12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Татьяна Викторовна17
Я работаю учителем начальных классов
Россия, Мордовия респ., Саранск
0

Статья «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

При обучении детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше они развиваются.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается скованность, недостаточный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений приводит к неточной координации. Эти дети быстро утомляются, у них низкая работоспособность. Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательных процессов у детей с умственной недостаточностью. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение культурно - гигиеническими, трудовыми, учебными навыками.

Что же такое моторика? Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Под термином «тонкая моторика» понимается высокодифференцированные тонкие движения преимущественно большой амплитуды и силы. У умственно отсталых детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в недостаточной координации движений пальцев и кистей рук. Это видно в процессе выполнения практической деятельности умственно отсталых школьников. Трудности вызывают рисование, лепка, аппликация, конструирование, где дети работают с мелкими деталями мозаики, конструктором, пазлами.

«Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Как правило, у всех умственно отсталых школьников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности).

Уроки рисования являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью умственно отсталого ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое воспитание, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе рисования ребёнок с нарушением интеллекта испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно рисование способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку с нарушением интеллекта выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

В коррекционной школе целесообразно применять нетрадиционные приемы изодеятельности в работе с детьми для развития воображения и мелкой моторики. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Важно отметить то, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Эффективность применения нетрадиционных техник на уроках рисования заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, заминание ткани, работа с соленым тестом, работа с мокрой тканью, живопись губкой, обводка, штриховка, раскрашивание, кляксография, монотипия, набрызг и так далее.

Изобразительное искусство – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие нетрадиционные материалы.

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.

Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

1. Ниткография (изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа).

2. Монотипия (особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла).

3. Мокрые рисунки (рисование по мокрой бумаге акварелью).

4. Рисование щётками, набрызгом (техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки).

5. Рисование своими руками (вместо кисточек рисуют пальцами, ладошками).

6. Коллаж (техника сочетания аппликации и рисования).

7. Техника раздувания (капля с краской раздувается через трубочку для коктейля).

8. Рисование по мятой бумаге (рисование с эффектом мозаики).

9. Кляксография (разновидность графической техники, основанной на преобразовании пятен – клякс в нужные реальные или фантастические образы).

10. Рисование штрихом (рисование с помощью штриха карандашом, шариковой ручкой, фломастером, пером и т.д.).

11. Граттаж (рисование по восковой прокладке и процарапывание рисунка).

12. Трафарет (рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм).

13. Тампонирование (приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона).

14. Сухая кисть (краска разводится до густоты сметаны и рисуют толстой, жёсткой клеевой кистью).

15. Тычкование (тычок жёсткой полусухой кистью на бумаге).

16. Оттиск пенопластом (ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской из поролона и наносит оттиск на бумагу).

17. Рисование восковыми мелками с акварелью (рисование восковыми мелками на белой бумаге и закрашивание листа акварелью).

18. Отпечатки листьев (раскрашивание листа дерева красками и прикладывание к белому листу бумаги для получения отпечатка).

19. Оттиск смятой бумагой (прижимание смятой бумаги к штемпельной подушке с краской, сделанной из поролона и нанесение оттиска на бумагу).

Фрагмент занятия «Техника раздувания»

Ребята, сейчас мы приступим к рисованию. Давайте поставим большую и яркую кляксу с помощью акварельной краски (дети выполняют задание).

Чтобы наша капля – клякса ожила мы потрясём листок бумаги и она начнёт двигаться.

Теперь мы с вами будем на неё дуть с помощью трубочки и клякса будет раздуваться в разные стороны (дети выполняют задание).

Давайте теперь капнем кляксу другого цвета и будем её также раздувать (дети выполняют задание).

Посмотрите, как сливаются две капли и получается новый цвет (затем учитель помогает детям подрисовать смысловые элементы).

Таким образом, чтобы успешно развивать творческие способности умственно отсталых детей, умения самовыражения, фантазировать целесообразно, применять различные нетрадиционные способы изображения в коррекционной школе на уроках рисования. Их использование способствует развитию моторики рук, изобразительных навыков и творческих способностей детей с нарушением интеллекта. Например, монотипия, ниткография, кляксография требует от детей определенного уровня творческого воображения, чтобы угадать, найти, распознать образы в полученных кляксах, пятнах, оттисках. Детей интересует: что же произойдёт, во что превратиться яркое пятно краски, если сложить бумагу пополам? Здесь дети всегда сталкиваются с самыми неожиданными результатами, что вызывает интерес и радость от такой деятельности. Это и удивляет, и вызывает множество вопросов. В дальнейшем ребят от такого рисования бывает трудно отвлечь: можно комбинировать, придумывать, экспериментировать, пытаясь найти ответ на возникающие вопросы. Они играют, рисуя, и рисуют играя.


 

Список использованных источников

 

1. Беззубцева, В. Г. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму/В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 120 с.

2. Белова, Т. В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения / Т. В. Белова, В. А. Солнцева.  М.: Астрель; Профиздат, 2007. – 63 с.

3. Воробьёва, Т. А. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики / Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.

4. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина – «Академия развития», 2007, – 251 c.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. / Мери Энн Ф. Колль – М: АСТ: Астреаль, 2005. – 63 с.

6. Логопедия в школе: практический опыт / Сост. В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «Март», 2004.  368 с.

7. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. / А. А. Фатеева. – Ярославль: Акамедия развития, – 2007. – 96 с.

8. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003. – 96 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.