Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Каскад»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Краеведческий цикл
«Есть улица в городе нашем…»
Автор: Кузнецова Галина Ивановна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО «Детско-юношеский центр
«Каскад», г.Березники Пермского края
г. Березники, 2020
Пояснительная записка
Методическая разработка «Краеведческий цикл «Есть улица в городе нашем…» предназначена в помощь педагогам, работающим с учащимися 5-9 классов.
Материалы, представленные в разработке, помогут пошагово подготовить и провести мероприятие, которое вызовет положительный отклик обучающихся, других участников (родители обучающихся, ветераны войн и локальных конфликтов, ветераны труда и труженики тыла, простые жители города) и будет им полезно.
Цикл мини-экскурсий имеет краеведческую направленность и способствует актуализации имеющихся у обучающихся знаний по истории и современной жизни Березников, а также создает условия для развития наблюдательности, умения использовать различные способы получения, сохранения и представления информации.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки в том, что для проведения мини-экскурсий обучающимися под руководством педагога проводится предварительная поисково-исследовательская, проектная работа по изучению истории образования улицы, знакомства с биографией героя, в честь которого она названа, анализ истории и современного состояния улицы, прогностическая оценка перспектив развития инфраструктуры улицы, улучшения жизни ее жителей, что, возможно, послужит толчком к созданию новых социальных проектов обучающихся, направленных на улучшение жизни березниковцев.
Новизна данной методической разработки в том, что хотя краеведческий цикл задумывался для реализации в реальном времени, однако в связи с новыми эпидемиологическими условиями и ограничениями, может быть успешно реализован в онлайн-формате.
Краеведческий цикл имеет огромный образовательный потенциал. Педагогические задачи, решаемые на каждом этапе, и предполагаемые результаты формулируются в зависимости от адресата (обучающиеся объединения, социум и т.д.) и содержания основной деятельности на данном этапе.
Этапы краеведческого цикла в представленной методической разработке:
1. Подготовительный:
а) мотивационно-информационный – информирование участников цикла о предстоящей работе, создание мотивации к разработке материала мини-экскурсий, ознакомление с правилами сбора и представления информации, подготовки проекта мини-экскурсии, актуализация знаний и навыков проектно-исследовательской работы.
б) организационный – ознакомление с источниками, отбор материала, фотографирование объектов улицы, создание слайд-презентаций и текстового сопровождения, рефлексия, предварительная апробация мини-экскурсий на обучающихся объединения (в своей группе); внесение корректив.
2. Основной – проведение мини-экскурсий краеведческого цикла «Есть улица в городе нашем…» для обучающихся ДЮЦ «Каскад», школ города, жителей микрорайона, ветеранов войн и локальных конфликтов, ветеранов труда, жителей города.
3. Итоговый – подведение итогов цикла, анализ проблем и перспектив продолжения работы, издание сборника-путеводителя «Есть улица в городе нашем…», разработка и опубликование цикла в сети Интернет для возможности ознакомления всеми желающими в онлайн-режиме.
Опыт апробации данной разработки позволяет утверждать, что краеведческий цикл «Есть улица в городе нашем…» вызывает большой интерес участников, не очень трудоемок по организации, не затратен материально, эффективен во внеурочной деятельности и в воспитательном процессе, возможен для реализации в оффлайн и в онлайн режимах.
Образовательная область: краеведение
Межпредметные связи: география, краеведение, история, социология, филология (городской фольклор).
Категория «исследователи», «экскурсоводы»
Категория
«участники, зрители»
Целевая аудитория
обучающиеся объединения
«Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» (возраст 5-9 класс)
учащиеся ОУ города Березники, родители обучающихся, ветераны войн и локальных конфликтов, ветераны труда и труженики тыла, простые жители города
Цели и задачи цикла
стимулировать познавательную активность учащихся, направленную на расширение знаний о родном городе;
актуализировать у обучающихся знания о географии и истории родного города;
воспитывать патриотические чувства, чувство сопричастности к социуму города, края, России;
воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку, стремление доводить дело до конца, добиваться результата;
формировать навыки исследовательской, проектной, поисковой, презентационной, экскурсионной, издательской деятельности.
актуализировать у аудитории имеющиеся знания о географии и истории родного города;
пробудить интерес к изучению и сохранению истории родного города, передаче имеющихся краеведческих знаний подрастающему поколению;
способствовать общности интересов разных поколений - жителей города Березники.
Прогнозируемые результаты
Личностностные:
эмоционально-положительное отношение к изучению истории и географии родного города; чувство гордости за свой город, чувства гражданской идентичности с социумом гтрода, края России;
готовность и умения сотрудничать, работать индивидуально и в группе; аргументировать свою точку зрения в процессе исследовательской и проектной, экскурсионной и издательской деятельности;
готовность и мотивация к организации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Предметные:
актуализация обучающимися знаний о родном городе;
закрепление навыка ориентирования в городе.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение составить отчет о деятельности, презентовать свою работу.
положительные изменения в личностном развитии, обогащение личностного опыта участников новыми краеведческими знаниями по истории города;
укрепление и (или) создание позитивного отношения и доверия к деятельности учреждений дополнительного образования;
обеспечение занятости подростков общественно-полезной деятельностью;
Используемые методы и приемы обучения:
наглядный;
практический;
игровой;
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский;
рефлексия.
Используемые формы познавательной деятельности:
индивидуальная
парная
групповая
фронтальная.
