Конспект урока по биологии «Кости, их химический состав, строение. Типы костей»
Тема: «Кости, их химический состав, строение. Типы костей». Практическая работа № 4 «Исследование свойств кости».
Цель: Познакомить учащихся с строением и химическим составом костей у человека.
Развивать представления учащихся об эволюции живых организмов и эволюции строения систем их органов. Продолжать формировать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу эволюции живых организмов, о взаимосвязи организмов со средой их обитания, единства неорганического и органического миров.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся со значением позвоночника в организме человека; научатся называть основные отделы, составляющие скелет человека, проводить измерения и оформлять результаты.
Личностные: проявление интереса к познанию своего организма, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; осуществляют поиск необходимой информации для ответа на вопросы, предлагаемые в учебнике, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; участвуют в обсуждении вопросов о значении скелета в жизни человека.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, флипчарт по теме «Кости, их химический сосав, строение. Типы костей». Скелеты человека, череп козы, прокалённые, декальцинированные и натуральные куриные кости, инструктивные карты к практической работе, шариковые ручки в форме костей скелета.
План урока: I. Орг. момент
II.Актуализация знаний, определение темы, цели и задач урока.
III. Изучение нового материала с выполнением практической работы № 4.
IV. Итоги урока + д/з.
Ход урока: I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нём всё будет необычным, даже начало нашего урока!
« Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем и конечно же ТАНЦУЕМ!
Кто из вас любит танцевать? Когда вы танцуете? (выслушать 2-3 ответа учащихся)
ДАВАЙТЕ, ПОТАНЦУЕМ!
Включить музыку и примерно 30 секунд потанцевать с учащимися.
Наша танцевальная пауза поможет нам сегодня продуктивно поработать на уроке. Садитесь теперь на свои места, пожалуйста.
II.Актуализация знаний, определение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке всё у нас необычно. Вы часто слышите от меня какую тему мы с вами будем изучать на уроке, но сегодня вы её определите сами. Я прошу вас посмотреть на доску и назвать какие анатомические термины вы видите на представленной картинке.
Черепная коробка Грудная клетка
Волосяные луковицы Кисть
Ушные раковины Коленная чашечка
Лопатки Икра
Позвоночный столб Мышцы
-Анатомические термины какой системы внутренней органов представлены на рисунке больше всего? (ОДС)
Предлагаю вам теперь поучаствовать в викторине «Забавная анатомия»
У кого есть кисти, но нет рук? (Рябина, виноград)
У кого есть рёбра, но нет позвоночника? (у куба, у призмы, у пирамиды)
У кого есть косточки, но нет скелета? (вишни, персика, абрикоса)
Из какой чашечки не возможно пить? (из коленной чашечки)
В каком тазу не постираешь бельё? (человеческий таз)
- Какой системе внутренних органов посвящена викторина? (ОДС)
- Что составляет ОДС? (скелет и мускулатура)
- Из чего состоит скелет? (Костей)
- Какова же будет тема нашего урока?
- Какую цель мы сегодня ставим сегодня на уроке?
Итак, тема сегодняшнего урока «Кости, их химический состав, строение. Типы костей»
Сейчас я попрошу каждого из вас записать в своих рабочих тетрадях 3 задачи, связанные с темой сегодняшнего урока, которые вы хотите решить сегодня на уроке.
- Назовите задачи, которые вы хотите решить сегодня на уроке?
Выслушать ответы 2-3 ребят.
В конце урока мы вернёмся к вашим задачам и посмотрим сумели ли вы найти ответы на них в ходе урока.
III. Изучение нового материала.
Раздаётся стук.
Интересно кто там стучится?
Звучит музыка из «Модного приговора». Твое учениц ввозят в класс 3 скелета.
- Здравствуйте. Вы кто такие будете?
- Здравствуйте. Я – скелет Герман.
- Я – скелет Данила.
- Я – скелет Марианна.
- Чем обязаны вашему визиту?
Марианна: «Понимаете, нам сказали наши люди что мы не модные, что мы носим одно и тоже не одно столетие. А нам так хочется быть модными и современными»
Данила: «Ага, а мне заявили, что вообще из-за моих широких костей, мой человек не может надеть одежду меньшего размера и что он ничего не потеряет если я исчезну из его жизни».
