Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол № ____ от _______________ председатель ______________________
| «УТВЕРЖДАЮ» зам. директора по УР ______________ «____»___________ |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для текущего и промежуточного контроля
дисциплина | Биология |
по специальности | для всех специальностей |
уровень образования | базовый |
срок обучения | 3 года 10 мес. |
по профессии | для всех профессий |
| |
срок обучения | 2 года 10 мес. |
| |
Разработал(а): | Вишнякова Эльвира Владимировна, преподаватель |
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Инструкция …………………………………………………..…………. 4
3. Критерии оценки……………………………………………………….5
4. Контрольно – измерительные материалы………………6
5. Ключи………………………………………………………………….......22
6. Литература……………………………………………………………....23
1. Пояснительная записка
Комплект контрольно - измерительных материалов для проведения текущего и промежуточного контроля по учебной дисциплине «Биология» разработан на основании:
ФГОС среднего общего образования, реализации образовательной программы среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), автор: А.Г. Резанов;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)
Рабочей программы учебной дисциплины «Биология»
Локальных актов ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
2. Инструкция
Комплект контрольно- измерительных материалов состоит из пяти вариантов тестовых заданий. Каждый вариант состоит из 30 заданий (А1-А30). К каждому заданию (А1-А25) дается 4 варианта ответа, только один из них верный. В заданиях (А26-А30) несколько вариантов ответов.
На выполнение теста по биологии отводится 2 часа (90 мин).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Баллы, полученные вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно наибольше количество баллов.
3. Критерии оценки:
30-25=5 баллов
24-21=4 балла
20-15=3 балла
14 и менее=2 балла
4. Контрольно-измерительные материалы
Вариант №1
А1.Изучением передачи наследственных признаков организма занимается наука
1) ботаника 2) зоология 3) генетика 4) экология
А2.Каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем её деления, поэтому её считают единицей
1) строения 3) размножения
2) генетической 4) жизнедеятельности
А3.Даны четыре термина: глюкоза, дезоксирибоза, фруктоза, рибоза. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает их?
1) моносахариды 2) витамины 3) ферменты 4) гормоны
А4.Из белков состоит(-ят )
1) подкожный жир кита 3) запасные вещества в клетках картофеля
2) хитиновый покров жука 4) шерсть млекопитающих
А5.Молекула ДНК, в отличие от РНК, состоит из
1) одной полипептидной нити 3) рибозы
2) аминокислот 4) двух полинуклеотидных цепей
А6. К эукариотам относят
1) простейших 3) вирусы
2) стрептококки 4) бактерии-сапротрофы
А7. Какие органоиды клетки содержат молекулы хлорофилла?
1) митохондрии 3) хлоропласты
2) хромопласты 4) вакуоли
А8. Какие структуры образуют цитоскелет эукариотической клетки?
1) микротрубочки 3) жгутики
2) реснички 4) каналы ЭПС
А9. К какому типу размножения относят выращивание картофеля с помощью клубней?
1) семенному 3) вегетативному
2) почкованию 4) партеногенезу
А10. Среди представителей царства Животные широко распространено размножение
1) с чередованием поколений 3) половое
2) способом партеногенеза 4) вегетативное
А11. В результате митоза число хромосом в образовавшихся клетках тела
1) уменьшается вдвое 3) сохраняется неизменным
2) увеличивается вдвое 4) изменяется случайным образом
А12. Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в
1) анафазе 1 мейоза 3) метафазе митоза
2) анафазе митоза 4) метафаза 2 мейоза
А13. Два следующих друг за другом деления клеток характерны для процесса
1) амитоза 2) оплодотворения 3)мейоза 4) митоза
А14. Какую стадию эмбрионального развития представляет двуслойный зародыш?
1) зиготу 2) гаструлу 3) бластулу 4) нейрулу
А15. Задача генетики - изучение свойств организма
1) гомеостаза и адаптации
2) возбудимости и проводимости
3) раздражимости и возбудимости
4) наследственности и изменчивости
А16. Как называют особей, в потомстве которых при скрещивании с себе подобными не происходит расщепление?
1) гомозиготными 3) гибридными
2) гетерозиготными 4) гетерогаметными
А17. Совокупность генов одного организма – это
1) кариотип 2) генотип 3) фенотип 4) геном
А18. Как называется преобладающий признак?
