Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
(годового контроля)
обучающихся 8 класса
по литературе
в форме диагностической работы
Пояснительная записка
Назначение работы
Диагностическая работа по литературе для 8 класса предназначена для осуществления итогового контроля знаний по литературе на базовом уровне. Данная работа не только поможет учителю оценить уровень знаний и умений учащихся за курс 8 класса, но и даст ребятам представление об экзамене по литературе.
Структура работы
Диагностическая работа состоит из двух частей.
Первая часть предлагает пять заданий части А, требующих краткого ответа по прозаическому тексту и два задания части С, где необходимо выбрать только одно из указанных заданий, которое предполагает развернутый связный ответ на вопрос проблемного характера в объёме 5 – 10 предложений.
Вторая часть предлагает пять заданий части В, требующих краткого ответа по поэтическому тексту и два задания части С, где необходимо выбрать только одно из указанных заданий, которое предполагает развернутый связный ответ на вопрос проблемного характера в объёме 5 - 10 предложений.
Время выполнения
Диагностическая работа рассчитана на 1 урок (45 минут).
Дополнительные материалы и оборудование (при их наличии)
Дополнительные материалы и оборудование: орфографические словари.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За каждый правильный ответ на задания части А и В дается по 1 баллу, неверный ответ или его отсутствие оцениваются 0 баллов. Итого за эти задания можно получить 10 баллов.
Задания С с развернутым ответом оценивается от 0 до 5 баллов. Итого за эти задания можно получить 10 баллов.
Максимальный балл за выполнение работы - 20 баллов.
Шкала перевода баллов в оценки:
«5» - 20 -19 баллов
«4» - 18 - 15 баллов
«3» - 14-11 баллов
«2» - 10 и меньше баллов
Ответы
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
|
1 |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
Л.Н.Толстой «После бала» |
Страх |
2 |
Пугачевым |
Обличение невежества |
Наказание солдата |
Временно скрыть истинное положение дел |
3 |
Бунт Пугачева |
Говорящие фамилии |
Полковник руководил наказанием солдата |
О немой сцене |
4 |
Береги честь смолоду |
Экспозиция |
Антитеза |
Смех |
5 |
Олицетворение |
Комедия |
Эпитет |
Ремарка |
6 |
Басня |
Мцыри из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
«19 октября» |
А.П.Керн |
7 |
Кутузову |
За свободу |
Лицейским друзьям |
Создает образ мечты, идеальной женщины |
8 |
Мораль |
Бой с барсом |
Прекрасное должно быть величаво |
«Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» |
9 |
Эзопа, Лафонтена |
Олицетворение |
Идеал дружбы, лицейского братства |
Метафора |
10 |
Эпитет |
Метафора |
Метафора |
Эпитет |
Текст работы (4 варианта)
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что-то черное. „Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?“ Ямщик стал всматриваться. « А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек.
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
- Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли где дорога?
— Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?
— Послушай, мужичок, — сказал я ему — знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?
— Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь, какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.
Ответы на задания В 1 – В 5 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 1. Назовите произведение и автора.
В 2.Кем оказался дорожный, которого встретили герои романа?
В 3. Какое историческое событие легло в основу романа?
В 4. Какой эпиграф предваряет роман?
В 5. Укажите приём художественной выразительности: «Ветер завыл; сделалась метель».
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С1.1. или С1.2.) Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. |
С 1.1. Какую роль в дальнейшей судьбе Гринева сыграла описанная встреча? Ответ обоснуйте.
С1. 2. Каков смысл эпиграфа к роману? Ответ обоснуйте.
Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Ответы на задания В 6 – В 10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 6. К какому жанру относится данное произведение?
В 7. Какому историческому деятелю посвящено это произведение?
В 8. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом ?
В 9. Традициям каких писателей следовал Крылов?
В 10. Укажите прием художественной выразительности: «конь хваленый», «Бедного коня».
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С2.1. или С2.2.) Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. |
С 2.1. В чем смысл морали произведения? Ответ обоснуйте.
С 2.2. Какие пороки высмеивают другие произведения И.А.Крылова?
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.
Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
Митрофан. Да вот и батюшка.
Ответы на задания В 1 – В 5 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 1. Укажите автора и произведение, из которого приведен отрывок.
В 2. Какова тема данного отрывка из произведения?
В 3. Какой приём характеристики персонажей, помимо речи, использует автор?
В 4. Каким элементом сюжета является данная сцена?
