12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9383
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники
Материал размещён в группе «Краеведение "Мой Пермский край"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Каскад»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Краеведческий цикл

«Есть улица в городе нашем…»


Автор: Кузнецова Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детско-юношеский центр

«Каскад», г.Березники Пермского края


г. Березники, 2020


Пояснительная записка

Методическая разработка «Краеведческий цикл «Есть улица в городе нашем…» предназначена в помощь педагогам, работающим с учащимися 5-9 классов.

Материалы, представленные в разработке, помогут пошагово подготовить и провести мероприятие, которое вызовет положительный отклик обучающихся, других участников (родители обучающихся, ветераны войн и локальных конфликтов, ветераны труда и труженики тыла, простые жители города) и будет им полезно.

Цикл мини-экскурсий имеет краеведческую направленность и способствует актуализации имеющихся у обучающихся знаний по истории и современной жизни Березников, а также создает условия для развития наблюдательности, умения использовать различные способы получения, сохранения и представления информации.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки в том, что для проведения мини-экскурсий обучающимися под руководством педагога проводится предварительная поисково-исследовательская, проектная работа по изучению истории образования улицы, знакомства с биографией героя, в честь которого она названа, анализ истории и современного состояния улицы, прогностическая оценка перспектив развития инфраструктуры улицы, улучшения жизни ее жителей, что, возможно, послужит толчком к созданию новых социальных проектов обучающихся, направленных на улучшение жизни березниковцев. 

Новизна данной методической разработки в том, что хотя краеведческий цикл задумывался для реализации в реальном времени, однако в связи с новыми эпидемиологическими условиями и ограничениями, может быть успешно реализован в онлайн-формате.

Краеведческий цикл имеет огромный образовательный потенциал. Педагогические задачи, решаемые на каждом этапе, и предполагаемые результаты формулируются в зависимости от адресата (обучающиеся объединения, социум и т.д.) и содержания основной деятельности на данном этапе.

Этапы краеведческого цикла в представленной методической разработке:

1. Подготовительный:

а) мотивационно-информационный – информирование участников цикла о предстоящей работе, создание мотивации к разработке материала мини-экскурсий, ознакомление с правилами сбора и представления информации, подготовки проекта мини-экскурсии, актуализация знаний и навыков проектно-исследовательской работы.

б) организационный – ознакомление с источниками, отбор материала, фотографирование объектов улицы, создание слайд-презентаций и текстового сопровождения, рефлексия, предварительная апробация мини-экскурсий на обучающихся объединения (в своей группе); внесение корректив.

2. Основной – проведение мини-экскурсий краеведческого цикла «Есть улица в городе нашем…» для обучающихся ДЮЦ «Каскад», школ города, жителей микрорайона, ветеранов войн и локальных конфликтов, ветеранов труда, жителей города.

3. Итоговый – подведение итогов цикла, анализ проблем и перспектив продолжения работы, издание сборника-путеводителя «Есть улица в городе нашем…», разработка и опубликование цикла в сети Интернет для возможности ознакомления всеми желающими в онлайн-режиме.

Опыт апробации данной разработки позволяет утверждать, что краеведческий цикл «Есть улица в городе нашем…» вызывает большой интерес участников, не очень трудоемок по организации, не затратен материально, эффективен во внеурочной деятельности и в воспитательном процессе, возможен для реализации в оффлайн и в онлайн режимах.

Образовательная область: краеведение

Межпредметные связи: география, краеведение, история, социология, филология (городской фольклор).


Категория «исследователи», «экскурсоводы»

Категория

«участники, зрители»

Целевая аудитория

обучающиеся объединения

«Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» (возраст 5-9 класс)

учащиеся ОУ города Березники, родители обучающихся, ветераны войн и локальных конфликтов, ветераны труда и труженики тыла, простые жители города

Цели и задачи цикла

стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на расширение знаний о родном городе;

актуализировать у обучающихся знания о географии и истории родного города;

воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к социуму города, края, России;

воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку, стремление доводить дело до конца, добиваться результата;

формировать навыки исследовательской, проектной, поисковой, презентационной, экскурсионной, издательской деятельности.