1) рецессивным 2) доминантным 3) гомозиготным 4) альтернативным
А19. Группу сцепления образуют гены, расположенные в
1) зиготе 3) одной хромосоме
2) непарных хромосомах 4) мужских и женских гаметах
А20. Какое заболевание является наследственно обусловленным?
1) грипп 2) корь 3) гастрит 4) гемофилия
А21. Что называют инбридингом?
1) скрещивание неродственных организмов
2) близкородственное скрещивание
3) возникновение вредных мутаций
4) сохранение полезных мутаций путем бесполого размножения
А22. Движущей силой эволюции, по мнению Ж. Б. Ламарка, является
1) стремление организмов к совершенству
2) естественный отбор
3) мутационная изменчивость
4) борьба за существование
А23. Что представляет собой элементарная единица эволюции?
1) особь 2) популяция 3) биоценоз 4) группу видов
А24. Совершенствует приспособления к условиям существования в природе фактор эволюции
1) изоляция 3) естественный отбор
2) наследственная изменчивость 4) борьба за существование
А25. Яркую окраску пчёл и ос называют
1) маскировкой 3) расчленяющей
2) мимикрией 4) предостерегающей
А 26. Какие три признака относят к социальным факторам антропогенеза?
1) труд 4) наследственная изменчивость
2) речь 5) естественный отбор
3) борьбу за существование 6) общественный образ жизни
А27. Состояние анабиоза характерно для
1) птиц 4) пресмыкающихся
2) спор растений 5) низших грибов
3) земноводных 6) цист одноклеточных животных
А28. Как передается вирус иммунодефицита человека?
1) через плаценту от инфицированной матери
2) при переливании непроверенной крови
3) при наличии вирусных частиц в воздухе
4) через рукопожатие с людьми группы риска
5) при контакте медицинских работников с кровью больного
6) при употреблении воды из непроверенных источников
А29.Какие три основные роли воды в клетке?
1) связывает кислород
2) является универсальным растворителем
3) ускоряет химические реакции
4) доставляет аминокислоты в рибосомы
5) участвует в биохимических реакциях
6) регулирует тепловой режим
А30. Установите соответствие между растением и способом вегетативного размножения,который для него характерен.
РАСТЕНИЕ СПОСОБ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
А) ландыш 1) подземными побегами
Б) лилия 2) надземными побегами
В) земляника
Г) картофель
Д) тополь
Вариант №2
А1. Научное предположение, требующее доказательства, называют
1) гипотезой 3) наблюдением
2) экспериментом 4) теорией
А2. «Размножение клеток происходит путем их деления….» - это положение сформулировано в
1) эволюционной теории 3) биогенетическом законе
2) клеточной теории 4) законе наследования признаков
А3. Какое соединение относят к сложным сахарам?
1) фруктозу 2) глюкозу 3) целлюлозу 4) дезоксирибозу
А4. К макроэлементам относят
1) цинк 2) медь 3) фтор 4) водород
А5. Транспортную функцию в клетках и организме выполняют молекулы
1) АТФ 2) РНК 3) крахмала 4) белков
А6. Какие клетки человека имеют форму двояковогнутого диска?
1) лейкоциты 2) макрофаги 3) эритроциты 4) тромбоциты
А7. В каком из перечисленных органоидов клетки накапливаются синтезированные в ней органические вещества?
1) комплексе Гольджи 3) ядре
2) клеточном центре 4) митохондрии
А8. Вирусы проникают в клетку хозяина и
1) воспроизводят свой генетический материал
2) переживают неблагоприятные внешние условия
3) разрушают ее рибосомы
4) питаются за её счет
А9. В каком из процессов в качестве источника углерода используется углекислый газ?
1) дыхание 3) брожение
2) фотосинтез 4) биосинтез белка
А10. Бесполое размножение осуществляется у
1) папоротникообразных на заростках
2) цветковых растений семенами
3) птиц с помощью яиц
4) гидр почкованием
А11.Определите последовательность фаз митоза
1) профаза – метафаза – телофаза - анафаза
2) телофаза – анафаза – метафаза – профаза
3) метафаза – анафаза – профаза – телофаза
4) профаза – метафаза – анафаза – телофаза
А12. Стадия дробления, бластулы, гаструлы, образования органов характерны для
1) эмбрионального развития
2) постэмбрионального прямого развития
3) постэмбрионального развития с неполным превращением
4) постэмбрионального развития с полным превращением
А13. Метод генетики, в основе которого лежит изучение родословных человека,- это
1) близнецовый метод 3) гибридологический метод
2) генеалогический метод 4) биохимический метод
А14. В генетике при записи скрещивания символом F1 принято обозначать
1) поколение родителей 3) женский пол
2) гибриды первого поколения 4) рецессивный аллель
А15. Почему с точки зрения врачей–генетиков очень вредно загорать в полуденные часы?
