12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
педагоги-психологи Хабаровска52
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»
2

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа.

Методологические основы организации психкоррекции

Это активное воздействие практического психолога на процесс формирова­ния личности ребенка. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической « оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия разви­тия возрастным нормативам, помощь педагогическим коллек­тивам в индивидуализации обучения и воспитания детей, раз­витии их способностей, склонностей, становлении личнос­ти. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обуче­нии и поведении детей и подростков.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следстви­ем органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

-активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

Психокоррекция - целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него. Психокоррекционные методы — это набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Одно из направлений психокоррекционной работы — улучшение психического состояния человека.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий формирования личности ребенка. Коррекционная работа должна своей целью быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ – единство диагностики и коррекции развития. Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, в возрастной динамике индивидуальных различий у детей. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Отсюда ПРИНЦИП ПЯТЫЙ – подход к коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка – важнейшее направление психолого-педагогической работы.

Основные пути и способы коррекционной работы с детьми. Для организации к.р. необходимо, во-первых, среди детей выбрать тех, кого можно отнести к так называемой группе «риска». Прежде всего, к этой группе будут относиться дети, предрасположенные к невротическим симптомам.

Известно, что своеобразие таких детей складывается из факторов следующего порядка:

- эмоциональность;

- непосредственность;

- впечатлительность;

- выраженность чувства «Я»;

- беззащитность;

- альтруистическая направленность личности.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития.

Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.

Основные формы психокоррекционной работы:

индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию,

активные формы коррекции (тренинги, деловые игры, часы общения),

индивидуальные и групповые собеседования и прочее.

При необходимости проводится коррекционная работа с родителями и преподавательским составом.

При разработке коррекционной программы традиционно предлагается учитывать ее основные этапы:

Этап планирования – определение целей, задач, тактики проведения коррекционной работы.

Организационный этап - организация условий для осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей, формирование детских групп. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане коррекционной программы.

Этап реализации коррекционной программы. Поведение коррекционных занятий с детьми. Контроль динамики хода коррекционной работы. Информирование родителей, педагогов, администрации о ходе коррекционной работы, о промежуточных результатах коррекции.

Завершающий и обобщающий этап. Оценка эффективности коррекционной программы.

В современной психологии теоретико-методологическими основами разработки принципов коррекционной программы стали культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского, отечественная теория деятельности А.Н.Леонтьева, концепция планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности П.Я.Гальперина, отечественный опыт общественной практики воспитании и обучения детей.

Схема коррекционной работы

Основная научная категория, обосновывающая системный подход к работе практического психолога, категория нормы психического развития

Основной научной категорией, направляющей решения о направлении психокоррекционного воздействия, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь с проблемой системный узконаправленной в коррекционной работе, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в её решении. Так, при задаче коррекции мнестических функций ребёнка необходимо иметь в виду специфику тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных, личностных и психодинамических особенностях ребёнка.

Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни коррекционного анализа:

нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).

общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;

возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.

Профессиональная рефлексия психологом нормы психического развития как исходный момент построения коррекционных воздействий. Рефлексия - 1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний; 2) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми ( в социальной психологии )

Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия - это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Самой необходимой способностью психолога является умение распознавать любое отклонение от нормального функционирования или развития "объекта" (индивида, малой группы) в процессе общения с ним.

Структура личности психолога многообразна, наиболее важными ее компонентами являются: профессиональная рефлексия, психологическая направленность, профессиональная активность, профессиональные знания и умения, психологические способности, психологическое мышление и воображение, профессиональное самосознание, которые выражаются в психологической деятельности и общении. Профессиональная рефлексия психологом нормы психического развития должна быть исходным моментом построения коррекционных воздействий. Педагог-психолог должен отталкиваться от осознания и анализа норм психического развития при разработке различных коррекционных программ.

Проблема эффективности психологической коррекции в работе практического психолога.

Вопрос оценки эффективности коррекционной и развивающей работы на сегодняшний день является дискуссионным. Такое положение связано с тем, что предметом коррекции часто являются функции не поддающиеся прямым измерениям. Кроме того в ходе психокоррекции активизируются или подвергаются воздействию различные уровни психики, что также усложняет процесс оценки эффективности данного вида психологической работы. Определенную трудность при оценке эффективности коррекционной и развивающей работы представляет и то, что непосредственный результат коррекции требует закрепления в течение довольно длительного времени (приблизительно 6 месяцев). Таким образом, собственно об эффекте психокоррекции можно говорить тогда, когда достигнутые в ходе психокоррекционной работы изменения станут внутренними автоматическими действиями и приобретут статус индивидуальн,о-психологических качеств клиента. На качество закрепления результатов психокоррекции влияют многие факторы. Одними из самых значительных факторов являются те, которые связанны с ближайшим окружением ребенка и социальными условиями жизни. Данные факторы не всегда поддаются контролю и часто характеризуются непредсказуемостью.

Предполагается, что в ходе психокоррекционной и развивающей работы происходят определенные изменения как в психике клиента, так и в его жизнедеятельности. При оценке эффективности психокоррекции, следовательно, необходимо выявить динамику этих изменений. Параметрами оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы являются динамические показатели изменений, происходящих в различных сферах: симптоматической; психологической; социальной; философской.

Под симптоматическими изменениями понимаются изменения, происходящие в сфере психологических симптомов корригируемой проблемы или развиваемой функции. При оценке данного параметра выявляется динамика изменения психологических, а при необходимости и других, симптомов проблемы. По окончании психокоррекционной работы определяется наличие или отсутствие психологических симптомов, регистрируемых до ее начала, или появление новых патологических симптомов. Изменения в симптоматической сфере позволяют судить о наличии (отсутствии) проблемы, степени ее выраженности, переходе проблемы в другое качество.

