Организация критериального оценивания в начальной школе.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Недостатки пятибалльного оценивания:
Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику
Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя
Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания
Ученик не учится контролировать себя сам
Критериальное оценивание
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения
Создание единой политики оценивания в школе;
Создание нормативно-правовой базы;
Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;
Определение процедур оценивания;
Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания.
Принципы критериального оценивания:
Критериальность;
Приоритет самооценки;
Гибкость и вариативность;
Естественность процесса контроля и оценки.
Функции отметки при критериальном оценивании:
Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты
Определение границ знания-незнания
Определение направления коррекционной работы
Оценивание личной динамики учащихся
Мотивирование учащихся к обучению
Формирование действий контроля и оценки
Виды контроля:
По субъекту контроля:
взаимоконтроль;
самоконтроль;
учительский контроль.
По месту в учебном процессе:
стартовый;
рефлексивный;
планирующий;
пооперационный;
диагностико-коррекционный;
итоговый.
Виды оценки:
констатирующая;
рефлексивная;
прогностическая;
ретроспективная.
Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность).
Правила оценочной безопасности:
Не скупиться на похвалу.
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребенком только конкретные цели.
Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.
Учитель! Начни с собственной самооценки.
Этапы формирования оценочной деятельности
Постановка задачи ( что предстоит сделать и где можно использовать данный навык);
План деятельности (алгоритм, шаги деятельности);
Критерии оценивания;
Оценивание;
Выработка дальнейших действий.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников
«Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками);
«Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);
«Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);
«Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);
«Составление задачи, подобной данной»;
«Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
«Обнаружение ошибки»;
«Создание помощника»;
«Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);
«Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач).
Что делает учитель
Выделяет, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;
Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;
Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;
Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;
Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности.
Что делает ученик
Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;
Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;
Совместно с учителем определяет критерии оценивания;
Оценивает свою работу;
Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.
Алгоритм выработки критериев
При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;
Выделить формируемое умение;
Определить пошаговые операции выделенного умения;
Из пошаговых операций выделить критерии;
Составить таблицу критериев.
1 класс
Ведение «Дневника моего роста»;
Использование при самооценке «волшебных линеечек
оценка учителя
оценка ученика
Использование таблиц учета своих знаний;
Использование оценочных листов;
Пример таблиц учета своих знаний
№ |
Мои умения |
Ученик |
Учитель |
1. |
Знаю числа от 1 до 10 |
||
2. |
Умею записывать цифры от 1 до 10 |
||
3. |
Умею складывать в пределах 10. |
||
4. |
Умею вычитать в пределах до 10. |
Перспективная цель критериального обучения -
достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями
Очень высокий уровень – 95 – 100% выполнения;
Высокий уровень – 74 – 84% выполнения;
Средний уровень – 50 – 74% выполнения;
Ниже среднего уровень – 30 – 49% выполнения;
Низкий уровень – менее 30% выполнения
Измерители качества усвоения предмета
Качество усвоения предмета, % |
Отметка по 5-тибалльной системе |
Отметка по 10-бальной системе |
95 – 100 |
«5» |
«8», «9», «10» |
75 – 94 |
«4» |
«5», «6», «7» |
50 – 74 |
«3» |
«2», «3», «4» |
Менее 50 |
«2» |
«0», «1» |
Возможные риски
1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведения анализа результатов.
2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания.
3. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.
4. Недостаточная теоретическая подготовка некоторых педагогов по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие у них практических навыков для внедрения этой системы.
5. Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школ при внедрении критериального оценивания.