1) повышается температура тела
2) снижается артериальное давление
3) образуется много пигмента в коже
4) солнечные лучи вызывают злокачественные перерождения клеток
А16. Серповидно–клеточная анемия – это пример мутации
1) хромосомной 3) генной
2) геномной 4) цитоплазматической
А17. Какие методы лежат в основе создания новых сортов растений и пород животных?
1) изоляция организмов и возникновение полезных мутаций
2) изменение генотипов и фенотипов организмов
3) борьба за существование и естественный отбор
4) скрещивание и искусственный отбор
А18. Мимикрия – это
1) подражание менее защищенного организма более защищенному
2) слияние формы тела и окраски животного с окружающими предметами
3) слияние окраски тела животного с окраской окружающей среды
4) яркая окраска животных, обладающих средствами защиты
А19. Наибольшего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени достигнет популяция
1) белого аиста 3) серой цапли
2) орла- беркута 4) домового воробья
А20. Что изучает эмбриология?
1) ископаемые остатки организмов
2)зародышевое развитие организмов
3) возможность объединения организмов в группы
4) закономерности распространения организмов на Земле
А21. Из названных отделов растений позже других на Земле появились
1) зеленые водоросли 3) моховидные
2) бурые водоросли 4) голосеменные
А22. Примитивная речь как средство коммуникации в эволюции впервые появляется у
1) древних людей 3) австралопитеков
2) человека умелого 4) людей современного типа
А23. Какой признак рас является отличительным?
1) внешнее строение
2) общественный образ жизни
3) способность к трудовой деятельности
4) способность к абстрактному мышлении
А24. В какой среде обитанияживут майские жуки на взрослой стадии развития?
1) водная 2) почвенная 3) организменная 4) наземно- воздушная
А25. В агроценозах в целях обогащения почвы азотом выращивают
1) картофель 2) рожь 3) пшеницу 4) бобы
А26. Какие признаки отличают современного человека от животных?
1) формирование условных рефлексов
2) образование безусловных рефлексов
3) способность изготавливать и сохранять орудия труда
4) наличие высшей нервной деятельности
5) наличие сознания
6) наличие второй сигнальной системы
А27. К факторам эволюции по Ч. Дарвину относят
1) наследственную изменчивость 4) многообразие видов
2) борьбу за существование 5) приспособленность видов
3) естественный отбор 6) повышение уровня организации
А28. Установите соответствие между формой и способом вегетативного размножения, который она иллюстрирует.
ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ СПОСОБ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
А) усами 1) побегом
Б) отводками 2) корнем
В) отпрысками
Г) столонами
Д) стеблевыми черенками
А29. Какое значение оказывают вирусы на живые организмы?
1) встраивают свою нуклеиновую кислоту в ДНК хозяина
2) разрушают органоиды зараженных клеток
3) соединяются с гемоглобином эритроцитов крови, вызывая малокровие
4) способствуют проникновению вредных веществ в клетку через мембрану
5) перестраивают метаболизм зараженной клетки на продуцирование вирусных частиц
6) переносят генетическую информацию между организмами одного или разных видов
А30. Установите соответствие между примером и типом пищевых отношений, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР ТИП ОТНОШЕНИЙ
А) ястреб и куропатка 1) симбиоз
Б) рак-отшельник и актиния 2) хищник – жертва
В) божья коровка и тля
Г) сова и мышь
Д) щука и карась
Е) человек и кишечная палочка
Вариант №3
А1. Строение организма и его органов изучает наука
1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) цитология
А2.Все существующие на Земле организмы состоят из клеток, поэтому клетку считают единицей
1) роста 2) строения 3) развития 4) жизнедеятельности
А3. В чем состоит отличие грибной клетки от растительной?