Оборудование и материалы: оборудование для показа мультимедийной презентации, презентации, раздаточные материалы (проектные задания, памятки по исследовательской деятельности, листки самоанализа и т.д.), наградные материалы.
Основные источники информации: учебная и научно-популярная литература, сеть Интернет, эмпирические данные, семейные архивы, архивы предприятий и музеев города, личный опыт участников.
Список используемой литературы:
Березники. Путеводитель. – Санкт-Петербург: ООО «Маматов», 2012. – 96 с., Ил.
Верхнекамье: история в лицах: Коноваловские чтения; вып. 4/ Березниковский ист.-худож.музей им. И.Ф.Коновалова. - [Б. м.], 2001. - 204 с.
Все для фронта: трудовой подвиг березниковцев в годы Великой Отечественной войны / Березниковский ист.-худож. музей им.И.Ф.Коновалова. - Пермь, 2005. - 33 с.: ил.
в рамках краеведческого цикла «Есть улица в городе нашем…»
Фамилия, имя
Улица
Название презентации
1.
Александрова Ольга
улица Ермака
«Улица имени Ермака»
2.
Овчинников Юрий
улица Уральских танкистов
«Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошёл»
3.
Окулов Данил
улица Веры Бирюковой
«Подвигу комсомолки посвящается…»
4.
Кук Роман
улица Макарова
« Степан Осипович Макаров: талант флотоводца и гений человека»
5.
Федосеева Алиса
улица Мира
«Самая МИРная улица»
6.
Федосеев Иван
улица Нахимова
«Потомству в пример»
7.
Королёва Алиса и Королёв Илья
улица Степанова
«Наш земляк – строитель»
8.
Щеголихина Ярослава
улица Деменева
«Иван Деменев – командир бронепоезда номер один»
9.
Телегин Андрей и Телегина Дарья
улицы Сосновая, Пихтовая, Берёзовая, Лесная, Таёжная. Боровая
«Улицы имени Леса»
10.
Ефремов Александр
улица Черепанова
«Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Черепанов»
11.
Курочкин Иван и Романов Данил
улица Красноборова
«Защитник Ленинграда Аркадий Красноборов»
*работа продолжается, список экскурсий пополнится.
Приложение 2.
Пример мини-экскурсии по улице Ермака
курсанта объединения «Рулевые-мотористы»
Александровой Ольги
(текст + презентация в отдельном прикрепленном файле)
Здравствуйте, меня зовут Александрова Ольга, я курсант 4 курса Детско-юношеского центра «Каскад». Я выбрала для своей работы улицу Ермака потому, что во-первых, я живу и учусь в этом же районе. А во-вторых, эта тема мне близка еще и потому, что я в прошлом году написала исследовательскую работу «Судовая рать Ермака», раскрывающую некоторые подробности похода казачьей дружины и ее атамана в Сибирь.
Победитель Сибирского ханства казачий атаман Ермак Тимофеевич, погибший в 1585 году, был профессиональным воином и великолепным военачальником, подтверждение чему можно найти на страницах любых летописей. Известно, что около двух десятков лет он служил на южной границе России, возглавлял отряды, посылаемые в Дикое Поле для отражения татарских набегов. Во время Левонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. В 1578г. был призван Строгановыми для охраны своих укрепленных городков. Отсюда, «прибрав дружину малую, нагрузив корабли припасами и оружием, Ермак пошел в Сибирь. К сожалению, дата и место рождения Ермака является одной из загадок истории. Однако, народная память сохранила его подвиг, отразив его в произведениях скульпторов и поэтов, художников и кинорежиссеров, в исторических документах. А еще об этом герое нам напоминают архитектурно-исторические памятники и названия улиц Российских городов. Есть такая улица и в нашем городе.
Улица Ермака. Какая она? Тихая, провинциальная или шумная, оживленная? Короткая, в несколько шагов или длинная? Улица свершившегося настоящего или улица с перспективой развития инфраструктуры?
Улица Ермака начинается на пересечении с улицей Ломоносова, пересекается с улицами: Монтажников, Черняховского, Льва Толстого, Станиславского, Гражданской, Хользунова, Осипенко, Целищева, Карла Маркса, Лермонтова, Островского, Маяковского, Щорса, Клары Цеткин и заканчивается на пересечении с улицей Ленина. Таким образом, протяженность улицы Ермака – 6 957 моих шагов, что при средней длине моего шага в 68 см составляет 4 км 731м.
На улице Ермака расположены небольшие частные и большие многоквартирные дома, магазин «Хозтовары», «Аптека», центр досуга отдельной части мужского населения, магазин канцтоваров «Открытки», здание реконструируемой бани, в которой после ремонта будут размещаться различные офисы.
И хотя здесь встречаются и такие достижения цивилизации, однако, улица Ермака интересна тем, что здесь своеобразная архитектура зданий, есть несколько пустырей, которые так и просятся под застройку жилыми домами, которая поможет решить проблему жилья в нашем городе, а также под строительство необходимого в этом районе детского сада и культурно-досуговых объектов.
А еще улица Ермака славится тем, что здесь в доме № 14 жил Почетный гражданин г.Березники, Герой Социалистического труда Курбатов Филипп Иванович, что подтверждает памятная доска на этом доме. А, значит, улица, уже имеющая славное прошлое, трудовое настоящее, будет развиваться!