12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гришина Елена Николаевна218
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Кормушки – добрые подружки для птиц

Подготовила воспитатель МБДОУ № 223,

Гришина Елена Николаевна


Экологическое воспитание является важным направлением в деятельности дошкольных учреждений. Проблема воспитания экологической культуры у дошкольника относится к числу значимых проблем в теории воспитания и имеет первостепенное значение для методической работы. Представляю методическую разработку природоохранную экологическую акцию «Кормушки – добрые подружки для птиц».

Изучая тему «Зимующие птицы», мы с детьми во время прогулки обратили внимание на то, что прошлогодние кормушки поистрепались ветром и требуют обновления. Так же дети понаблюдали и выяснили, что птицы садятся не на любые кормушки, а выбирают те, которые стабильно заполняются кормом, к которым есть удобный доступ к пище, где состав подкормки более привычен.

Поэтому совместно с детьми было принято решение обновить кормушки, а не востребованные полностью реконструировать. Раньше этот вопрос решался с помощью родителей в форме взаимодействия с семьями как прием «Домашнее задание». Однако, как показала практика, родители зачастую не принимали его как совместный труд с малышом. Ребенок в худшем случае был наблюдателем или в лучшем случае поддерживал детали во время изготовления. Для детей подготовительной к школе группы такого участия недостаточно. Поэтому был использован вариант для оптимально активного самостоятельного участия самих детей в процессе изготовления кормушек для подкормки птиц в форме природоохранной экологической акции «Кормушки - добрые подружки для птиц». Где основными принципами подбора информации, методов, форм и средств являлись:

Экологическая осознанность (взаимодействие человека с природой);

Природоохранная направленность (забота о здоровье птиц);

Научность;

Детская самостоятельность;

Коллективная солидарность;

Системность.

Экологическая акция проходила в четыре этапа.

I Этап - Аналитический (желание)

Цель: Мотивирование детей на проявление заботливого отношения к птицам - обновить кормушки.

Задачи:

Расширить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их жизни - дать понять, что похолодание – это не основная причина миграции птиц, а причина в наличии пищи.

Знакомить с закономерностями природы: птицы активны в дневное время суток, а с наступлением сумерек прекращают активную деятельность, поэтому зимой у них меньше времени на поиски корма. Подкормка – это сохранение особи птиц.

Знакомить с особенностями жизни птиц, которым питание необходимо для согревания своего тела, разнообразной для насыщения витаминами.

Знакомить с природоохранными мероприятиями и создании союза охраны птиц России, о том, что наличие воробьев в городе - показатель экологической стабильности.

Воспитывать желание защищать природу, принимать активное участие в природоохранных акциях.

Формы, методы, средства:

1. Дидактическая игра «Зимующие птицы».

Цель: Расширение знаний о жизни птиц в зимний период (питание, пуховый покров, перья, место обитания), о том, что едят птицы, которые остаются зимовать и есть птицы, которые прилетают на зимовку (снегирь).

2. Целевая прогулка «Кормушки в детском саду?»

Цель: Наблюдение за кормушками для птиц, которые находятся на территории детского сада, где дети отвечают себе на вопрос «Нуждаются ли птицы в помощи».

3. Просмотр видеоматериала «Кормушки в жизни птиц».

Цель: Расширение знаний о значении кормушек в жизни зимующих птиц (подкормка). Определить правила зимней заботы о птицах (какой корм, для каких птиц, виды кормушек, время подкормки – не позже, чем за 2 часа до сумерек).

II Этап - Целевой (Идея)

Цель: Определение функциональности кормушек, определяющие их внешний вид (форма, размер, место подачи корма, место приземления).

Задачи:

Определить правила зимней заботы о птицах (для синиц качающие кормушки с салом, для других пернатых устойчивые и удобные)

Определить все ли птицы одинаково нуждаются в помощи (кто частые гости на кормушках – воробьи, голуби, дятлы, а кто редкие – синицы, снегири, зяблики, чечетка, чиж, зеленушка только под конец зимы)

1. Наблюдение за клевом птиц в разных условиях (на дороге, с кормушки, семян и ягод с ветки)

Цель: Расширение знаний о том, что клюют птицы, как они клюют, как находят корм

2. Беседы с энциклопедическими справками: «Почему зимующие птицы не улетают в южные города?», «Особенности зимующих птиц» «Кто является другом для птиц», «Кого боятся птицы?», «Какой корм предпочитают зимующие птицы?».

Цель: Развитие внимательности, эмоционального сопереживания и желание заботиться о птицах.

3. Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы в городе», «Зимующие птицы в лесу».

Цель: Выяснить природную закономерность питания разных птиц в зимний период.

4. Дидактическая игра «Съедобно – не съедобно»

Цель: Закрепление знаний детей о питании зимующих птиц (синички – зерно, несоленое сало, нежареные семечки подсолнуха, тыквы, патиссонов,  но не едят хлеб и пшено; снегирь – семена, ягоды, почки; воробьи – семена, овес, просо, пшеница; голуби – семечки, подвяленные ягоды). Дать понять об опасной пище для птиц (соленые и жареные семечки, орехи, фисташки, миндаль, сухарики; хлеб; пшено; картофель; грибы, консервы; корм для кошек)

5. Рекомендации родителям для совместного чтения с детьми.

