Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по технологии обучающихся 3 классов
в начальной школе
Коллективная творческая работа по теме: «Готовим спектакль»
Работа предназначена для проведения промежуточной аттестации по предмету «Технология» в 3 классе.
Сроки проведения:
Работа выполняется в конце учебного года, на втором или третьем уроках. Работа состоит из трех этапов:
подготовительного этапа - углубление собственных знаний по теме будущей работы;
основного этапа — этапа выполнения работы;
заключительного этапа - взаимодействие детей с уже завершенной работой.
Время для выполнения работы – 45 минут.
Цель: определить уровень достижения предметных результатов по технологии обучающихся 3 классов; создание обучающимися 3 классов оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми ребенок самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществляет их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи».
Задачи:
формировать простейшие творческие познавательные процедуры: описание, объяснение, преобразование;
развивать качества личности - координация движения рук, быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала, память, глазомер).
развивать духовные, эстетические и нравственные качества младших школьников,
способствовать для организации сплоченной работы детей в коллективе.
Методика организации коллективной формы обучения строится на соблюдении следующих принципов:
1.наличии сменных пар учащихся;
2.их взаимообучение;
3.взаимоконтроль;
4.взаимоуправление.
Возможно использование одной из трёх (классификация Д.Е. Яковлева) коллективных форм деятельности на уроках технологии:
1.Фронтальная форма (индивидуально-коллективная), при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных творческих работ обучающихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции;
2.Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате;
3.Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.
Выбор педагогом той или иной формы организации коллективного занятия зависит от многих факторов: возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на обще-групповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной творческой деятельности детей.
В организации коллективной творческой работы по технологии можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
2. Основной этап — этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.
Его цель — не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3. Третий - заключительный этап, который можно выделить достаточно условно, это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе или в помещении группы продленного дня.
Коллективная творческая работа по теме: «Готовим спектакль»
Цель: научиться изготавливать модель кукольного театра: сцену, занавес, декорации, пальчиковых кукол в рамках коллективной творческой работы «Готовим спектакль»
Оборудование: цветной эскиз, выкройка и шаблоны из картона для работы с детьми, фетр, нитки, кусочки ткани, набор цветной бумаги и картона.
Основные понятия:
Театр. Сцена. Занавес. Декорации. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.
Требования к уровню подготовки:
Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах.
Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре.
Анализировать изделие, составлять технологическую карту.
Осмыслять этапы проекта и проектную документацию.
Оформлять документацию проекта.
Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения.
Создавать изделия по одной технологии.
Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками.
Создавать модели кукольного театра, сцены, занавеса, декораций для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.
Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.
Самостоятельно выбирать способы оформления изделия.
Распределять в группе обязанности при изготовлении сцены, занавеса, декораций, кукол для спектакля. Оценивать качество выполнения работы.
Рассказывать о правилах поведения в театре.
Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных программок, спектаклей при передаче информации.
Структура и ход работы:
Тема Кукольный театр. Коллективная творческая работа «Готовим спектакль» |
Тип: урок-проект |
||
Задачи: Закрепить навыки шитья, работы с бумагой и картоном, тканью и навыки коллективной проектной деятельности, работы в группе; Научить изготавливать пальчиковые куклы, элементы оборудования сцены и оформления спектакля. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные закрепить навыки шитья; закрепить навыки работы с бумагой и картоном, тканью; сшить пальчиковую куклу; изготовить модель кукольного театра; усвоить понятие «театр», «сцена», «занавес»,«декорация», «театр кукол»«кукольник», «художник», «декоратор», «кукловод» |
Метапредметные осуществлять проектную деятельность; работать в команде |
Личностные проявлять интерес к театру; проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности |
|
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, темы «Художник в театре», «Театр кукол» |
|||
Ресурсы урока |
|||
Для учителя: Рабочая программа Электронное приложение к учебнику Образцы различных кукол Образцы изделий «Кукольный театр» Критерии оценки работ |
Для учащихся: Учебник: с.130-134 Материалы: фетр, нитки, шаблон, кусочки ткани Инструменты: карандаш, игла, булавки Приспособление: наперсток |