1) имеет многочисленные рибосомы
2) клеточная оболочка содержит хитин
3) клеточное дыхание происходит в митохондриях
4) в ядре находятся линейные хромосомы
А4. Система плоских цистерн с отходящими от них трубочками, заканчивающимися пузырьками, - это
1) хлоропласт 3) ядро
2) митохондрия 4) комплекс Гольджи
А5. Какое свойство характерно для вируса гриппа?
1) обмен веществ 3) дыхание
2) воспроизведение 4) спорообразование
А6. Для какого класса позвоночных животных характерно внешнее осеменение?
1) земноводные 3) птицы
2) пресмыкающиеся 4) млекопитающие
А7. Развитие организма при половом размножении начинаетсяс
1) бластулы 3) зиготы
2) зародышевых листков 4) созревания гамет
А8. Механизмы передачи информации о признаках, свойствах и функциях организма из поколения в поколение – это
1) гомеостаз 3) раздражимость
2) обмен веществ 4) наследственность
А9. К генным заболеваниям из числа приведённых ниже относят
1) сахарный диабет 3) синдром Тёрнера
2) серповидно – клеточную анемию 4) синдром Дауна
А10. Гены, локализованные в одной паре хромосом, наследуется совместно. Данная формулировка описывает
1) закон сцепленного наследования
2) закон независимого наследования
3) закон гомологических рядов наследственной изменчивости
4) закон расщепления
А11. Первый этап в селекции животных –
1) естественный отбор 3) отдаленная гибридизация
2) близкородственное скрещивание 4) одомашнивание
А12. Особи объединяются в одну популяцию на основе
1) их роли в биогеоценозе 3) свободного скрещивания
2) равного соотношения полов 4) общности питания
А13. Какие признаки сохраняет естественный отбор?
1) полезные для видов 3) нейтральные для видов
2) полезные для человека 4) нейтральными для человека
А14.Многие виды мух жужжат как пчелы и внешне похожи на них, это пример
1) мимикрии 3) угрожающей окраски
2) маскировке 4) расчленяющей окраски
А15. Наименьшего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени достигнет популяция
1) зайца – беляка 3) домовой мыши
2) серой крысы 4) обыкновенной лисицы
А16. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением числа популяций
2) уменьшение числа особей вида
3) сужением ареала вида
4) уменьшением разнообразия вида
А17. Что изучает сравнительная анатомия?
1) зародышевое развитие организмов
2) общность и различия в строении организмов
3) возможность объединения организмов в группы
4) закономерности распространения организмов на Земле
А18. Признак аналогичных органов –
1) одинаковые функции 3) сходное происхождение
2) единый план строения 4) одинаковое развитие
А19. Из названных групп животных раньше других на Земле появились
1) пресмыкающиеся 3) земноводные
2) птицы 4) костные рыбы
А19. Какой фактор антропогенеза относят к биологическому?
1) речь 3) трудовую деятельность
2) Коллективную охоту 4) наследственную изменчивость
А20. Впервые пользоваться огнем научились
1) австралопитеки 3) кроманьонцы
2) синантропы 4) неандертальцы
А21. Первые люди, заселившие Северную Америку принадлежали к
1) негроидной расе 3) европеоидной расе
2) монголоидной расе 4) разным расам
А22. Ультрафиолетовые лучи обеспечивают
1) синтез пигмента в клетках эпидермиса человека
2) синтез органических веществ из неорганических
3) восприятие света глазом человека
4) нагревание тел живой и неживой природы
А23. Как называют полезно – вредные отношения между популяциями разных видов?
1) паразит – хозяин 3) конкурент – конкурент
2) симбионт - симбионт 4) нахлебник – хозяин
А24. Что называют видовым разнообразием биоценоза?
1) набор пищевых объектов в сообществе
2) совокупность видов организмов в сообществе
3) переход и рассеивание энергии в цепи продуцент – редуцент
4) количество особей данного вида на единице площади
А25. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) семена ели→полевой жаворонок →ястреб перепелятник
2) семена ели→хохлатая синица →ястреб перепелятник
3) плоды рябины→деревенская ласточка →ястреб тетеревятник
4) плоды рябины→полевой жаворонок →ястреб тетеревятник
А26. Какие три функции из перечисленных, выполняют белки в клетке?