Чтение художественной литературы: стихи, проза, народное творчество. О. Высотская «Птичий лом», В. Левин «Мой приятель воробей», «Первая прогулка», Н. Гернет «Песенка о вежливом чижике», Л. Стекольников «О чем поют жаворонки», А. Барто «Страшная птица», М. Карим «Прилетай же!».

6. Продуктивная деятельность – Конкурс рисунков «Кормушка, как подружка»

Цель: Воспитывать желание охранять и заботиться о зимующих птицах.

III Этап – Деятельностный (Коллективный труд)

Цель: Совместное изготовление кормушек для воробьев, голубей, синиц

Задачи:

Развивать умения конструировать кормушки из бумаги, из конструкторов, из фанерных пластин.

Обучать сооружать объект в соответствии с функциональными условиями (чтобы птицам было удобно приземляться, чтобы птицам было удобно и устойчиво сидеть в кормушке по несколько штук, чтобы корм не покрывался снегом, надежность и крепкость сооружения).

Развивать экологическое мышление, зависимость конструкции от природных особенностей птиц (чтобы голуби не мешали столоваться воробьям, для синиц подвижные или распластанные по коре деревьев и т.п.).

Воспитывать желание сооружать поделки природоохранного направления, чтобы у птиц не утрачивался природный инстинкт о добыче корма.

Воспитывать чувства коллективизма и партнерства в практической деятельности, умение просить помощь у взрослых (по необходимости).

Знакомить с профессиональными навыками столяра.

Формы, методы, средства:

1. Дидактическая игра «Сложи кормушку»

Цель: Упражнять в умении выполнять задание по заданным условиям (для воробьев, зябликов, снегирей, голубей; иметь три стены, низ, крыша, жердочка, площадка для прилета, площадки для разного состава корма)

2. План – чертеж

Цель: упражнять в умении составлять план – чертеж предмета, соблюдая условия: большие и высокие для голубей; широкие и узкие для воробьев, но с крышей, соблюдая масштаб.

Принципы кормушки:

1. Чтобы были удобные бортики для приземления птицам.

2. Крыша должна быть больше дна, чтобы меньше снега оказалось в «столовой» части кормушки. Регулирование высоты крыши.

3. Конструирование из бумаги «Кормушка – подружка для птиц»

Цель: Упражнение умений конструировать предметы из бумаги по собственному чертежу, соблюдая масштаб

4. Изготовление лекал для кормушек воробьев, голубей, синиц

Цель: Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, осознанный подход к изготовлению предмета.

5. Взаимодействие с родителями «Домашнее задание»

Цель: Способствовать налаживанию коммуникативных и партнерских отношений детей и родителей в совместной подготовке материалов для изготовления кормушек (палочек, фанерок, оргстекла, шурупов)

6. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ – столяром при изготовлении кормушек из деталей, сделанных по детским лекалам.

Цель: Формировать умение к сотрудничеству с взрослыми, умение проявлять инициативу, выполнять поручения профессионала. Знакомить с профессиональными качествами столяра (внимательность, целеустремленность, нацеливание на хороший результат своего изделия, соответствующий предписанным критериям)

IV Этап – Результативный (Процесс размещения и укрепления изготовленных кормушек и корма)

Цель: Развитие осознанного подхода к размещению кормушек на участке, правильному уходу за пернатыми гостями.

Задачи:

Способствовать пониманию у детей, что правильный корм для птиц, место и время кормления – все должно быть тщательно продумано во избежание вреда диким пернатым.

Способствовать проявлению экологической культуры по отношению к птицам.

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, проявлять инициативу и самостоятельность.

Формы, методы, средства:

1. Описание сделанных кормушек для пернатых гостей (высокий для голубей и низкий для воробьев)

Цель: Развивать осознанное отношение к природным объектам.

2. Составление календаря наполнения кормушек и развешивания подкормок

Цель: Формировать умения подбирать состав корма, выбирать время подкормки.

3. Взаимодействие с родителями – консультация «Правильный корм для диких птиц»

Цель: Способствовать умению оказывать помощь детям в подготовке подкормки для разных видов птиц: вязанки из сушеных фруктов (нанизывая на прочную нить кусочки подвяленных яблок и груш, плоды шиповника), составить зерновые смеси из семечек, геркулеса, перловки с добавлением толченой яичной скорлупой; сплавить зерновые тортики на жирной основе для синиц, и т.п.

4. Совместный вечер досуга «Подарки для пернатых гостей» (Вечерняя прогулка)

Цель: Воспитание желания проявлять заботу о птицах, получать удовольствие от доброго дела.

Вечер досуга предусматривает праздничное завершающее действие на улице – прикрепление кормушек к приготовленным столбикам и развешивание на ветках деревьев тортиков для синиц, гирлянд из сушеных ягод и фруктов.

5. Подведение итогов – рефлексия. «Что понравилось, что не очень, что можно добавить», зачитать некоторые отзывы родителей и посетителей ДОУ из «Книги отзывов и предложений». Поместить благодарственные записки детям, родителям, сотрудникам ДОУ под фотографиями проведенного вечера досуга на коллаже «Наши помощники и партнеры!». ​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.