Контрольный тест по русскому якузыку для 5 класса по теме «Графика. Правописание корней»
Контрольный тест по теме «Графика. Правописание корней».
I вариант
1. Графика – это…
раздел науки о языке, который определяет правила написания слов;
раздел науки о языке, который изучает строение предложений;
раздел науки о языке, который изучает правила произношений звуков речи;
раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи.
2. Каких букв нет в современном русском алфавите?
Ѱ
Ѳ
Ю
Ѧ
Ѵ
Ѿ
ј
ѣ
3. В каком ряду названия фруктов расположены в алфавитном порядке?
абрикос, банан, маракуя, мандарин, яблоко;
груша, киви, лимон, хурма, фейхоа;
ананас, апельсин, гранат, грейпфрут, гуава;
манго, минола, папайя, слива, свити.
4. Перед вами словами с безударной гласной, проверяемой ударением. Подберите такое проверочное слово, которое являлось бы именем существительным. Запишите его.
р…ка – _____________________;
т…жёлый – _________________;
зв…нок – ___________________;
л…дяной – __________________.
5. Как можно проверить написание следующих слов. Проверочное слово запишите.
з…л…той – _____________________________;
м…л…дой – _____________________________;
х…л…дильник – _________________________;
на б…р…жку ____________________________.
6. Является ли брат словом с неполногласным сочетанием?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. В какому ряду пропущены одна и та же буква на месте непроверяемых гласных?
к…пуста, п…льто. м…г…азин, к…никулы, …пельсин;
с…бака, в…кзал, к…рова, п…рашют, вел…сипед;
гор…зонт, гр…бы, б…бл…отека, инж…нер, пом…дор;
ап…льсин, …нтарь, г…роизм, гал…рея, в…лосипед.
8. Верно ли следующее утверждение: в корне после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е; если такого слова подобрать нельзя, то пишется о?
да;
нет;
9. Какое слово является «четвертым» лишним в следующих рядах? Лишнее слово подчеркните.
чаща, жираф, жёлудь, лыжи;
огород, деревня, деревянный, молоко;
капуста, картофель. салат, цветок;
цинга, цыган, цыплята, акация.
10. Составьте словосочетание или нераспространённое предложение, чтобы на месте пропущенной буквы писались разные гласные.
об…жать – ___________________________________________________________;
разв…ваться – ________________________________________________________;
св…ла – _____________________________________________________________;
ст…рожил – __________________________________________________________.
11. Какое слово лишнее в следующих рядах?
ре…ьба, огоро…, сколь…ко, ска…ка;
лё…, зу…, моро…, пирожо…;
во…зал, про…ьба, тетра…ка, моло…ьба;
хру…кий, хле…, ги…кий, ду…
12. Выберите слова, в которых пропущена непроизносимая согласная.
праз…ник;
ус…ный;
искус…ный;
опаc…ный;
здра…ствуй;
чес...ный;
ровес…ник.
13. Выпишите слова, в которых пропущена удвоенная согласная:
гра…атика;
жалю…и;
ко…екция;
волейбо…;
а…ея.
14. Напишите 5 слов для запоминания.
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
15. Используя составленную на прошлом уроке интеллект-карту, приведите примеры к каждой орфограмме на правописание безударных гласных в корне слова.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
Контрольный тест по теме «Графика. Правописание корней».
II вариант
1. Орфография – это…
раздел науки о языке, который определяет правила написания слов;
раздел науки о языке, который изучает строение предложений;
раздел науки о языке, который изучает правила произношений звуков речи;
раздел науки о языке, который изучает начертание букв и их соотношение со звуками речи.
2. Каких букв нет в современном русском алфавите?
Ѫ
Ю
Ѧ
ь
ѣ
Ѯ
Б
3. В каком ряду названия городов расположены в алфавитном порядке?
Владимир, Владивосток, Нижний Новгород, Смоленск, Элиста;
Ижевск, Иркутск, Самара, Саратов, Ярославль;
Архангельск, Пенза, Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург;
Орёл, Тамбов, Тюмень, Таганрог, Чита.
