Ковры своими руками
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 им. Г.К. Жукова
с. Кривенковское МО Туапсинский район
Пояснительная
К конкурсу по технологическому образованию.
Номинация «Промышленный дизайн»
«Ковры своими руками»
Автор-составитель:
Мадикова Т.В.,
учитель технологии,
педагог ДОП образования
направления «Промышленный дизайн»
МБОУ СОШ №14 им. Г.К. Жукова
с. Кривенковское МО Туапсинский р-н
Директор МБОУ СОШ №14
им. Г.К Жукова с. Кривенковское И.В.Григорьева /
2020
Тема: «Ковры своими руками»
Цель занятия: Научить обучающихся работать с разными материалами (остатки ткани, синтетическая пряжа и т.д.), ознакомить с их свойствами, разнообразной структурой, развить детскую фантазию и воображение, творить и развиваться, а также находить нестандартные решения. Дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную, красивую вещь для домашнего интерьера.
Задачи занятия:
1. Предметные:
Сформировать представления об организации работы;
Ознакомить с материалами и инструментами, основными правилами поведения и работы на занятиях;
Учить организовывать рабочее место; разрабатывать виды изделий с использованием бросового материала;
Воспитывать уважение к труду других людей, желание мастерить, делать работу своими руками; развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
2. Метапредметные:
Создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
Формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Рассматривать использование данных тем, как элемент украшения для домашнего интерьера;
Содействовать развитию самоконтроля, самооценки;
Коммуникативные:
Содействовать развитию у обучающихся умению общаться;
3. Личностные:
Способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла деятельности на основе познавательных интересов;
Расширить творческие возможности обучающихся, развивая креативное мышление.
Методическое оснащение урока:
Готовые изделия, выполненные из бросового материала; план занятия; правила по ТБ.
Оборудование и инструменты: остатки синтетической пряжи, ткань, ленты, декоративные элементы, ножницы, иглы, нитки, фетр, свечи, трубки металлические (от автомобильных антен)
Методы обучения:
Рассказ, беседа с объяснением материала
Демонстрация готовых работ
Показ трудовых приемов
Помощь, анализ, оценка, беседа о вещах которым можно подарить вторую жизнь.
Словарь: Моделирование, бросовый материал.
Участники: обучающиеся направления «Промышленный дизайн»
Место проведения: кабинет проектной деятельности Центра Точка Роста
Тип занятия: совершенствование практических знаний, умений и навыков, приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений.
Количество часов: 90 мин.
Форма организации: индивидуальная и групповая по желанию участников
План
1. Вводная часть:
Организационный момент
Актуализация знаний
2. Основная часть:
Сообщение темы и цели урока
Анализ образца
Повторение ТБ
Последовательность выполнения работы
Работа учащихся
3. Подведение итогов, рефлексия. Выставка работ.
Уборка рабочего места.
Ход занятия
Организационный момент
Организация рабочей атмосферы.
Активизация обучающихся на предстоящую работу.
Организация рабочего места.
Вводный этап
Беседа по теме занятия.
Демонстрация готовых работ для выбора лучшей идеи.
Объяснение с показом трудовых приёмов на примере некоторых изделий.
Обсуждение лучшей идеи – «вторая жизнь» из бросового материала. Дискуссия.
Задание для самостоятельной работы индивидуально или группой.
Опрос обучающихся.
Перед работой повтор правил по Т.Б.
Сообщение педагога.
Из предмета упреков в интерьерном безвкусии прошлого ковёр вновь превращается в модный и желанный аксессуар. Сегодня это вовсе не безликий тон в домашнем убранстве. Современный подход к дизайну диктует свои правила, где уникальный стиль ручной работы играет главенствующую роль. Предлагаем вашему вниманию лучшие варианты исполнения уютной и тёплой вещицы в интерьере я твердо убеждена, что ковриков много не бывает. Их нужно много и разных — из шерсти и хлопка, однотонных и ярких, круглых и квадратных, простых и оригинальных, чтобы менять не только по сезону, но и по настроению. Летом приятно ходить по мягкому хлопковому, а зимой можно постелить и колючий шерстяной, лишь бы теплее было. Понятно, что купить коврики сейчас не проблема, можно даже из дому не выходить — привезут, только вот обойдется эта затея недешево. Но выход из положения есть: сделать их своими руками из ненужных вещей, которые наверняка можно отыскать в шкафу или на чердаке. Выбирая этот вариант, мы получаем двойную выгоду: во-первых, сами коврики, причем той формы, размера и расцветки, которые ласкают наш взор и радуют душу. Во-вторых, освобождаем пространство в шкафу, кладовке или на чердаке. Уютный вид комнаты и удовольствие от хорошо выполненной работы получаем как бонус.
Техник изготовления ковриков много, в Сети можно найти мастер-классы по любой из них, поэтому предлагаю ограничиться идеями. Сегодня будем любоваться самодельными шедеврами из ткани.
Выбросить то, что уже стала не нужно, можно всегда, а вот найти …
–Цель нашего занятия узнать, как можно дать ненужным вещам «вторую жизнь», сделав оригинальную, полезную, красивую поделку своими руками.
Опрос обучающихся по теме бросовый материал. Дискуссия.
Демонстрация готовых работ-поделок.
Слайд 1

Коврик из полиэтиленовых
Из трикотажных футболок
пакетов на обруче
слайд 2


коврик на сетке из полосок ткани
слайд 3
-Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать своими руками. Работы можно создавать разнообразные. Тем более они не требуют особого навыка и каких- либо приспособлений.
.
Для работы вам понадобятся:
нитки синтетические разных цветов; досточка (можно использовать разделочную); мешковина; трубочки металлические; ножницы и огонь(только свечкой).
Слайд4
Очень удобно и быстро будет продвигаться ваша работа, если в наличии имеются трубочки разного диаметра. Средняя длина трубочки примерно 12-15см. Когда много трубочек удобно тем, что у вас под рукой есть сразу несколько цветов, и каждый раз не надо менять нитку в одной и той же трубочке.


