Статья «Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (из опыта работы)
|
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С УМСТВЕННО – ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ с ОВЗ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛИНИЧЕНКО НАТАЛЬИ ПАВЛОВНЫ, педагога-психолога МБОУ «Большетроицкая СОШ». |
Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ у/о особое внимание акцентировано на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью; на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В связи с этим особое место в формировании такой личности занимает коррекционно – развивающая работа.
С 01.09.2015 года в нашей школе были созданы коррекционные классы для детей из Большетроицкого детского интерната.
Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации. Так у пятерых детей в классе проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для их обучения, использованию невербальных средств коммуникации жесты, мимика, графические изображения и др. Способность детей выполнять отдельные двигательные действия (артикуляционная гимнастика, логопедические игры, логоритмические игры, упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, создаёт предпосылки для обучения.
Коррекционно – развиваюшие занятия направлены на достижение цели: преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1.Выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
2.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3.Разработкаи реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
4.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
5.Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Занятия проводятся по группам, по 2 часа в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся с использованием следующих видов деятельности деловые и ролевые игры, интервью, артикуляционные упражнения, игры.
На всех занятиях используются принципы наглядности (такие дети очень любят яркие и красочные картинки), доступности, практической направленности, коррекции. Каждое занятие построено так, чтобы оно могло доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Также используются принципы коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения ( в зоне ближайшего развития)
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии
- принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта
- принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.
Теперь на примере развития сенсорно-перцептивной сферы психики ребенка рассмотрим используемые мной психотехники. По мнению специалистов, развитие восприятия (усвоение цвета, формы, размера предметов) должно сопровождаться стимуляцией поисковых движений, побуждением ребенка к активной ориентировке в задании. Для этого используются дидактические игры на основе понятного ребёнку материала.
1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.
Оборудование:
- коробки с крышками разной формы,
- объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,
- доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.
2.Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).
Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано», «Магазин».
Оборудование:
- карточки с изображением геометрических форм;
- парные плоскостные или пластмассовые формы;
- предметы и игрушки разной формы;
3.Запоминание форм.
Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».
Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».
Оборудование:
- карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
- объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),
- плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка возникает полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:
1.Практическое выделение величины.
Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.
Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.
Оборудование:
- матрешки (двух-, трех- и четырехместные),
- бруски разной величины,
- куклы и машинки разной величины,
- игрушечная мебель разной величины.
2. Зрительное восприятие величины.
Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.
Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
Оборудование:
- карточки с изображением предметов разной величины,
- большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
- фломастеры,
- трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
3.Запоминание предметов с учетом их величины.
Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов,
осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины предметов.
Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.
Оборудование:
- карточки-лото с изображением предметов разной величины,
- предметы разной величины,
- картонные геометрические фигуры трех величин.
Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучение действий некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме, и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенке нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возможностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного развития оказывает существенное влияние на формирование личностных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не заметить на развитии всех психических функций.
Важным фактором в формировании личности аномального ребенка это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Работая с такими детьми, мы видим очень большой прогресс. Дети знают кто такой учитель; что, когда началось занятие необходимо встать и поприветствовать его. Знают и различают цвет и форму. Стали удерживать правильно карандаш и ручку, выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Участвуют в конкурсах и мероприятиях совместно с детьми школы.