актуализировать у аудитории имеющиеся знания о географии и истории родного города;

пробудить интерес к изучению и сохранению истории родного города, передаче имеющихся краеведческих знаний подрастающему поколению;

способствовать общности интересов разных поколений - жителей города Березники.


Прогнозируемые результаты

Личностностные:

эмоционально-положительное отношение к изучению истории и географии родного города; чувство гордости за свой город, чувства гражданской идентичности с социумом гтрода, края России;

готовность и умения сотрудничать, работать индивидуально и в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе исследовательской и проектной, экскурсионной и издательской деятельности;

готовность и мотивация к организации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Предметные:

актуализация обучающимися знаний о родном городе;

закрепление навыка ориентирования в городе.

Метапредметные:

умение самостоятельно планировать пути достижения цели;

умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение составить отчет о деятельности, презентовать свою работу.

положительные изменения в личностном развитии, обогащение личностного опыта участников новыми краеведческими знаниями по истории города;

укрепление и (или) создание позитивного отношения и доверия к деятельности учреждений дополнительного образования;

обеспечение занятости подростков общественно-полезной деятельностью;



Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядный;
  • практический;
  • игровой;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • рефлексия.

Используемые формы познавательной деятельности:

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • фронтальная.

Оборудование и материалы: оборудование для показа мультимедийной презентации, презентации, раздаточные материалы (проектные задания, памятки по исследовательской деятельности, листки самоанализа и т.д.), наградные материалы.

Основные источники информации: учебная и научно-популярная литература, сеть Интернет, эмпирические данные, семейные архивы, архивы предприятий и музеев города, личный опыт участников.


Список используемой литературы:

  1. Березники. Путеводитель. – Санкт-Петербург: ООО «Маматов», 2012. – 96 с., Ил.
  2. Верхнекамье: история в лицах: Коноваловские чтения; вып. 4/ Березниковский ист.-худож.музей им. И.Ф.Коновалова. - [Б. м.], 2001. - 204 с.
  3. Все для фронта: трудовой подвиг березниковцев в годы Великой Отечественной войны / Березниковский ист.-худож. музей им.И.Ф.Коновалова. - Пермь, 2005. - 33 с.: ил.
  4. Березники Пермского края. Книга памяти. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://navolne.url.ph/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.htm
  5. «Городские легенды»: Березники. Урбанистический антипутеводитель». Информационное издание. – Пермь: «Литер-А», 2013, 120с., 24 ил.
  6. Сайт Городской администрации. https://admbrk.ru/nash-gorod/bereznikovtsy-geroi-sovetskogo-soyuza/
  7. Малая Березниковская Энциклопедия [Электронный ресурс] - режим доступа:
  8. http://www.beriki.ru/2004/02/26/malaya-bereznikovskaya-entsiklopediya-ulitsa-imeni
  9. Сайты музеев города.



Приложение 1.

Список экскурсий, подготовленных курсантами

объединения «Рулевые-мотористы»

в рамках краеведческого цикла «Есть улица в городе нашем…»


Фамилия, имя

Улица

Название презентации

1.

Александрова Ольга

улица Ермака

«Улица имени Ермака»

2.

Овчинников Юрий

улица Уральских танкистов

«Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошёл»

3.

Окулов Данил

улица Веры Бирюковой

«Подвигу комсомолки посвящается…»

4.

Кук Роман

улица Макарова

« Степан Осипович Макаров: талант флотоводца и гений человека»

5.

Федосеева Алиса

улица Мира

«Самая МИРная улица»

6.

Федосеев Иван

улица Нахимова

«Потомству в пример»

7.

Королёва Алиса и Королёв Илья

улица Степанова

«Наш земляк – строитель»

8.

Щеголихина Ярослава

улица Деменева

«Иван Деменев – командир бронепоезда номер один»

9.

Телегин Андрей и Телегина Дарья

улицы Сосновая, Пихтовая, Берёзовая, Лесная, Таёжная. Боровая

«Улицы имени Леса»

10.

Ефремов Александр

улица Черепанова

«Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Черепанов»

11.

Курочкин Иван и Романов Данил

улица Красноборова

«Защитник Ленинграда Аркадий Красноборов»

*работа продолжается, список экскурсий пополнится.

Приложение 2.

Пример мини-экскурсии по улице Ермака

курсанта объединения «Рулевые-мотористы»

Александровой Ольги

(текст + презентация в отдельном прикрепленном файле)

Здравствуйте, меня зовут Александрова Ольга, я курсант 4 курса Детско-юношеского центра «Каскад». Я выбрала для своей работы улицу Ермака потому, что во-первых, я живу и учусь в этом же районе. А во-вторых, эта тема мне близка еще и потому, что я в прошлом году написала исследовательскую работу «Судовая рать Ермака», раскрывающую некоторые подробности похода казачьей дружины и ее атамана в Сибирь.

Победитель Сибирского ханства ка­зачий атаман Ермак Тимофееви­ч, погибший в 1585 го­ду, был профессиональным воином и великолепным военачальником, под­твер­­ж­де­­ние чему можно найти на страницах любых летописей. Известно, что около двух десятков лет он служил на южной границе России, возглавлял отряды, по­сы­ла­емые в Дикое Поле для отражения татарских набегов. Во время Левонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. В 1578г. был призван Строгановыми для охраны своих укрепленных городков. Отсюда, «прибрав дружину малую, нагрузив корабли припасами и оружием, Ермак пошел в Сибирь. К сожалению, дата и место рождения Ермака является одной из загадок истории. Однако, народная память сохранила его подвиг, отразив его в произведениях скульпторов и поэтов, художников и кинорежиссеров, в исторических документах. А еще об этом герое нам напоминают архитектурно-исторические памятники и названия улиц Российских городов. Есть такая улица и в нашем городе.

Улица Ермака. Какая она? Тихая, провинциальная или шумная, оживленная? Короткая, в несколько шагов или длинная? Улица свершившегося настоящего или улица с перспективой развития инфраструктуры?

Улица Ермака начинается на пересечении с улицей Ломоносова, пересекается с улицами: Монтажников, Черняховского, Льва Толстого, Станиславского, Гражданской, Хользунова, Осипенко, Целищева, Карла Маркса, Лермонтова, Островского, Маяковского, Щорса, Клары Цеткин и заканчивается на пересечении с улицей Ленина. Таким образом, протяженность улицы Ермака – 6 957 моих шагов, что при средней длине моего шага в 68 см составляет 4 км 731м.

На улице Ермака расположены небольшие частные и большие многоквартирные дома, магазин «Хозтовары», «Аптека», центр досуга отдельной части мужского населения, магазин канцтоваров «Открытки», здание реконструируемой бани, в которой после ремонта будут размещаться различные офисы.

И хотя здесь встречаются и такие достижения цивилизации, однако, улица Ермака интересна тем, что здесь своеобразная архитектура зданий, есть несколько пустырей, которые так и просятся под застройку жилыми домами, которая поможет решить проблему жилья в нашем городе, а также под строительство необходимого в этом районе детского сада и культурно-досуговых объектов.

А еще улица Ермака славится тем, что здесь в доме № 14 жил Почетный гражданин г.Березники, Герой Социалистического труда Курбатов Филипп Иванович, что подтверждает памятная доска на этом доме. А, значит, улица, уже имеющая славное прошлое, трудовое настоящее, будет развиваться!


Экскурсия улица Ермака
PPT / 3.06 Мб

Опубликовано в группе «Краеведение "Мой Пермский край"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.