1) каталитическую
2) матрицы для синтеза РНК
3) переносчики наследственной информации
4) кодирование наследственной информации
5) строительную
6) выработки антител
А27. Выберите три представителя относящихся к прокариотам
1) вирус табачной мозаики 4) азотфиксирующую бактерию
2) инфузорию туфельку 5) эвглену зеленую
3) железобактерию 6) сенную палочку
А28. Установите соотношение между признаком и способом размножения, к которому он относится.
ПРИЗНАК СПОСОБ
А) осуществляется клубнем, луковицей, корневищем 1) вегетативное
Б) осуществляется с помощью спермиев и яйцеклеток 2) половое
В) потомство сохраняет большое сходство с материнской клеткой
Г) развитие начинается с зиготы
Д) потомство сочетает в себе признаки родителей
А29. К путям достижения биологического прогресса относят
1) дивергенция 4) дегенерация
2) конвергенция 5) идиоадаптацию
3) ароморфоз 6) параллелизм
А30. Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которою он иллюстрирует.
ПРИМЕР ФОРМА БОРЬБЫ
А) одновозрастные особи ели в популяции хвойного леса 1) межвидовая борьба
Б) серая и черная крысы 2) внутривидовая борьба
В) дрозд- деряба и певчий дрозд
Г) развитие всходов ели под защитой светолюбивой березы
Д) состязание волков за добычу
Вариант №4
А1. Улучшение существующих пород животных и сортов растений занимается наука
1) физиология 2) селекция 3) эмбриология 4) экология
А2. Укажите одно из положений клеточной теории.
1) клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов
2) клетка прокариот, как и эукариот, имеет цитоплазму и ядро
3) половые клетки – гаметы – участвуют в половом размножении
4) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом
А3.Какой химический элемент из указанных содержится в клетке в меньшем количестве?
1) кислород 2) углерод 3) водород 4) железо
А4. Глюкоза в клетке выполняет функцию
1) источника энергии 3) ферментативную
2) транспорта газов 4) регуляторную
А5. Клеточная оболочка грибных клеток в отличие от растительных образована
1) хитином 2) клетчаткой 3) белком 4) липидом
А6. Клетки каких органов растений содержат хлоропласты?
1) корни моркови 3) листья кактуса
2) корневища ландыша 4) молодые побеги сирени
А7. Собственного обмена веществ не имеют
1) простейшие 3) вирусы
2) одноклеточные грибы 4) бактерии
А8. Носители генетической информации в клетке – это
1) ядро 3) хромосомы
2) ядрышки 4) комплекс Гольджи
А9. К половому способу размножения относят
1) спорообразование 3) клонирование
2) партеногенез 4) почкование
А10. Для каких позвоночных характерно внутреннее оплодотворение?
1) жаб 2) лягушек 3) акул 4) осетров
А11. Генетика как наука изучает
1) обмен веществ в организме 3) превращения энергии в организме
2) наследственность и изменчивость 4) возбудимость и сократимость тканей
А12. Какой фактор влияет на возникновение вредных мутаций у человека?
1) межрасовые расы
2) неполноценное питание
3) несоблюдение санитарно – гигиенических мер
4) коротковолновое ультрафиолетовое излучение
А13. Какова роль медико – генетических консультаций?
1) лечение онкологических заболеваний
2) определение пола будущего потомства
3) борьба с очагами инфекционных заболеваний
4) выявление возможных наследственных аномалий в потомстве
А14. К методу, используемому в селекции животных, относят
1) массовый отбор
2) естественный отбор
3) межпородное скрещивание
4) отбор производителей по фенотипическим признакам
А15. В результате искусственного отбора у цветной капусты появился признак
1) холодостойкость 3) потребность во влаге
2) четырёхчленный цветок 4) множество недоразвитых цветков
А16. Сходство насекомых некоторых видов по форме и окраске с сучками или шипами деревьев и кустарников, на которых они живут, - это
1) мимикрия 3) демонстрация
2) маскировка 4) предупреждение
А17. К факторам эволюции относят
1) изоляцию 3) приспособленность видов
2) многообразие видов 4) повышение уровня организации
А18. Наибольшего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени достигнет популяция
1) плесневого гриба мукора 3) перелетной саранчи
2) майского жука 4) воробья домового
А19. Биологический регресс характеризуется
1) сужением ареала вида
2) увеличением числа популяций внутри вида
3) увеличением числа особей вида
4) возникновением у особей дивергентных признаков
А20. Какой из видов на сегодняшний день находится в состоянии биологического регресса?