Герман: «В общем нас обидели. Дали понять, что из-за нас наши люди не могут нормально двигаться».
Мне кажется, я знаю ваших людей. И хочу сказать, что они заблуждаются в своих суждениях и мы с ребятами вам это сегодня докажем.
Ребята, давайте для начала расскажем многоуважаемым скелетам о том какие функции они выполняют в организме человека.
- Из какой ткани состоит наш скелет? (костной)
Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость». Задание. Изучите данные таблицы и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека.
Материал |
Прочность на сжатие |
Прочность на растяжение |
Сталь |
552 |
827 |
Фарфор |
250 |
55 |
КОСТЬ |
170 |
120 |
Гранит |
145 |
5 |
Дуб |
59 |
117 |
Бетон |
21 |
2 |
В таблице приведены значения критических напряжений (отношение приложенной силы к площади поперечного сечения образца), при которых нарушается целостность различных материалов при испытаниях на сжатие и растяжение. Как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Чем же это объясняется?
Давайте попробуем ответить на вопрос:
Бедренная кость весит 1200 гр., несмотря на свой маленький вес, в горизонтальном положении она может выдержать груз около 1500 кг.
Как вы думаете, почему кость, несмотря на свой маленький вес, может выдержать такую нагрузку?
Прочность костей обеспечивается строением самой костной ткани.
IV. Выполнение практической работы № 4
Тема: «Исследование свойств кости»
Цель: изучить микроскопическое строение кости, её химический состав.
Оборудование: микроскоп, препараты костной ткани, декальцинированная, прокалённая и натуральная кости.
Ход работы:
1. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Сравните увиденное с рисунком 33.
2. Обратите внимание на упорядоченное расположение костных пластинок.
3. Зарисуйте увиденное и сделайте соответствующие обозначения.
4. Прочитайте информацию о разных клетках костной ткани.
Название клеток костной ткани |
Рисунок клетки костной ткани |
Функция |
Локализация |
Остеобласты |
Ростковые клетки, создают кости. |
В зонах костеобразования на внешних и внутренних поверхностях кости. В развивающихся костях. |
|
Остеокласты |
Рассасывания, разрушения кости, контролируют количество костной ткани. |
Надкостница и места перестройки кости. В развивающихся костях. |
|
Остеоциты |
Обеспечивают метаболизм органических и минеральных веществ костной ткани. Из них образуются новые остеобласты и остеокласты. |
Главным образом на наружной поверхности кости (у надкостницы) и на поверхностях внутренних пространств кости. В сформированных костях. |
5. Сделайте вывод о микроскопическом строении кости.
Попросить 2-х ребят озвучить выводы по этой части практической работы.
6.Попробуйте растянуть и согнуть натуральную кость. Что вы наблюдали?
7.Согните прокалённую кость. Что вы наблюдали?
8.Согните декальцинированную кость. Что вы наблюдали?
9.Заполните таблицу «Свойства прокалённой и декальценированной костей».
Условия опыта |
Что делали? |
Что наблюдали? |
Выводы. |
1.Натуральная кость. |
|
|
|
2.Прокалённая кость. |
|
|
|
3.Декальцинированная кость. |
|
|
|
Попросить 2-х ребят озвучить выводы по этой части практической работы.
Как видите, прочность костей обеспечивается строением костной ткани, химическим составом костей. Но это ещё не всё! Прочность костей обеспечивает и строение самой кости.
Посмотрите внимательно на рисунок. В течении 2 минут каждая группа должна составить рассказ о строении трубчатой кости (не более 5 предложений) и по истечении этого времени представить нам свой рассказ о строении кости.
После ответов учащихся вернуться к вопросу:
Так почему же кость, несмотря на свой маленький вес, может выдержать такую нагрузку?
Вывод: Органические и неорганические вещества, которые входят в состав костной ткани придают им гибкость и упругость. Бедренная кость, благодаря перечисленным свойствам костной ткани, обладает способностью выдерживать такой большой груз.
Костная ткань является разновидностью соединительной ткани, для которой характерно сильное развитие межклеточного вещества.
