Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности на тему «Регби»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Шолоховская спортивная школа»
ПРИНЯТО на заседании тренерско- педагогического совета Протокол № ___ от «___» _______ 20___г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «Шолоховская СШ» ___________ М.Т. Турчин Приказ №____ от «___» _______ 20___г. |
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«РЕГБИ»
(юноши, девушки)
Возрастная категория: 7-17 лет
Срок реализации: 1 месяц (24 часа)
Разработчик: Тяпкина А.С. – методист
МБУ ДО «Шолоховская СШ»
ст. Вешенская
2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Y
2.1 Учебно-тематический план 6
2.2. Содержание образовательной деятельности 6
2.3. Структура учебно-тренировочного занятия 8
2.4 Условия реализации программы 9
2.5. Формы контроля и аттестации 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность дополнительной краткосрочной общеразвивающей программы «Регби» состоит в решении проблемы организации досуга обучающихся в летний каникулярный период, сохранении компетенций ведения здорового образа жизни, формированию физических качеств, пробуждении интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта посредством регби, так как основой данной программы является совершенствование умений правильно выполнять основные технические приёмы и тактические командные действия, воспитание у обучающихся коллективизма и ответственности.
Новизна программы неразрывно связана со спецификой вида спорта и сроками реализации. Регби как новый и перспективный вид спорта осваивается в Шолоховском районе с 2021 года под эгидой «Ростельмаш-Лиги». Из отличительных особенностей данного вида спорта – инвентарь для игры, представляющий собой овальный мяч и ворота Н-образной формы.
Отличительной особенностью данной программы является упор на обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в регби в условиях организации спортивно-оздоровительных, что позволяет достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.
Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами.
Задачи:
Образовательные:
формирование необходимых теоретических знаний;
обучение технике и тактике игры;
обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
Воспитательные:
воспитание моральных и волевых качеств;
выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Развивающие:
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
совершенствование навыков и умений игры.
Характеристика программы
Направленность - физкультурно- спортивная;
Объем и срок освоения программы: 1 месяц (24 часа)
Режим занятий: Тренировочная деятельность организуется в течение одного месяца, три раза в неделю. Недельная нагрузка – 6 часов, продолжительность занятий – 2 часа (один академический час равен – 45 мин.)
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, тренировочный
Форма обучения: очная
Адресат программы программа адресована детям от 7 до 17 лет;
Наполняемость группы: на спортивно-оздоровительном этапе подготовки оптимальная наполняемость группы составляет 15 человек, максимальная наполняемость – 20 человек.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1 Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводный инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
|
2 |
Теоритическая часть |
1 |
1 |
|
3 |
ОФП |
2 |
|
2 |
4 |
СФП |
2 |
|
2 |
5 |
Основы технико-тактической подготовки игры в регби |
4 |
1 |
3 |
6 |
Основы интегральная подготовки |
4 |
1 |
3 |
7 |
Учебные и тренировочные игры, соревнования |
10 |
|
10 |
|
Итого |
24 |
4 |
20 |
1. Вводный инструктаж по технике безопасности
Знакомство. Требования к занимающимся. Правила внутреннего распорядка, расписание занятий. Цели и задачи образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях регби. Профилактика предупреждения детского травматизма и несчастных случаев во время занятий регби. Соответствие спортивной одежды и обуви тренировочным занятиям. Соблюдение дисциплины в ходе занятий.
2. Теоритическая часть
История возникновения регби. Место физической культуры и спорта в жизни человека. Основные задачи физической культуры, спорта и регби, их воспитательное и оздоровительное значение. Разновидности регби, особенности и различия: Тэг-регби, Регби, Тач-регби. Регби 7: базовые сведения.
3. ОФП
Теория. Основные способы передвижения регбиста. Средства общей физической подготовке. Основы составления комплексов общеразвивающих упражнений для самостоятельных занятий. Понятия дистанция, интервал, темп, амплитуда.
Практика. Ходьба – на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, высоко на носках, в полуприседи, лицом вперед скрестными шагами, с подскоками, с поворотами туловища вправо и влево, с гантелями в руках, спортивной ходьбой, в быстром темпе;
Упражнения для шеи и туловища; наклоны, вращения, повороты головы.
Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью; бег по наклонной плоскости вниз; гладкий, с ускорением, правым и левым боком приставными шагами, правым и левым боком с прыжками и подскоками, спиной вперед, спиной вперед в средней и низкой стойке приставными шагами, с гантелями в руках, с мячом, с поворотами на 3600, переменный бег.
Комплексы общеразвивающих упражнений: на развитие подвижности суставов верхних конечностей - рывки, вращения, махи; с различной амплитудой и скоростью; на развитие подвижности суставов нижних конечностей: отведения и приведения в стороны, махи и вращения, с различной амплитудой, скоростью.
