
||||||||||||||||||
3. |
Очи, бигуди, жалюзи, санки, каникулы |
||||||||||||||||||
4. |
Купили шесть килограммов яблок, помидоров, апельсинов. Много сапог, носков, чулок, ботинок, туфель. |
||||||||||||||||||
5. |
Пароход, картина, паровоз |
||||||||||||||||||
6. |
Закружила карусель( ж.р.), Загудела, точно шмель. |
||||||||||||||||||
7. |
2 |
||||||||||||||||||
8. |
1,2,4 |
||||||||||||||||||
9. |
1,2 |
||||||||||||||||||
10. |
3,5 |
||||||||||||||||||
11. |
Подходит, уходит |
||||||||||||||||||
12. |
У прилагательных, относящихся к существительным в форме мн.ч., т.к. окончание такого прилагательного не зависит от рода имени существительного. |
||||||||||||||||||
13. |
2,5,6 |
||||||||||||||||||
14. |
Ж.р., ж.р., м.р., м.р. |
||||||||||||||||||
15. |
Темная |
||||||||||||||||||
16. |
3,1,2,5,4 |
||||||||||||||||||
17. |
|
||||||||||||||||||
18. |
Встретил – встретит, нарисовал – нарисует, решил - решит, любил - любит, помогал - поможет. |
||||||||||||||||||
19. |
2,3,5,6 |
||||||||||||||||||
20. |
2 |
Занятие 5. «Морфология»
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||||||||||
1. |
Бигуди, жалюзи, санки, каникулы |
||||||||||||||||||||
2. |
Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу ( гл. ). Больной (прил.) плохо переносил лекарство. Кто без кисти и белил ( сущ. ) крыши города белил (гл. )? |
||||||||||||||||||||
3. |
|
||||||||||||||||||||
4. |
-------- |
||||||||||||||||||||
5. |
1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – е |
||||||||||||||||||||
6. |
Личные местоимения 3-его лица |
||||||||||||||||||||
7. |
4 |
||||||||||||||||||||
8. |
4 |
||||||||||||||||||||
9. |
Двенадцать, девятое, четвертый, третьем |
||||||||||||||||||||
10. |
Третий, восьмой, девятый |
||||||||||||||||||||
11. |
|
||||||||||||||||||||
12. |
А |
||||||||||||||||||||
13. |
Вкус, огурец, радость, солнце |
||||||||||||||||||||
14. |
2 |
||||||||||||||||||||
15. |
-------- |
||||||||||||||||||||
16. |
Помидоров, носков, яблок, апельсинов, туфель |
||||||||||||||||||||
17. |
---------- |
||||||||||||||||||||
18. |
У личных местоимений при изменении по падежам меняется не только окончание, но и основа. Например: я, меня, мне мною. |
Занятие 6
«Лексика»
Номер задания |
Ответ |
||||||||||||||||
1. |
холод - жара ночь - день добрый - злой кричать - молчать друг - враг плохой - хороший |
||||||||||||||||
2. |
Шалун - озорник , сладкоежка – лакомка, птичка- птаха, плакать- реветь, лежать – валяться, лягушка – квакушка, липучий - клейкий |
||||||||||||||||
3. |
повесить нос - воспрянуть духом, в час по чайной ложке – одним духом, жить душа в душу – как кошка с собакой |
||||||||||||||||
4. |
1. Семь раз отмерь , один раз отрежь. 2. Поспешишь, людей насмешишь. 3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
||||||||||||||||
5. |
|
||||||||||||||||
6. |
Язык до Киева доведет. - Тот не заблудится, кто спрашивает. С волками жить - по-волчьи выть. - Находясь среди ворон, нужно каркать, как они. В тихом омуте черти водятся. - Тихая вода берега подмывает |
||||||||||||||||
7. |
Фиолетовый |
||||||||||||||||
8. |
Жить душа в душу – жить как кошка с собакой. На ночь глядя - ни свет ни заря. Повесить нос - держать нос по ветру. Водой не разольешь – по разным берегам. Дело в шляпе - дела, как сажа бела. |
||||||||||||||||
9. |
|
||||||||||||||||
10. |
|
||||||||||||||||
11. |
|
||||||||||||||||
12. |
|
||||||||||||||||
13. |
Любить- ненавидеть Дружба- вражда Строить-ломать |
||||||||||||||||
14. |
|
||||||||||||||||
15. |
Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши. |
||||||||||||||||
16. |
------ |
||||||||||||||||
17. |
|
||||||||||||||||
18. |
|
||||||||||||||||
19. |
Норки, норки, лисички, лисички. |
||||||||||||||||
20. |
1. Ласка. 2. Наречие |
Занятие 7
«Синтаксис»
Номер задания |
Ответ |
1. |
В |
2. |
Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгу. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона… |
3. |
2 |
4. |
-------- |
5. |
В |
6. |
Мать встретила Катю. Мать встретила Катя. |
7. |
обливаться слезами, водить за нос, сердце шепчет, проглотил язык. |
8. |
2 |
9. |
1, 3,4 |
10. |
1, 2, 4, 6 |
11. |
5,4,2,1,3 |
12. |
5,2,1,4,3 |
13. |
Разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку. Речушка была тихая с густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана в воде тропинка. |
14. |
Все русские города всегда имели свои гербы. Вот старинный герб города Серпухова. На нём в центре щита изображен павлин. Радугой переливаются перья этой чудесной птицы. Это символ яркого ситца, который производится в городе. |
15. |
перелетные птицы готовятся торопливо готовятся к отлету |
16. |
Собака ест мясо. Корова ест траву. Ветер сушит бельё. Белка сушит грибы. |
17. |
Кто там ходит у ворот?- вопросительное |
18. |
1. Ты ешь малину, Мишенька, Но веток не ломай. Кусты трещат, ломаются, И шуму – на весь лес! |
19. |
3 |
20. |
Журавли устроили танцы на болоте. – повествовательное. |
Библиографический список
Готовимся к олимпиаде по русскому языку, 3 класс / URL: http://nachalka.uz/publications/155_gotovimsya_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku_3-4_klass.html ( Дата обращения 07.02.2019)
Олимпиада по русскому языку, 3 класс / URL: http://pedsovet.su/load/230-1-0-35024 ( Дата обращения 05.02.2019)
Олимпиада по русскому языку, 3 класс / URL: https://gigabaza.ru/doc/102759.html ( Дата обращения 02.02.2019)
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса / URL: http://www.rus.fizolimpiada.ru/russkiy-3klass.html ( Дата обращения 05.02.2019)
Школьный тур олимпиады по русскому языку / URL: https://multiurok.ru/files/shkol-nyi-tur-olimpiady-po-russkomu-iazyku-s-otvie.html ( Дата обращения 03.02.2019)
Елена Корытникова