Банк контрольных диктантов для 4 класса по русскому языку
Банк контрольных диктантов для 4 класса
Содержание текстов доступно для восприятия детей с отклонениями в развитии, способствует формированию орфографической зоркости и установлению межпредметных связей. Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.
Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков. Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Для каждого класса подобраны по три диктанта и текст для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать предлагаемый в сборнике материал по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса. К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике.
Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков.
Диагностический диктант.
Урок.
Начался урок. На партах лежат тетради ручки, карандаши. Ученики изучают русский язык. Учительница Ирина Николаевна диктует трудные слова: дневник, сегодня, мебель. Девочки и мальчики пишут без ошибок. (28 слов)
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. 2. В третьем предложении подчеркнуть слова обозначающие предмет, признаки, действие предмета. 3. Разделить слова на слоги: девочки, мальчики.
Тема: "Мягкий знак"
Контрольный диктант №2
Рыбак.
Медведь любит ловить рыбу. Он может долго сидеть в реке и ждать. Вот плывет крупный лосось. Медведь схватит рыбу лапой и выбросит на берег. (24 слова)
Слова для справок:схватит.
Грамматическое задание.
1. Подчеркните мягкий знак в словах. 2. Посчитайте сколько букв и звуков в словах: медведь, лосось, берег, рыбу.
Тема: "Парные звонкие и глухие согласные".
Контрольный диктант №3
После уроков ребята спешат на обед. Сегодня дежурит наш класс. На столах стоят тарелки с супом, чашки с чаем, стаканы с молоком, лежат ложки и вилки. Дежурные несут хлеб и пирожки. (31 слово)
Грамматическое задание:
1. Выпишите три слова с парными согласными на конце слова, подберите проверочные слова, подчеркните парные согласные. 2. Укажите количество букв и звуков в словах: лебедь, вилки, день.
Тема: "Парные звонкие и глухие согласные. Ударение."
Контрольный диктант №4
Живой уголок.
У нас в классе есть живой уголок. В нашем живом уголке живут еж, ястреб, кролик, голубь, чиж. Мы изучаем жизнь животных. Мы ухаживаем за ними. Даем корм. Ведем дневник. (31 слов)
Грамматическое задание:
1.Выпишите три слова с парными согласными на конце, подберите проверочные слова, подчеркните парные согласные. 2. Поставь ударение в словах второго предложения.
Тема: "Ударные и безударные гласные".
Контрольный диктант №5
В лесу.
Стояли холодные дни. Юра и Петя ходили в лес на лыжах. На снегу было много следов разных зверей. На полянке следы зайца. У дороги следы лисы. Весь день друзья были в лесу. (31 слово)
Грамматическое задание:
1. Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной. Подчеркните ее , поставьте в слове ударение. 2. Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Тема: "Слово. Слова, обозначающие название предметов, действий предметов".
Контрольный диктант №6
Каток.
Был на улице мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замерзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своем катке. (36 слов)
Грамматическое задание:
1. Найдите в тексте три слова, обозначающие предмет, поставьте к ним вопросы. 2. Найдите два слова, обозначающие действие предмета, поставьте к этим словам вопрос.
Тема:" Слова, обозначающие признак предметов. Большая буква в именах собственных. Предлоги ."
Контрольный диктант №7
Наша речка.
Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там
я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые
налимы. Темными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою
речку.
(40 слов).
Слова для справок: Быстрянку, наблюдал, налимы, темными, часто.
Грамматическое задание:
1. Разделить для переноса слова: летом, реки, наблюдал, дятлы.
2. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы,
выделить слоги, поставить ударения.
3.Найтиде и подчеркните предлоги в предложениях.
Тема: "Родственные слова"
Контрольный диктант №8
Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней
выросла тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали
ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка
распустила веточки. Теперь она радует глаз.
(40 слов).
Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует, малюткой.
Грамматическое задание:
1. Во втором предложении подчеркните слова, обозначающие предмет и действие предмета. 2. Разделить слова для переноса: зреют, выросла, вишенка, веточки, старой. 3. Подобрать родственные слова к слову: САД
Тема: "Главные и второстепенные члены предложения".
Контрольный диктант №9
В деревне.
Летом я жил в деревне. За деревней была река Истра. В саду у тети
Анны стояли ульи. Я часто наблюдал за пчелами. Они трудились весь
день. У тети всегда был душистый мед. Мы любили пить в саду чай с
медом.
(40 слов).
Грамматическое задание.
1. Выписать из текста слова с разделительным мягким знаком.
2.Во втором предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения..
3. В первом предложении разделить слова на слоги и поставить ударения.
4. Записать проверочные слова к словам:
Река - …
Сад - …
Тема:"Повторение."
Контрольный диктант №10
В бору.
Село Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за
полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью
дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и
слушает веселую песню сосен.
(40 слов).
Грамматическое задание.
1. Выписать из текста слова с разделительным мягким знаком.
2. В четвертом предложении найдите и подчеркните главные члены предложения.
3. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы,
разделить слова на слоги и поставить ударения.
4. Записать проверочные слова к словам:
Поля - …
Сосновый - ...