Классный час в 7 классе «Край родной, навек любимый»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старогольская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
Край родной, навек любимый
7 класс
Классный руководитель:
Шишова Галина Ивановна
с. Старогольское
2016 г.
Цели и задачи:
-развивать познавательные способности, расширять кругозор обучающихся;
-воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма;
-формировать гражданскую позицию, любовь к своей стране и малой родине, -бережное отношение к природе родного края.
Тип мероприятия: интеллектуально-познавательная игра
Оборудование: компьютер, презентация, запись песни «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснера, выставка книг (Тургенева И.С., А.А. Фета и др.), карта Орловской области.
Оформление доски: эпиграф, фотографии и картины с изображением родной природы.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. И если есть на свете рай, то это твой родимый край.
Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Ход классного часа
Кpай Оpловский, любимый ты мой,
Кpай Лескова, Туpгенева, Фета,
Возвpащаюсь к тебе, как домой,
Не одна мною песня здесь спета.
Александрова Т.М.
I. Организационный момент.
II. Чтение эпиграфа к классному часу.
III. Сообщение темы и цели:
-Сегодня мы поговорим о том, что нам дорого, о том, без чего жить нельзя – о Родине. Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина, что значит любить ее? Как называется наша Родина?
Ответ: Российская Федерация, Россия
-Да, мы живем в России.
IV. Основная часть.
-У каждого человека есть еще и «малая» родина – родной край, который является частью России.
- Послушайте песню «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский)
-Так с чего же начинается Родина для каждого из нас?
Родина начинается с родного села, деревни, маленького посёлка, где мы родились, пошли в школу. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних орловских полях. Сегодня мы с вами поговорим о родных местах. Знаете ли вы историю, природу, знаменитых людей нашего края?
Наш классный час пройдет в виде игры «Кладоискатели».
Условия.
Наша игра состоит из 7 этапов. В ней принимают участие 2 команды. На каждом этапе команды выполняют задания. За каждый правильный ответ получают 1 фишку. Команда, получившая больше фишек, найдет клад. Она – победитель.
1 этап. "История"
1.В каком году основан город Орёл? (1566 г.)
2.За годы своего существования не раз поднимался город на борьбу с врагами. В Великую Отечественную войну после тяжелых боёв наши войска оставили город 3 октября 1941 г. Сколько месяцев длилась оккупация немцами г. Орла? (22 месяца)
3.Назовите дату освобождения г. Орла от немецких захватчиков. (5 августа 1943 г.)
4.Под Орлом сражались с фашистами французские лётчики, как называлась их эскадрилья? («Нормандия»)
5. Почему город Орёл называют «городом первого салюта»?
(В честь освобождения Орла и Белгорода от немцев Москва, столица нашей Родины, салютовала впервые в честь этого события 12 артиллерийскими залпами)
6.Назовите фамилию генерала, героя Отечественной войны 1812 года, родившегося на Орловщине и похороненного в г. Орле. (Алексей Петрович Ермолов)
2 этап. "Почвы"
1.Какие почвы преобладают на территории нашего района? (Чернозёмы)
2.Какие почвы известный русский учёный В.В. Докучаев назвал «царём почв»?
(Чернозёмы)
3. Назовите лучшее удобрение, содержащее все питательные вещества, необходимые растениям. От него земля становится рыхлой, лучше пропускает воздух и воду к корням.
(Навоз)
4. О каких почвах А.П. Чехов шутливо сказал так: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас»?
(О чернозёме)
5. Животное, играющее весомую роль в почвообразовательных процессах. Отличный прыгун, приземляясь на стекло или скользкую поверхность не скользит.
(Ногохвостка)
6. Назовите наших земляков – лесоводов, работами которых по посадке лиственницы сибирской с целью защиты полей от ветров, восхищался великий писатель Л.Н. Толстой.
(Братья Шатиловы и Ф.Х. Майер)
3 этап. "Реки"
1.Как называется наша река?
(Гоголь)
2.Куда она впадает?
(В Красивую мечу)
3. 3. Назовите водный путь, по которому можно попасть из Орла в Москву.
(Река Ока)
4.Где исток реки Гоголь?
(В Тульской области)
5.Куда впадает Красивая меча?
(В Дон)
6.К бассейну, какого океана относится Дон?
(Атлантического)
4 этап. "Растения"
1.Крона – кудрявая,
Сучья - корявые,
А плод полированный,
Как из меди кованный.
(Дуб)
2.Есть серёжки,
Да не девчонка,
Есть и шишки,
Да не сосёнка,
А живёт в низинке,
Около лозинки.