4. Перед вами словами с безударной гласной, проверяемой ударением. Подберите такое проверочное слово, которое являлось бы глаголом. Запишите его.
прох…дная – _____________________;
пл…сать – _________________;
в…сеть – ___________________;
ст…кать – __________________.
5. Как можно проверить написание следующих слов. Проверочное слово запишите.
г…л…вой – ________________________________;
д…р…вянный – _____________________________;
м…л…дой – ________________________________;
ог…р…дить – _______________________________.
6. Является ли мрак словом с неполногласным сочетанием?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. В какому ряду пропущены одна и та же буква на месте непроверяемых гласных?
к…пуста, п…льто. м…г…азин, к…никулы, …пельсин;
ап…льсин, …нтарь, г…роизм, гал…рея, в…лосипед;
гор…зонт, п…рожки, б…бл…отека, инж…нер, пом…дор;
с…бака, в…кзал, к…рова, п…рашют, вел…сипед.
8. Верно ли следующее утверждение: написание слов с удвоенными согласными в корне нужно проверить по словарю или запомнить.
да;
нет;
9. Какое слово является «четвертым» лишним в следующих рядах? Лишнее слово подчеркните.
щука, жираф, шёрстка, ножи;
огород, деревня, деревянный, середина;
капуста, мясной, картофель, собака;
цинга, цыплята, акация, цыкнуть.
10. Составьте словосочетание или нераспространённое предложение, чтобы на месте пропущенной буквы писались разные гласные.
пос…деть – ___________________________________________________________;
пол…скать – ________________________________________________________;
л…са – _____________________________________________________________;
разр…дить – __________________________________________________________.
11. Какое слово лишнее в следующих рядах?
ре…ьба, огоро…, р, сколь…ко, ска…ка;
лё…, зу…, моро…, пирожо…;
во…зал, про…ьба, тетра…ка, моло…ьба;
хру…кий, хле…, ги…кий, ду…
12. Выберите слова, в которых пропущена непроизносимая согласная.
сверс…ник;
лес…ница;
ужас…ный;
опас…ный;
уча…ствовать;
чу…вствовать;
чес…ный.
13. Выпишите слова, в которых пропущена удвоенная согласная:
и…юминация;
футбо…;
гра…отный;
а…уратно;
коло…а.
14. Напишите 5 слов для запоминания.
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
15. Используя составленную на прошлом уроке интеллект-карту, приведите примеры к каждой орфограмме на правописание безударных гласных в корне слова.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
Ответы
I вариант
1. d
2. abdefgh
3. c
4.
река – реки
тяжёлый – тяжесть
звонок – звон
ледяной - лёд
5.
золотой – злато
молодой – младенец
холодильник – прохлада / охладить
на бережку – прибрежный / брег
6. Нет, поскольку нельзя подобрать однокоренное слово с полногласным сочетанием.
7. a
8. a
9.
жёлудь
деревня
цветок
акация
10.
обижать ребенка – обежать вокруг
человек развивается – флаг развевается
свила гнездо – свела ребенка
сторожил дом – деревенский старожил
11.
огород
пирожок
тетрадка
хрупкий
12. abef
13. ace
II вариант
1. a
2. acef
3. b
4.
проходная – проходит
плясать – пляшет
висеть – виснет / повис
стекать – стёк
5.
головой – главный / глава / оглавление
деревянный – древесный / древо
молодой – младенец
огородить – ограда / преграждать
6. Нет, поскольку нельзя подобрать однокоренное слово с полногласным сочетанием.
7. a
8. a
9.
шёрстка
деревня
мясной
акация
10.
посидеть на лавочке – поседеть от старости
поласкать котенка – полоскать рот
рыжая лиса – дремучие леса
разрядить ружьё – разредить грядки
11.
огород
пирожок
тетрадка
хрупкий
12. abfg
13. ade