||
ХОД УРОКА |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
Чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо выполнить задание. Слайд 1. В случае правильного ответа на экране появится изображение. Артист на сцене - кукловод, А зритель в зале там - народ. Артисту смотрят все на руку, Что за театр? (Театр кукол) Давайте вспомним что такое «театр» и в каких театрах вам приходилось бывать? Электронное приложение к учебнику (определение театра) Театр — форма исполнительского искусства, которая включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию. Существует драматический и оперный театр, мюзикл и театр эстрады, театр кукол, зверей, теней. Главные работники театра - режиссёр, постановщик, актёры, гримёры, художники, осветители, рабочие сцены, билетёры, гардеробщики, пожарные. Театр кукол — это искусство, в котором актёр кукловод создаёт художественный образ благодаря сценическому взаимодействию с театральной куклой. |
Анализируют имеющуюся информацию, перечисляют виды кукол и их особенности. |
||
Чтобы определить объект, который мы сегодня будем выполнять, вам необходимо выполнить задание в группах. (Необходимо соотнести и вклеить виды кукол: картинка-название). Просит рассказать, какие виды кукол существуют в кукольном театре, чем они отличаются друг от друга. Слайд 2 (проверка выполнения задания). Среди театров кукол различают три основных вида: 1) театр верховых кукол (перчаточные куклы), которые управляются актёрами, стоящими за ширмой. Актёры-кукловоды в театре такого типа обычно скрыты от зрителей, но бывает и так, что они не скрываются и видны целиком или на половину своего роста; 2) театр низовых кукол (марионетки), которые управляются сверху с помощью ниток, прутов или проволоки. Актёры кукловоды в театре этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста; 3) театр срединных кукол (куклы театра теней). 4) театр пальчиковых кукол. |
Называют виды кукол; |
||
- Откройте учебник по закладке. Слайд 3. - Найдите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы будем создавать модель кукольного театра. Давайте разобьёмся на группы: 1.Создаёт модель сцены. 2. Создаёт модель занавеса. 3.Создаёт декорации. 4. Создаёт пальчиковую куклу «Красную Шапочку». 5.Создаёт пальчиковую куклу «Серого Волка». - Определите цели урока для своей группы: чему мы должны научиться. |
Рассматривают содержание страниц; знакомятся с ориентировкой, предложенной в учебнике. Называют пальчиковую куклу, сцену, занавес, декорации. |
||
- Определите, какие инструменты, материалы вам понадобятся.Проверим. Слайд 4. |
Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Просит сообщить название коллективной творческой работы. Просит поставить каждую группу учебную задачу. Слайд 5. |
Озвучивают название коллективной творческой работы «Готовим спектакль». Ставят учебную задачу для своей группы и класса в целом. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Демонстрирует образцы кукол, сцены, занавеса, декораций. Слайд 6. Организует работу по технологической карте проекта «Готовим спектакль» (электронное приложение) Руководит работой по изготовлению куклы. Контролирует правила работы с иголками, булавками. Помогает вывернуть основу. |
Практическая работа по плану. Работа в группах и парах: 1. изготовление модели сцены. 2. изготовление модели занавеса. 3. изготовление декораций. 4. изготовление пальчиковой игрушки «Красная Шапочка». 5. изготовление пальчиковой игрушки «Серый Волк». Создают модели пальчиковых кукол для спектакля, оформляют их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирают способы оформления изделия: сцены, занавеса, декораций, кукол. Распределяют в группе обязанности при изготовлении сцены, занавеса, декораций, кукол для спектакля. Оценивают качество выполнения работы. Рассказывают о правилах поведения в театре. |
||
Рефлексия (подведение итогов урока) |
|||
Руководит работой по организации экспресс-выставки модели кукольного театра и пальчиковых кукол. - Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? - Какое задание было самым интересным и почему? - Если вам было интересно работать на уроке, возьмите смайлик из корзинки и приклейте на Дерево настроения. Во втором конверте вы найдете подарки. Спасибо за работу. |
Оценка результатов коллективной творческой работы:
Самооценка
Какую часть работы вы делали самостоятельно?
Почему вы выбрали эту часть работы?
Что потребовалось для выполнения работы?
Какие трудности возникли? Как вы их преодолели?
Как вы будете использовать модель кукольного театра?
Оценивание работы происходит по следующим критериям:
Критерии |
баллы |
Аккуратность |
|
Оригинальность |
|
Цветовая гамма |
|
Композиция |
|
Всего баллов |
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5.
Оценка результатов:
20-18 баллов:5 (отлично),
17-14 баллов:4 (хорошо),
13-10 баллов: 3 (удовлетворительно),
менее 10 баллов: над изделием ещё надо потрудиться.
Критерии оценивания изделия учителем:
По предмету «Технология»
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» - выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
В ходе выполнения коллективной творческой работы обучающиеся имели возможность продемонстрировать общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. П.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Легоцкая Вера Сергеевна