Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Тонкинская средняя школа"
Коллективная творческая работа
«Царство Мороза Ивановича»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Серова Надежда Матвеевна
Тонкино
2016
Аннотация
Урок литературного чтения по теме «Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича» разработан на основе программы и учебника по литературному чтению для 2 класса
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа четырехлетней начальной школы по литературному чтению: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Это урок обобщения знаний по теме «Снег порхает, кружиться…». Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети учили стихи, выполняли творческие работы (составляли рассказы о зиме и зимних забавах, рисовали иллюстрации к произведениям, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе зимние загадки, пословицы, поговорки). На уроках технологии были изготовлены книжки- малышки, снежинки, ёлочные игрушки. На этом уроке дети обобщают полученные знания по теме, оформляют книги – самоделки на тему «Зимы». В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о зиме, расширяются знания о литературных жанрах, формируются универсальные учебные действия (УУД):
любовь к родному языку
социальная ответственность
коммуникативные умения
творческий потенциал и любознательность
сотрудничество и взаимодействие
постановка и решение проблемы
саморазвитие
оценка и самооценка
Класс: 2 А
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Снег порхает, кружиться…»
Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)
Цель: создать условия для обобщения знаний по разделу
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности , умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умения выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; читательских умений при различных видах работы:
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор, презентация «Царство Мороза Ивановича», физкультминутка «Лепим снеговика»
2.Музыкальные произведения: песня «В царстве Деда Мороза», П.И. Чайковский «Времена года. У камелька. Январь», песня «Зимняя сказка»
3.Рисунок ёлки
4.Модели обложек книг, наборы для моделирования, снежинки, ёлочные игрушки
5.Карточки с заданиями (снежинки)
6.Детские книги.
7. Бумага, краски, карандаши, ручки
План урока
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.- 3-4 мин
- Разгадывание кроссворда
- Чтение письма Мороза Ивановича
3. Постановка учебной цели- 1 мин
4. Построение проекта выхода из затруднения.2-3 мин
4. Первичное закрепление.7-8 минут
- Чтение стихов о зиме
- Работа с детской книгой
- Угадывание произведений по плану
- Угадывание произведений по героям
- Игра «Собери цепочку»
5. Физкультминутка- 3 минуты
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 15- 17 минут
-Творческая работа – изготовление книжек – самоделок
-Защита работ
7 Включение в систему знаний и повторение- 3-4 минуты
-Игра «Укрась ёлочку»
8. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут
Акростих
9. Домашнее задание – 1-2 мин
Характеристика этапов урока
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цели: - Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем работать группами. Чтобы работать дружно, необходимо соблюдать правила. Какие это правила? Нас пригласил в гости литературный герой. |
Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Обговаривают правила совместной деятельности: А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших; |
фронтальная |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель:
- Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; - Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося - Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. |
Для этого нужно разгадать кроссворд
2. Висит за окошком кулёк ледяной. 3. Чернокрылый, красногрудый, 4. На овчарку он похож 5. Маленький, беленький Молодцы! Верно, угадали. Нам пришло приглашение от Мороза Ивановича (слайд 1-2) Но, прежде , чем отправиться в путь, давайте вспомним: (слайд 3) Как выглядит Царство Мороза Ивановича? Кто и как живет в Царстве Мороза Ивановича? В каких литературных произведениях описывается Царство Мороза Ивановича? Как попасть в Царство Мороза Ивановича ? |
Формулирует задание , раздаёт каждой группе листочки с кроссвордом Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания Выдвигает проблему. |
Выполняют задания по карточкам. Проверяют задание, называют ключевое слово Читают письмо Мороза Ивановича на презентации Отвечают на вопросы учителя. |
Групповая Фронтальная |
Коммуникативные -проявлять активность в решении познавательной задачи, -аргументировать свою позицию. Познавательные -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, -обсуждать проблемные вопросы, -анализировать результаты исследований. -ориентироваться в своей системе знаний и -осознавать необходимость нового знания Регулятивные -обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем -дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Постановка учебной задачи. Цель. Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. |
Как вы думаете, что мы будем делать во время нашего путешествия в зимнее царство? Сегодня мы будем говорить о зиме. Мы прочитали много произведений о зиме, и сегодня мы вспомним некоторые из них. А еще мы сегодня попытаемся сами создать «Книгу зимы» |
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. |
Высказывают свои предположения Формулируют учебную задачу |
Фронтальная |
Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока |
Ну а сейчас в путь. Для того, чтобы попасть в царство мороза Ивановича, что нужно сделать? Нам нужно устроить снегопад? А как же это сделать? Давайте возьмём свои снежинки, на них напишем зимние слова и поместим их на доску Звучит песня « В Царстве Деда Мороза» (слайд 4) |
Организует поисковую работу обучающихся (план действий); |
Дети записывают «зимние» слова на снежинку и прикрепляют их к доске |