Кости организма человека делятся на типы:
а) трубчатые; -1-ая группа
б) губчатые – 2-ая группа
в) плоские – 3-ья группа
г) смешанные – 3-ья группа
Работа по учебнику и заполнение таблицы «Классификация костей по строению и форме»
Работа по учебнику и в рабочих тетрадях в течении 5-6 минут.
После с работой с учебником пригласить по 1 представителю от каждой группы и попросить их заполнить таблицу на интерактивной доске из заготовок.
Учащиеся заполняют строфы с 1 по 4.
Типы костей |
Вещество |
Функция |
Разновидности |
Примеры |
1.Трубчатые |
Компактное Губчатое
|
Зашита Опора Движение |
Длинные |
Плечевая Локтевая Лучевая |
Короткие |
Кости пястья Кости плюсны Фаланг пальцев |
|||
2.Губчатые |
Тонкий слой компактного Губчатое
|
Зашита Движение |
Длинные |
Рёбра Гудина |
Короткие |
Кости запястья Кости предплюсны |
|||
3.Плоские |
Тонкие слои компактного, а межу ними губчатое |
Защита |
Кости черепа |
Лобная Теменная |
Зашита Опора |
Кости поясов конечностей |
Лопатка Тазовая |
||
4.Смешанные |
Смешанное строение |
Зашита Движение |
- |
Кости основания черепа, позвонки |
5.Воздухоносные (заполняется в самом конце) |
имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом |
Повышают сопротивляемость Снижают массу черепа Резонаторы звука |
- |
Лобная Клиновидная Решётчатая Верхняя челюсть |
Ребята, а что же должно быть в 5 строке в таблице?
Оказывается, у нас в скелете есть ещё особые ВЗДУХОНОСНЫЕ кости, и они тоже имеют и определённое строение и выполняют немаловажные функции.
Заполнить таблицу до конца.
Кости человека растут в длину и толщину.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: Как происходит рост костей в длину и толщину?
Рост костей регулируется гормонами внутренней секреции (гипофизом).
= Как называется гормон, влияющий на рост организма в целом и на рост костей в частности? (соматотропин или гормон роста).
Рост костей в толщину происходит за счёт клеток надкостницы, расположенных в средней части трубчатых костей. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.
Учащиеся дополняют свои ответы, что полное формирование опорно-двигательной системы завершается к 22-25 годам.
IV. Итоги урока.
Итак, я прошу вас сейчас привести аргументы уважаемым скелетам в пользу тог что они важны, нужны и что их костная ткань находится вне моды и вне конкуренции.
Выслушать высказывания 3-4 учащихся
Я предлагаю зачитать нашим скелетам наш с вами модный приговор. Я начинаю, а вы дополняете этот приговор
Уважаемые, скелеты
Вы с иголочки …. одеты
Ведь у вас моднейший вид
Безупречен ваш …. прикид
Ваша ткань твоя как сталь крепка
Не износится ….. она
Будет верно защищать,
Нам опору ……. составлять,
Обеспечивать движенье,
Проводить кроветворенье.
Вас теперь благодарим
От души сказать ….. хотим
Очень важны вы для нас
Обожаем, любим …. вас!
Уважаемы скелеты, мы убедили вас в том что вы очень важны и нужны нам, людям?
Скелеты хором отвечают: «Да, спасибо вам!»
Давайте проводим скелетов.
Скелет Данила: «Погодите! Мы внимательно смотрели за их работой и хотим подарить самым трём активным необычные ручки! Я хочу подарить ручку….»
Скелет Герман: «Я хочу подарить ручку…»
Скелет Марианна: «Я хочу подарить ручку…»
Дарят ребятам ручки в форме костей скелета активным участникам.
Скелеты уходят под музыку «Модного приговора».
Ребята, посмотрите на задачи, которые вы записали в своих рабочих тетрадях в начале урока, все ли из записанных задач вырешили на сегодняшнем уроке?
Поднимите руки те, кто решил все свои задачи. Те кто не нашёл решения своих задач может поработать дома над их решением и на следующем уроке рассказать нам о них.
Это будет вашим д/з к материалу § 15.
Оцените сами вашу работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе оценку в рабочую тетрадь. Оценки за практическую работу поставлю я вам. Её вы узнаете на следующем уроке.
Наш урок закончен. Большое спасибо всем за продуктивную работу.
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна