Контрольная работа по русскому языку по теме «Фонетика. Графика. Орфография» (5 класс)
Контрольная работа по русскому языку по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа по русскому языку проводится в 5 классе после изучения раздела «Фонетика. Графика. Орфография/» с целью проверить усвоение теоретического и практического материала. Контрольная работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 5-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО. В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения контрольная работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 5 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения Ученик научится: | Число заданий |
Различать буквы и звуки | 3 |
Различать гласные и согласные звуки по способу образования | 2 |
Выполнять фонетический разбор слов | 1 |
Транскрибировать предложение: | 1 |
Соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объёме содержания курса) | 3 |
Делить слова на слоги и определять ударный слог | 2 |
Итого: | 12 |
К метапредметным умениям, проверяемым в данной контрольной работе, умение действовать согласно инструкции, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, анализировать языковые явления, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию. Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения. Контрольная работа разбита на 2 варианта. В каждом варианте по 12 заданий. В работу для 5 класса включено 7 заданий с выбором ответа (ВО), 2 задание с кратким ответом (КО) и 5 заданий с развернутым ответом (РО).
Время для выполнения работы – 45 минут
Контрольная работа по русскому языку по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» 5 класс
1 вариант
ФИ________________________________________________________________________
Закончи предложение:
Фонетика – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Затранскрибируйте предложение:
С крыш падал снег.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) поёт; в) пить;
б) ёлка; г) нитка.
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) колье; в) моль;
б) полёт; г) копьё.
В каком слове буква Ё обозначает два звука?
а)вертолёт б) подъём в) окрылённый г) вёрткий
В каком ряду собраны слова с непроверяемыми гласными в корне?
а) трава, плохой, шоколад;
б) фонарь, собака, вокзал;
в)пароход, вездеход, звездолёт.
7. В каком ряду собраны слова с непроизносимой согласной в корне?
а) молодец, заморозки, далеко;
б) радостно, несчастный, сердце;
в) легкий, свистнул, победа.
В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?
а) алфАвит б) понЯл в) звОнит г) красИвее
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в корне:
З..мляника, зав…дской, з..лёные, з…л…то, нал..вается, уд..вительный, н..члег, т..снота, прок..титься, отв..чает, л..вить, пос..жу, запр..щена
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отгадайте слово и запишите его.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв третий звук от слова полка, ударный гласный от слова торты, третий звук от слова мед, четвертый – от слова будка и безударный гласный от слова рама.
_____________________________________________________________
В каких словах три слога?
а) кабинет; в) пароход;
б) увидали; г) копьё.
Произведите фонетический разбор слова ежик
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по русскому языку по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» 5 класс
2 вариант
ФИ_________________________________________________________________________
Закончи предложение:
Графика – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Затранскрибируйте предложение:
Лучи солнца осыпали блеском всю местность.
_____________________________________________________________________________
В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) копьё; в) лить;
б) ёжик; г) парк.
В каком слове букв больше, чем звуков?
а) польёт; в) тополь;
б) село; г) клён.
В каком ряду собраны слова с непроверяемыми гласными в коре?
а) моль, хоровод, мармелад;
б) подружка; кружка; собака
в)медведь, морковь, воробей.
В каком ряду собраны слова с парной согласной в корне?
а) поездка, беседка, властно;
б) зарядка, книжка, молоко;
в) мороз, хоровод, беседка.
В каком слове буква Ю обозначает два звука?
а)полюс б) карбюратор в) жюри г) юла
В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?
а) избАловать б) кашлянУть в) пОняла г) звонИт
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в корне:
Сер..дина, пл..щадка, разл..вается, пот..нуло, в..сной, нач..ртить, вр..менами, л..бёдушка. п..ля, стор..ж. п..сатель, дов..рять, хл..п..тать.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отгадайте слово и запишите его.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла.
__________________________________________________________
В каких словах два слога?
а) дома; в) оладьи;
б) тарелка; г) кобра.
Произведите фонетический разбор слова юность.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы.
1 вариант
№ | Ответ | Балл |
1 | Фонетика –это раздел лингвистики, в котором изучается звуковая сторона речи | 2 балла |
2 | [С К РЫШ ПАДАЛ С,Н,ЭК] | 3 балла |
3 | г | 1 балл |
4 | в | 1 балл |
5 | б | 1 балл |
6 | б | 1 балл |
7 | б | |
8 | г | |
9 | Земляника, заводской, зелёные, золото, наливается, удивительный, ночлег, теснота, прокатиться, отвечает, ловить. | 3 балла |
10 | лодка | 2 балла |
11 | а,в | 1 балл |
12 | [J,ОЖЫК] – 2 слога. [J,] – согласный, звонкий, мягкий. [О] – гласный, ударный. [Ж] – согласный, звонкий, твердый. [Ы] – гласный, безударный. [К] – согласный, глухой твердый. 5 звуков, 4 буквы. | 5 баллов |
| ИТОГО | 20 баллов |
18 -20 баллов –отметка «5»
15 -17 баллов – отметка «4»
11 -14 баллов –отметка «3»
0 -10 баллов – отметка «2»
Ответы.
2 вариант
№ | Ответ | Балл |
1 | Графика –изучает правила обозначения звуков речи буквами. | 2балла |
2 | [ЛУЧ,И СОНЦА АСЫПАЛ,И БЛ,ЭСКАМ ФС,У М,ЭСНАС,Т,] | 3 балла |
3 | г | 1 балл |
4 | в | 1 балл |
5 | в | 1 балл |
6 | в | 1 балл |
7 | г | |
8 | б | |
9 | Середина, площадка, разливается, потянуло, весной, начертить, временами, лебёдушка. поля, сторож. писатель | 3 балла |
10 | река | 2 балла |
11 | а,г | 1 балл |
12 | [J,УНАС,Т,] – 2 слога. [J,] – согласный, звонкий, мягкий. [У] – гласный, ударный. [Н] – согласный, звонкий, твердый. [А] – гласный, безударный. [С,] – согласный, глухой, мягкий. [Т,] – согласный, глухой, мягкий. 6 звуков, 6 букв. | 5 баллов |
| ИТОГО | 20 баллов |
18 -20 баллов –отметка «5»
15 -17 баллов – отметка «4»
11 -14 баллов –отметка «3»
0 -10 баллов – отметка «2»