Слайд5
Поджигаем рабочий конец ниточки и быстренько приклеиваем его к ткани, согласно вашему рисунку. Ники синтетические, они плавятся и под прижатием трубочки великолепно приклеиваются к мешковине или любой х/б ткани.


Слайд. 6
Приподнимаем трубочку тем самым вытаскиваем нужную длину нитки. Все зависит от того какой ворс вы хотите получить. В основном оставляют 0,5-3,0 см.


Слайд7:
Повторение ТБ.
–Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
Передавать кольцами вперёд
Не держать ножницы остриём вверх
Резать материал на виду.
–А еще мы будем работать со свечой.
–Давайте вспомним правила ТБ:
1.Перед использованием освободите свечу от упаковки, снимите полиэтилен, другие упаковочные материалы и всевозможные декоративные элементы, которые могут загореться: сеточки, цветочки, ленточки и т.п.
2. Не держите свечу в руках, закрепите ее в подсвечнике строго в вертикальном положении. Свечу пеньковую (свеча большого диаметра) можно не помещать в подсвечник, но её необходимо установить на металлическое основание.
3. Не наклоняйте свечу, так как она начнет быстрее прогорать из-за стекания парафина с одной стороны и быстрого оголения фитиля.
4. Длина фитиля должна быть не более 1см. Если свеча коптит, погасите ее и подрежьте фитиль ножницами до 0,5-0,8 см. Если фитиль почти не сгорает и коптит, подрезайте его почаще. Если это не помогает и свеча продолжает коптить – погасите её и далее не используйте.
5. Если зажигаете несколько свечей, размещайте их на расстоянии друг от друга не менее 10 см, так как они взаимно нагреваются и могут деформироваться.
6. Не дожигайте свечи до конца, оставляя пару сантиметров до подсвечника в зависимости от его конструкции и материала, особенно, если это пластмассовый, стеклянный, керамический и т.п. подсвечник. Пластмасса может загореться или расплавиться, а стекло и керамика лопнуть. Последствия не предсказуемы.
7. Не используйте свечи на сквозняке, возле открытых дверей, окон, вентиляторов, кондиционеров.
8. Свечу не задувайте, гасите специальным колпачком, а при его отсутствии любым металлическим предметом: ножом, ложкой и т.п.
9. Не наклоняйтесь над свечей, так как может загореться одежда или волосы.
Техника безопасности при использовании гелевых свечей
Особенности использования гелевых свечей требуют выполнения дополнительных правил безопасности.
1. Установите сосуд со свечей на термоустойчивую поверхность, которая от нагревания не расплавится: деревянную подставку или термостойкий пластик. Полиэтиленовая скатерть от нагрева может деформироваться.
2. Диаметр стеклянного сосуда, в котором содержится гелевая свеча, должен быть не менее 5 см, а фитиль находится по центру этого сосуда для избежания нагревания его стенок, так как стекло может лопнуть.
3. Расстояние от дна сосуда до нижней части фитиля должно быть не менее 2 см. Желательно, чтобы на дне лежала, не подвергающаяся горению, мишура, например, песок или камешки. Если такого защитного слоя нет – погасите свечу за 2 см от дна, не дожигая ее до конца.
4. Не поднимайте и не переносите сосуд с гелевой свечей во время горения, чтобы не получить ожег рук, так как стекло от огня может нагреваться
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
После работы убирай всё на место.
Самостоятельная работа учащихся.
Подготавливаем к работе необходимый материал. Обучающиеся самостоятельной выбирают модель будущей поделки.
Выбираем рисунок, переводим, выбранный рисунок с помощью копировальной бумаги на ткань.
Декорируем объект.
Слайд 8. Желаю удачи


Просмотр, оценка и анализ выполненных работ
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
-Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши изделия?
(Обучающиеся отвечают – оригинальными, красивыми, аккуратными, интересными и т.д.)
-Какие качества вам потребовались?
(трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
Уборка рабочего места.
Слайд 9
Подведение итогов (Анализ выполнения работы (качество, допущенные ошибки, способы их устранения).
В результате проведённого занятия у обучающихся сформировалось представление о возможности использования бросового материала в полезных целях. Выставка работ показала значимость проведённого занятия: обучающиеся испытывали чувство радости, успеха и самореализации. И были сделаны следующие выводы:
экологически полезная утилизация бытовых отходов,
поделка выполнена своими руками,
финансовые затраты – минимальные,
развитие фантазии и креативности.
Рефлексия:
С какими трудностями мы столкнулись на занятии?
Что получилось на ваш взгляд, а что необходимо доработать?
Пригодятся ли вам в жизни знания и умения, полученные на занятии?
Со своей работой вы справились хорошо!
Список литературы:
Махмутова Халида: «Это легко сделать» Журнал «Работница и селянка» 1989г.
Екатерина Румянцева: «Аппликация. Простые поделки», М., Айрис – Пресс, 2015. – 128 с.
Популярная энциклопедия “Рукоделие”. /под ред. И.А.Андреева, М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992.- 288с.
Интернет ресурсы:
https://www.pinterest.ru/
использование материалов сайта «Золотые Руки»
Елена Гаврииловна Гончарова