(Ольха)
3.Весной растёт,
Летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
(Липа)
4.Шуба вся ежовая,
Служит век, как новая.
(Ель)
5.Стоит красавица-
Косы зелёные,
Платье белое.
(Берёза)
6.Елка иль не ёлка?
Зелена иголка,
А совсем не колка.
(Лиственница)
Физкультминутка
5 этап. "Самая, самый, самое"…
(рекорды природы)
1.Самая быстролетающая птица Орловской области.
(Стриж)
2.Самое хитрое животное в русских народных сказках.
(Лиса)
3.Самое распространенное дерево в России.
(Лиственница)
4.Самая крупная ягода, у растения Орловской области.
(Тыква)
5.Самое большое животное национального парка «Орловское полесье»
(Зубр)
6.Самый древний, редкий зверёк, внесён в Красную книгу Орловской области, обитатель водоёмов национального парка «Орловское полесье». Живёт на Земле уже более 30 миллионов лет. Имеет похожий на хобот, длинный носик, лапки с перепонками между пальцами, длинный хвост, покрытый роговыми чешуйками.
(Выхухоль)
6 этап. "Животные нашего края"
1.Это одна из самых скрытых амфибий, ведёт роющий образ жизни, скрываясь днём под землёй. Говорят, что кожа её пахнет чесноком. Потревоженная, она усиленно раздувает лёгкие, увеличивается в размерах, принимает угрожающий вид. Видимо подобные наблюдения помогли И.А. Крылову написать басню.
(Чесночница)
2. Одна из самых красивых птиц верхнего яруса леса. Обеспокоенная птица издаёт звук, напоминающий крик кошки, за что её зовут «лесная кошка».
(Иволга)
3.У птицы язык длиной в половину туловища. (Дятел)
4.Редкая маленькая рыбка до 10 см., живёт в реке Гоголь. Предпочитает чистую ключевую воду, песчаное или каменистое дно. Биоиндикатор чистоты воды.
(Гольян, синичка, барынька, малявка).
5.Одиночный хищник – засадчик. Стремительно нападает и глотает целиком мелкую рыбу, утят, для чего имеет широкую пасть с загнутыми внутрь зубами. Достигает длины 1,5 м и массы до 35 кг. (Щука)
6.Птица бегает по дну наших рек, выхватывая из-под камешков добычу, и выскакивает сухой на берег.
(Оляпка - водяной воробей)
7 этап. "Литература"
(о наших знаменитых земляках)
1.Кто это написал: "Охранять природу – значит охранять родину"?
Творчество природы и творчество человека различаются отношением ко времени: природа создает настоящее, человек - будущее.
(Михаил Михайлович Пришвин)
2. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
(Афанасий Афанасьевич Фет)
3.Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу -родине поклонитесь…
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.
(Иван Сергеевич Тургенев)
4.Знаменитый писатель, поэт, обладатель Нобелевской премии по литературе.
В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день.
(Иван Алексеевич Бунин)
5.Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город.
(Николай Семёнович Лесков)
6.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
(Фёдор Иванович Тютчев)
7.Каждое лето с 1899 года по 1908 г. жил в имении отца в деревне Серебряный Колодезь вблизи села Старогольского Новодеревеньковского района . «Научные интересы... сочетались во мне с землеведеньем; я изучал овраги, почвы, полевые работы и плодоводство». Поэт- символист, пытался связать воедино науку и искусство.
Весна
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
(Борис Николаевич Бугаев
Андрей Белый )
8.Советский поэт, художник, журналист, переводчик.
Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на "ты"
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал…
(Дмитрий Иванович Блынский)
IV. Итог классного часа.
Подводятся итоги игры, и определяется команда-победитель.
Заключительное слово классного руководителя.
- Пройдёт совсем немного времени, вы окончите школу, поедите учиться в разные города России, и с гордостью скажете: «Я уроженец Орловского края». И даже если судьба забросит вас далеко от родных мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем своим сердцем. Родина начинается здесь.
Литература.
1.Александрова Т.М. Любимая моя Орловщина. http://www.stihi.ru/2013/07/27/208
2.За страницами учебника географии Орловской области. Краткие краеведческие очерки.- М.: Изд-во МГУ, 2004.-280 с.
3. Сорокина Г.И. Интересное из жизни растений:Сорокина Г.И - сост., г. Орёл: отдел оперативной полиграфии Орловского областного управления статистики 1994 г.-32 с.
4.http://fb.ru/article/174267/russkaya-vyihuhol-opisanie-interesnyie-faktyi-i-foto-описание выхухоли