1) дикая редька 3) обыкновенная лисица
2) лошадиная аскарида 4) бабочка махаон
А21. Какие из перечисленных органов являются гомологами лёгких кошки
1) жабры беззубки 3) трахей жука плавунца
2) лёгочные мешки паука 4) легкие кита
А22. Из названных типов животных раньше других на Земле появились
1) Моллюски 3) Кишечнополостные
2) Членистоногие 4) Круглые черви
А23. Что свидетельствует о том, что все расы современного человека объединяют в один вид?
1) способность обитать в разных климатических условиях
2) сходный уровень физического развития
3) генетическое единство
4) внешнее сходство
А24. Факторы среды, воздействующие на организм, называют
1) социальными 3) экологическими
2) биологическими 4) ограничивающими
А25. В биоценозах открытых районов океана цепи питания начинаютсяс
1) зоопланктона 3) бурых водорослей
2) фитопланктона 4) красных водорослей
А26. К трем общегосударственным мерам профилактики СПИДа следует отнести
1) проведение обязательного вакцинирования против вируса иммунодефицита
2) тщательное обследование донорской крови
3) получение из донорской крови сывороток с готовыми антителами против ВИЧ
4) расширение научных исследований по проблемам СПИДа
5) использование стерильных медицинских инструментов
6) проведение на предприятиях физической зарядки и спортивных мероприятий
А27. Выберите три характеристики бесполого размножения?
1) в гонадах образуются гаметы
2) быстро увеличивается число потомков
3) в размножении участвует одна родительская особь
4) образование зиготы
5) в основе размножения лежит мейоз
6) генотипы полученных организмов идентичны родительскому
А28. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития.
ЖИВОТНОЕ ТИП РАЗВИТИЯ
А) серая жаба 1) прямое
Б) озерная лягушка 2) непрямое
В) бабочка капустница
Г) домовый воробей
Д) сизый голубь
А29. Устойчивость насекомых к пестицидам – это пример изменчивости
1) мутационной 3) соотносительной
2) модификационной 4) комбинативной
А30. Установите соответствие между примером и типом наследования признака, который ее иллюстрирует.
ПРИМЕР ТИП НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКА
А) окраска цветков сирени 1) качественные признаки
Б) цвет глаз кроликов 2) количественные признаки
В) форма плодов томатов
Г) яйценоскость кур
Д) масса семян подсолнечника
Вариант №5
А1. Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, -
1) физиология 2) эмбриология 3) генетика 4) цитология
А2. Запасным углеводом в животной клетке является
1) гликоген 2) крахмал 3) хитин 4) целлюлоза
А3. Какую функцию в организме выполняет белок инсулин?
1) регуляторную 3) двигательную
2) энергетическую 4) каталитическую
А4. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро?
1) вакуоль 3) цитоплазма
2) лизосома 4) клеточный центр
А5. При половом и бесполом размножении важнейшая роль принадлежит
1) цитоплазме 3) рибосомам
2) хромосомам 4) вакуолям
А6. Какую роль в организме играют хромосомы?
1) влияют на денатурацию белка
2) участвуют в реакциях окисления
3) образуют веретено деления клетки
4) хранят наследственную информацию
А7. В результате оплодотворения образуется
1) спора 3) зигота
2) гамета 4) заросток
А8. Основным методом исследования, разработанным Г. Менделем, был
1) популяционно – статистический 3) цитогенетический
2) генеалогический 4) гибридологический
А9. В генетике при записи скрещивания буквой А принято обозначать
1) поколение родителей 3) гибриды второго поколения
2) доминантный аллель 4) гибриды первого поколения
А10. Наркотические вещества ученые относят к мутагенам, так как при их употреблении у человека
1) возникает зависимость
2) возникает изменение в генах
3) снижается работоспособность
4) нарушается деятельность коры головного мозга
А11. Что называют критерием вида?
1) способность особей к репродукции
2) способность особей к саморегуляции
3) совокупность внешних признаков организмов
4) проявление признаков при определенных условиях среды
А12. Какой признак сформировался у домашних кур в результате искусственного отбора?