В 5. К какому жанру относится данное произведение?
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С1.1. или С1.2.) Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. |
С 1.1. Какова роль эпизода с Тришкой, который больше в произведении не появляется? Ответ обоснуйте.
С1. 2. Как в произведении раскрывается тема воспитания и образования молодого дворянина? Ответ обоснуйте.
Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Прощай, отец... дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне...
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму
И возвратится вновь к тому,
Кто всем законной чередой
Дает страданье и покой...
Но что мне в том? - пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют...
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
Ответы на задания В 6 – В 10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 6. Герой какого произведения произносит этот монолог?
В 7. За что готов отдать жизнь герой?
В 8. Какая сцена является кульминационной в поэме ?
В 9. Какой основной прием создания картин природы в поэме использует автор?
В 10. Укажите прием художественной выразительности: «…дай руку мне:/ Ты чувствуешь, моя в огне…»
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С2.1. или С2.2.). Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. |
С 2.1. Вспомните эпиграф к поэме. Какова его роль? Ответ обоснуйте.
С 2.2. Почему герой гибнет в финале поэмы? Ответ обоснуйте.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо всё по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Ответы на задания В 1 – В 5 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 1. Укажите автора и произведение, из которого приведен отрывок.
В 2. Какую сцену увидел герой произведения после бала?
В 3. При каких обстоятельствах герой встретил полковника еще раз?
В 4. Какой прием изображения героя использован автором в данном фрагменте?
В 5. Укажите прием художественной выразительности: «ласковая, радостная улыбка»
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С1.1. или С1.2.). Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. |
С 1.1. В чем смысл названия рассказа? Ответ обоснуйте.
С1. 2. Как сложилась судьба героя после описанных событий? Ответ обоснуйте.
Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Ответы на задания В 6 – В 10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 6. Как называется стихотворение, из которого приведен отрывок?
В 7. Кому посвящает А.С.Пушкин эти строки?
В 8. Вспомните окончание строки «служенье муз не терпит суеты…»
В 9. Какие нравственные идеалы утверждаются поэтом в этом стихотворении?
В 10. Укажите прием художественной выразительности: «Запутанный в сетях судьбы суровой».
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С2.1. или С2.2.). Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. |
С 2.1. Как вы понимаете стоки: «С доверчивой надеждой первых лет,/ Друзьям иным душой предался нежной;/ Но горек был небратский их привет»?
С 2.2. Почему для поэта так важна дружба, появившаяся в лицейские годы?
ВАРИАНТ 4
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Городничий. А, Степан Ильич! Скажите, ради бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Частный пристав. Я был тут сейчас за воротами.
Городничий. Ну, слушайте же, Степан Ильич. Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Частный пристав. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Городничий. А Держиморда где?
Частный пристав. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Городничий. А Прохоров пьян?
Частный пристав. Пьян.
Городничий. Как же вы это допустили?
Частный пристав. Да бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, — поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Городничий. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!(Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? — чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия… О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен.(Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О боже мой, боже мой! Едем, Петр Иванович!
Ответы на задания В 1 – В 5 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 1. Какие чувства вызывает у городничего известие о приезде ревизора в Петербург?
В 2. В чем смысл всех предпринятых городничим мер?
В 3. О какой сцене В.Ермилов сказал: «парад высеченной подлости»?
В 4. Кто в комедии, по мнению Н.В.Гоголя, является единственным положительным героем?
В 5. Какой прием использует автор, чтобы обрисовать характер героя. Раскрыть его подлинные мысли и чувства?
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С1.1. или С1.2.). Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. |
С 1.1. Какова проблематика пьесы? Ответ обоснуйте.
С1. 2. Охарактеризуйте городничего. Ответ обоснуйте.
Часть 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С.Пушкин
Ответы на задания В 6 – В 10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов. |
В 6. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкин?
В 7. Почему поэт не рисует портрет любимой женщины?
В 8. Приведите пример анафоры в 5 строфе.
В 9. Укажите прием художественной выразительности: «Душе настало пробужденье».
В 10. Укажите прием художественной выразительности: «чистой красоты», «порыв мятежный».
Выберите только одно из указанных ниже заданий (С2.1. или С2.2.). Для выполнения задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. |
С 2.1. Как можно охарактеризовать чувства лирического героя? Ответ обоснуйте
С 2.2. Как вы понимаете строки: «Бурь порыв мятежный/ рассеял прежние мечты»?