Психологические изменения определяются путем выявления изменений во всех психологических аспектах: когнитивном, эмоционально-волевом, личностном, коммуникативном, поведенческом. При оценке эффективности по данному параметру выявляются изменения в как сфере, которая подвергается непосредственной коррекции, так и опосредованные изменения в других сферах психики клиента. Таким образом, определяются психологические изменения в целом.

Под социальными изменениями понимается:

- изменения показателей социальной адаптации клиента;

- изменения в сфере ближайшего окружения клиента.

Философские изменения определяются при оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы с подростками и взрослыми. Данный параметр предполагает оценку изменений в морально-ценностной и мировоззренческой сфере.

Каждый из предложенных параметров является важным для оценки эффективности психокоррекции. Однако судить об успешности психокоррекционной работы можно только при комплексном учете данных параметров оценки.

Методы оценки эффективности. Не существует уникальных и универсальных методов оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы. Для этого используются методы психодиагностики и психокоррекции. Каждый психодиагностический и психокоррекционный метод содержит оценочный потенциал. При оценке эффективности этот потенциал ставится ведущим для решения задач оценки эффективности психокоррекции.

При выборе методов для оценки эффективности психокоррекционной работы необходимо учитывать специфику каждого метода; его «сильные и слабые» стороны; валидность; реальность в осуществлении и т. п. Для подбора оптимального оценочного пакета методик необходимо предусмотреть возможность оценки:

- субъективных и объективных параметров;

- комплекса параметров, определяющих эффективность психокоррекции;

- прогностических параметров.

При оценке эффективности психокоррекционной и развивающей работы большое значение имеют методы, содержащие самодиагностический, самоаналитический и самоооценочный потенциал. Наиболее полную и объективную картину эффективности позволяет представить сочетание проективных и статистических методов.

В качестве проективных методов оценки эффективности могут выступать:

- субъективно-отчетные: дневники наблюдений; дневникиотчеты; самоотчеты и т. п.;

- сочинения: домашние; выполненные в ходе занятия;

- метод неоконченных предложений;

- рисуночные тесты;

- и т. п.

Важно, чтобы оценочные проективные методики строились по принципу обратной связи. Вся проективная оценочная диагностика должна подкрепляться объективно-статистической. По окончании психокоррекции наиболее оправданной можно считать диагностику эффективности по тем причинным факторам, которые лежали в основе тех или иных подлежащих коррекции явлений. Но здесь возникает трудность повторного тестирования, т. к. для учета эффективности необходимо проводить диагностику теми же приемами, которыми диагностировались причинные факторы.

Цели и задачи оценки эффективности психокоррекционной и развивающей. Общим назначением оценки эффективности является определение степени достижения целей психокоррекционной и развивающей работы. Сутью психокоррекционной работы является взаимодействие двух сторон – психолог и клиент. Таким образом, успех совместной деятельности складывается из эффективности усилий обеих сторон. Поэтому задачи оценки эффективности психокоррекции могут касаться аспектов связанных с активностью: а) психолога; б) клиента; в) совместной.

А) При оценке эффективности деятельности психолога выявляются (определяются):

- Эффективность (правильность) выбранной тактики и стратегии психокоррекционной работы в данном случае.

- Эффективность (качество) осуществления психокоррекционных мероприятий.

- Эффективность (степень) учета индивидуально-психологических особенностей клиента и специфики психологической проблемы.

- Эффективность (степень) учета социально-педагогических факторов закрепления результатов психокоррекции и развития.

Б) При оценке активности и состояния клиента необходимо определить:

- Параметры и динамику изменений в: - познавательной; - эмоционально-волевой; - коммуникативной; - личностной; - поведенческой сфере.

- Параметры мотивации участия в психокоррекционной работе.

- Параметры самостоятельной активности.

В) При оценке совместной активности учитывается:

- Параметр установления психокоррекционного контакта между психологом и клиентом.

- Параметр независимости и самостоятельности клиента при завершении психокоррекционной работы.

Не существует уникальных и универсальных методов оценки эффективности психокоррекционной и развивающей работы. Для этого используются методы психодиагностики и психокоррекции. Каждый психодиагностический и психокоррекционный метод содержит оценочный потенциал. При оценке эффективности этот потенциал ставится ведущим для решения задач оценки эффективности психокоррекции.

Единство психодиагностики и коррекционно-развивающей работы в практической психологии. Необходимость существования в практической психологии образования диагностико-коррекционного, диагностико-развивающего направления работы. Необходимость существования психодиагностики и коррекции в деятельности психолога.

Единство диагностики и коррекции развития является одним из принципов психолого-педагогической коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей.

Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип отражает взаимодополняющую связь процессов психологической диагностики и коррекции.

Реализуется в трех аспектах.

• Во-первых, в основе психокоррекционного воздействия лежит целенаправленная комплексная психодиагностика. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зон актуального и ближайшего развития ребенка. Диагностический этап позволяет выявить характер, интенсивность и возможные причины трудностей развития, исследовать специфику ведущей деятельности и индивидуально типологические особенности ребенка. На основании психодиагностического заключения формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

• Во-вторых, тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи. Так, процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. В процессе психокоррекции заложен мощный диагностический потенциал. Психокоррекционные мероприятия способствуют раскрытию всех сторон психики: так, коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции; конфликтные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции.

• В-третьих, коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики изменений личности, поведения, деятельности ребенка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет соотнести психокоррекционную динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства психологического воздействия. Таким образом, диагностические процедуры «пронизывают» весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.

И.В.Романенко, педагог-психолог МБОУ СОШ №40

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.