1) половое размножение3) постройка гнезд
2) внутреннее оплодотворение4) интенсивный рост и развитие цыплят
А13. Окраску зебры, представляющую чередование светлых пятен и полос, относят к
1) мимикрии 3) расчленяющей
2) угрожающей 4) предостерегающей
А14. Приспособленность к вынашиванию оплодотворенной икры в складке кожи на животе развилась у самцов
1) угрей 3) лососей
2) севрюги 4) морских коньков
А15. Пищеварение - это процесс
1) пережевывание пищи в ротовой полости
2) образование молекулы АТФ
3) транспорта питательных веществ
4) расщепления и всасывания органических веществ
А16. Гиперфункция щитовидной железы у человека приводит к
1) кретинизму 3) базедовой болезни
2) микседеме 4) сахарному диабету
А17. Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий, - это
1) конкуренция 2) квартиранство 3) симбиоз 4) микориза
А18. К природным биоценозам относят
1) горный ручей 3) лесопарк
2) город 4) клеверное поле
А19. Какие экосистемы относят к природным?
1) лесные насаждения 3) пруд на приусадебном участке
2) муравейник 4) клумба
А20. Из перечисленных организмов к консументам первого порядка относят
1) клевер 3) кролик
2) морковь 4) человек
А21. Какие организмы достигают верхнего предела жизни в биосфере?
1) бактерии, грибы
2) водоросли, лишайники
3) мхи, папоротники
4) покрытосеменные и голосеменные
А22. Численность каких животных помогла сохранить и увеличить организация заповедников?
1) туров 2) кабанов 3) лисиц 4) зубров
А23. К памятникам природы относят
1) почву 3) нефтяную скважину
2) горные породы 4) рощу редких деревьев
А24. В результате гаметогенеза образуются
1) споры 3) зигота
2) половые клетки 4) зародышевый мешок
А25. Взаимоотношения взрослых божьих коровок и тлей относят к
1) паразитизму 3) симбиозу
2) нахлебничеству 4) хищничеству
А26. Три характерные черты кроманьонцев –
1) высокий лоб
2) объем мозга – 550 см3
3) изготовление орудий труда из камня
4) зарождение первых обрядов
5) наличие орудий труда, украшенных резьбой
6) приручение животных
А27. Выберите три вида борьбы за существование по Ч. Дарвину –
1) межвидовая 4) комбинативная
2) мутационная 5) внутривидовая
3) соотносительная 6) с фактором неживой природы
А28. Установите соответствие между растением и способом вегетативного размножения, который для него характерен.
РАСТЕНИЕ СПОСОБ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
А) смородина 1) стеблевыми черенками
Б) крыжовник 2) корневыми черенками
В) вишня
Г) слива
Д) малина
А29. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
1) желудь→ желудевый долгоносик→певчий дрозд→ ястреб перепелятник
2) желудь→ певчий дрозд→ желудевый долгоносик→ ястреб перепелятник
3) желудевый долгоносик→ желудь→ певчий дрозд→ ястреб перепелятник
4) желудевый долгоносик→ желудь→ ястреб перепелятник→ певчий дрозд
А30. Установите соответствие между признаком и видом половых клеток млекопитающих животных, для которых он характерен.
ПРИЗНАК ВИД ПОЛОВЫХ КЛЕТОК
А) имеет большое количество цитоплазмы 1) яйцеклетка
Б) различают головку, шейку, хвостик 2) сперматозоид
В) не содержит запаса питательных веществ
Г) отсутствуют органоиды передвижения
Д) имеет мелкие размеры
5. Ключи.
№/В | В -1 | В -2 | В - 3 | В - 4 | В - 5 |
1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 |
4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 |
5 | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 |
6 | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 |
7 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 |
8 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 |
9 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 |
11 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 |
12 | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 |
13 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 |
14 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 |
15 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 |
16 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
17 | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 |
18 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 |
19 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 |
20 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 |
21 | 2 | 4 | 2 | 4 | 1 |
22 | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 |
23 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 |
24 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 |
25 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 |
26 | 126 | 356 | 156 | 245 | 456 |
27 | 256 | 123 | 346 | 236 | 156 |
28 | 125 | 11211 | 12122 | 22211 | 11222 |
29 | 256 | 156 | 2 | 1 | 1 |
30 | 11212 | 211211 | 21112 | 11122 | 12212 |
6. Литература
Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. М., 2017
Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10 — 11 классы. — М., 2014.