12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Самарина18
Тамбовская обл.
5

Конспект урока обощения по русскому языку в 5 классе. "Правописание корней"

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

«Правописание корней»

(урок- обобщение)

Цель:

повторить и обобщить сведения о правописании гласных и согласных в корне;


Задачи:

-отработать умение определять написание, используя сведения о значении и происхождении слов;

-развить орфографическую зоркость и каллиграфическое письмо;

-воспитать целеустремлённость, самостоятельность

Оборудование:

Презентация, методическое пособие под ред. И.П.Васильевых, компьютер, диапроектор, таблицы ответов индивидуальные

Ход урока

1.Оргомент

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами попадём в виртуальное путешествие по тропе ОРФОГРАФИИ. За окном прекрасная погода, замечательное время года – Золотая осень. Как писали поэты: «Прекрасная пора, очей очарованье».Для нашего путешествия нам нужно выбрать маршрут(повторить орфограммы корня), мы будем с вами преодолевать препятствия, состязаться в интеллекте, проявляя смекалку, подтверждая свои знания, стремиться прийти к финишу с рюкзаком знаний. Итак, вперёд!

Закрыли глаза и мысленно попали в мир сказочного леса. Представьте, что мы с вами оказались в лесу, чтобы выбрать тропинку, следует выполнить предложенные задания

2.Повторение темы: «Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением»

Запишите отгадки к с загадкам, выделите орфограмму, поставьте ударение.

Все задания нам подготовил ваш сверстник Гарри Поттер

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я …

Отгадай:

Стоит на грядке

Латка на латке. (капуста)

Разгадай шараду:

Начало- голос птицы.

Конец- на дне пруда.

А целое в музее

Найдете вы всегда (картина)

Назовите- ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,мы встречаем

Новый год. (декабрь)


Он школой руководит.

Учиться хорошо велит. (директор)


Лес затих

Замолкли птицы

И ж……..ые уж спят. (животноые)

Вставь подходящее по смыслу слово:

Кошка- очень чистоплотное -------

У дедушки в деревне жили разные -------- Подчеркните в этих предложениях главные члены. Почему в первом предложении поставили тире?


Загадка:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

-как вы понимаете выражение?


Не спеши языком - торопись делом.


Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки- дробинки. (горох)

Работа над речью. Чтение скороговорки

Следующее слово входит в состав скороговорки, для чего нужны скороговорки?

-Произнесите правильно скороговорку и быстро


У Егора огород ,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры-

Там на грядке помидоры.

С этим заданием вы справились, молодцы!

И попали мы на чудесную поляну.


3. Повторение орфограмм «Правописание корней» с элементами беседы

-Посмотрите внимательно,что вы видите?

-Назовите существительные с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» (деревья, трава, цветы, небеса)


1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

-Отчего зависит правописание безударной гласной в корне слова?

-Что следует сделать, чтобы не ошибиться в написании гласной в корне?

Выполните задание, подобрав и записав проверочные слова, выделите орфограмму:


Честолюбие – честь

Зарождение – род

Заставлять – заставить

Утешение – утешить

Посвящение – свято

Уплотнить – плотно

Уделить – удел

Примириться – мир

Представлять – представить

Сплотиться – плотно

Разочароваться – чары

Роскошный – роскошь

Замечать – заметить

Наслаждение – сладок

Просвещение – свет


2)Индивидуальное задание


Сравните написание и звучание слов. Что вы заметили?


Честный, чувство, лестница, поздний, сердце, солнце, здравствуй.

- Как можно назвать выделенные согласные?

Молодцы!И это вы осилили, но на пути нам встретился водоём, чтобы преодолеть его, нам следует выполнить задание:


Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы


Чес…ный, грус…ный, звёз…ный, капус…ный, поз…ний, прелес…ный, ненас…ный, радос…ный, ярос…ный, извес…ный.

Физкультминутка для глаз


А теперь давайте немного отдохнём, расслабимся. Выполним упражнение для глаз, смотрите на экран, следите за изображением


3) Знакомство с омофонами

Отдохнули, теперь опять в путь, принимайтесь за работу, вот мы видим перед нами препятствие – горный массив, чтобы не свернуть с маршрута, нам следует выполнить задание, которое нам предлагает герой книги «Властелин колец» Леголас

В русском языке есть слова, в которых совпадает произношение, они называются омофоны, но они имеют разное лексическое значение. При их написании нужно быть особенно внимательным

Выполните упражнение №215

От чего зависит правописание гласной в корне?

Что такое лексическое значение слова?

Давайте проверим задание, подбирая проверочные слова:


Трут-труд

Проживал - прожевал

Зализал - залезал

Посидел-поседел

Разрядил-разредил

Увидал - увядал

Лису -в лесу

Не спеши - спиши

Эту работу вы тоже выполнили, отправляемся дальше, но что это? Впереди мы видим закат солнца, лучи которого играют в морской глади, переливаясь всеми цветами, но нам опять кто-то хочет помешать – Леший. Чтобы избавиться от этого лесного духа, следует выполнить самое трудное и ответственное задание – тест, выполняем быстро, чтобы успеть до захода солнца.

4) Проверочная работа (тест)


1. В каком слове пишется буква А?

1) созн…вать ошибку

2) об…дрял брата

3) отв…рил дверь

4) уг…стить молоком

2.

В каком слове пишется буква А?

1) стр…жайший запрет

2) спл…шная полоса

3) пощ…дил зайчонка

4) фр…нтовая дорога


3. В каком слове пишется буква А?

1) прог…лодался к вечеру

2) ск…ростной забег

3) омр…чало настроение

4) зат…рмозил от страха


4. В каком слове пишется буква О?

1) р…скошная машина

2) м…стерил скворечник

3) возвр…тился в школу

4) перехв…тил сообщение


5. В каком слове пишется буква И?

1) л…нивый коала

2) тр…щали ветки

3) разр…дил ружьё

4) св…стел звонко


6. В каком слове пишется буква Е?

1) отв…нтил гайку

2) пл…нительный взгляд

3) ребёнок разв…вается

4) ш…карный наряд


7. В каком слове пишется буква Е?

1) сп…сать текст

2) прим…рять врагов

3) ц…пляется за ветку

4) ц…фровой фотоаппарат


8. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) громоздкий, переправляться, заграждение

2) далина, дремать, застрелить

3) отяжелеть, отпровляться, разъярённый

4) огорчение, орасить, остановился


9. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) натощак, ослипительный, присягнуть

2) наслождаться, отправляться, утешал

3) починить, появился, развличения

4) опоздал, раскачался, укротитель


10. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) починить, кавёр, успеваемость

2) отделился, жимчужина, пригодился

3) сократить, осаждать, отвергать

4) приблежался, расколоть, заполнять

(ответы заполняйте в таблицу)

Очень хорошо вы уложились во времени, но какие будут результаты вы узнаете на следующем уроке

Творческая работа

Последнее задание, которое вам предлагает

5)мини-сочинение на тему: «Осенний дождь» (упр№218)


1 вариант

Текст должен передавать унылое, тягостное настроение

2вариант

Текст должен передавать светлое, радостное чувство



6)Проверка творческой работы

Итог урока

Какую орфограмму повторили?

В какой морфеме она находится?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании этих орфограмм?


Домашнее задание


Упражнение №217

Повторить словарные слова из упражнения №219




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.