Групповая, фронтальная |
Регулятивные -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Первичное закрепление. Цель. Выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала |
а) Чтение стихов о зиме Давайте вспомним стихи русских поэтов о зиме. Какие стихи вы хотели бы сейчас прочитать? Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. У камелька. Январь». |
Формулирует задание |
Дети под музыку читают стихи о зиме. |
Фронтальная |
Регулятивные -контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ объектов -умение структурировать знания, -выбор наиболее эффективных способов решения задания, Коммуникативные - управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий Коммуникативные - активность в коллективной деятельности . -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
б) Работа с детской книгой Вот мы с вами и оказались во владениях Мороза. Давайте посмотрим, как выглядит царство Мороза? Для этого вспомним все, о чём мы с вами говорили на уроках литературного чтения. У нас на выставке книги. |
Формулирует задание Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную проверку; |
Выбирают с выставки книги с произведениями о зиме, объясняют, почему они считают, что в этой книге есть произведения о зиме, называют авторов этих произведений, их названия и жанр. |
Групповая, фронтальная |
|
в) Угадай произведение по плану, по имени главного героя (каждая группа выбирает снежинку с планом) 5.Что сделала Снежинка? (р.н.с. Дети Деда Мороза) 3. Медведь 4. Апрельский снег 3. Все живы- здоровы. |
Дает задание Контролирует выполнение работы Организует коллективную проверку; |
Учащиеся работают по группам. Высказывают свои предположения в группе Называют произведение |
Групповая, фронтальная |
||
г)Угадай произведение по имени главного героя ( На доске ёлочка, на ней снежинки, на каждой снежинке записано имя литературного героя) Угадайте, из какого произведения этот герой и кто его придумал? |
Дает задание Организует коллективную проверку; |
Каждая группа по очереди выбирают снежинки и называют произведение |
Групповая, фронтальная |
||
д) "Собери цепочку" Даль - Владимир Иванович – Девочка Снегурочка Суриков- Иван Захарович- Детство Ушинский – Константин Дмитриевич – Мороз не страшен Соколов- Микитов- Иван Сергеевич – Зима в лесу |
Даёт задание Организует коллективную проверку; |
Выполняют задания, по одному человеку от группы по очереди составляют цепочки Проверяют выполнение задания |
Фронтальная |
||
Физкультминутка «Лепим снеговика» Цель. Укрепление здоровья детей |
Вы, наверное, устали? А какие зимние забавы вы любите? Давайте лепить снеговика. |
Организует физкультминутку |
Под музыку выполняют упражнения |
Индивидуальная |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель. 1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
Творческая работа ( под музыку «Зимняя сказка») А сейчас давайте мы с вами попробуем создать свою зимнюю книгу. Будем работать в парах. III группа- оформляет книжку- малышку «Зимние загадки» IV группа- изготовляет книжку-самоделку"Зимние истории" При выполнении своих заданий не забывайте, какие части есть в книге, что должно быть на обложке книги. Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Защита работ Молодцы! Замечательные у вас получились книги. Морозу Ивановичу очень понравились, и он решил вам сделать подарок (ведь скоро Новый год). |
Организует обсуждение способов решения; Контролирует выполнение работы Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. |
Распределяют обязанности в группе, выполняют задания Осуществляют самопроверку по эталону Каждая группа показывает свою работу и защищает её. Слушают выступления групп, делятся впечатлениями |
Групповая |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Личностные - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Включение в систему знаний и повторение Цель. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся |
Игра "Укрась ёлочку" |
Объясняет задание |
Дети вписывают авторов и названия произведений о зиме на новогодних игрушках и весят их на ёлку |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цели: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Давайте тоже сделаем Морозу Ивановичу подарок: составим акростих со словами зима или мороз (первое слово в каждой строчке начинаются на букву этого слова) Мороз украсил окна, деревья и дома, Опять снежок укутал леса и поля. Радуются дети, Опять пришла зима- Звонкие слышны на горке голоса. Зима красива и бела, И снега намела. Метели песенки поют, А дети пляшут возле елки. Вам понравилось в царстве Мороза? Но нам пора попрощаться с Морозом Ивановичем. Но мы с ним прощаемся ненадолго. Ведь наступает зима. А каждую зиму застилает Мороз Иванович белоснежными коврами поля и дороги, огораживает высокими сугробами дома, серебрит ветки деревьев, расписывает окошки дивными узорами, сковывает льдом речные и озёрные глади, замораживает снежные горки и приносит детям много радости и веселья. Мы ещё увидимся с ним. До скорого свидания, Мороз Иванович |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности Подводит учащихся к выводу |
Дети в группах составляют акростих Читают работы. |
Личностные -оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные -выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
|
Домашнее задание Цель. Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
I вариант - придумать свою сказочную историю о Снегурочке или деде Морозе. |
Дает комментарий к домашнему заданию Организует запись задания на дом в дневник |
Слушают комментарии и записывают домашнее задание в дневник |
Фронтальная |
Личностные -формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Используемые ресурсы
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа четырехлетней начальной школы по литературному чтению: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2013.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
proshkolu.ru›Кабинет›file/691499