4. СФП
Теория: характеристика специальных средств подготовки регбиста. Формы, методы формирования специальных физических качеств регбиста.
Практика. Специальные упражнения для развития быстроты: переброска малого резинового или теннисного мяч друг другу; ловля мяча, подброшенного вверх, отскакивающего от пола, от ровной стены и от специальной доски, искажающей полёт мяча, ловля после переворота, переката через правое-левое плечо; подсечки по падающему мячу; по мячу, катящемуся в разных направлениях; бег на короткие дистанции из различных исходных положений на скорость.
Статичные упражнения для разных групп мышц: удержание тела на согнутых руках (планка), стойка на одной ноге (стойка «цапли»), упражнения для мышц туловища (живота) пресса.
Прыжки в длину и высоту с места и с разбега.
Специальные упражнения для развития координационных способностей: «чувство мяча» броски различных размеров мяча вперед-вверх и ловля стоя на месте, в движении; ведение мяча вокруг туловища; ведение мяча (правой, левой) рукой на месте, стоя на одном колене в ходьбе.
Удары и пас мяча в ходьбе и беге, после поворота, падения. Удар мяча после отбора с попаданием в цель. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
5. Основы технико-тактической подготовки игры в регби
Теория: характеристика технических элементов, терминология. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки регбистов. Методика выполнения базовых технических элементов регби. Особенности взаимодействия игроков в парах, тройках, четверках. Стратегия и тактика игры в регби. Тактические комбинации игры и их характеристики. Тактика линий игроков. Групповая и индивидуальная тактика ведения игры. Взаимодействие игроков во время атаки и защиты.
Практика. Бросок и ловля мяча различными способами стоя на месте, в движении, в парах, в тройках, четверках по прямой, по кругу, по восьмерке. Броски мяча поочередно правой и левой рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками. Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.
Игра ногами: удар с лета, с отскока, с земли, ведение ногами. Остановка атаки противника, ведущего мяч ногой. Комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в регби. Обычные передачи (пас). Держание мяча. Пас с земли. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
Эстафеты с регбийными мячами; эстафеты и подвижные игры с использованием мяча для регби. Игра «Отбери мяч». Оба противника держатся руками за набивной мяч. По сигналу отобрать мяч у противника, который в свою очередь тоже пытается отнять его.
Приём и передача мяча различными способами, двигаясь вдоль поля с малой, умеренной, большой скоростью в группах по три обучающихся «веером», у «крайних» мячи. Пас от правого «крайнего» к «центральному», приём «центральным» и передача мяча левому «крайнему» и обратно.
6. Основы интегральной подготовки игры в регби
Теория. Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе игры
Практика. Игра по правилам. Линия нападения. Линия полузащиты. Линия защиты. Принципы формирования защиты: формирование линии, расстояние между игроками в линии. Набегание. Сгон. Перегруппировка. Тактика защиты от назначаемой схватки.
Выполнение тактических действий в нападении и защите с повышенной дозировкой для совершенствования тактических и технических навыков. Выполнение десяти атак от назначаемых схваток, коридоров. Розыгрыш десяти штрафных с повышенным содержанием тактико-технических действий. Чередование тактических действий нападения и защиты.
7. Учебные и тренировочные игры, соревнования
Закрепление технических и тактических навыков обучающихся в игровой обстановке в учебных играх. Проведение товарищеских игр, соревнований.
2.3. Структура учебно-тренировочного занятияЗанятие состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной и заминка. Общая продолжительность занятия – 2 академических часа.
Подготовительная часть
Разминка
Упражнения общей физической подготовки.
Упражнения специальной физической подготовки.
Основная часть
Упражнения на быстроту и выносливость
Упражнения на совершенствование технических приемов.
Специально-подготовительные упражнения, техническая подготовка
Упражнения на координацию
Заключительная часть
Учебная игра
Восстановительные мероприятия
2.4 Условия реализации программыМатериально-техническое оснащение
1) ворота Н-образные;
2) мячи для регби;
3) насос ручной, иглы;
4) держатель для мяча;
5) гимнастические скамейки;
6) маты гимнастические;
7) стенка гимнастическая;
8) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
9) конусы;
10) фишки (маркеры)
11) манишки
10) свисток;
11) барьеры
12) сетки
13) щиты
14) наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный N 61238).
Кадровое обеспечение
Педагоги, имеющие профильное среднее-специальное или высшее образование в области физической культуры и спорта, либо получающие образование по профилю, либо прошедшие профессиональную переподготовку по спортивной направленности.
2.5. Формы контроля и аттестацииРезультативность краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отражает достижение обучающимися предметных результатов, основанных на получении теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы и методы контроля и диагностики предметных результатов: наблюдение, опрос, проведение товарищеских встреч и соревнований.
2.6 Планируемые результатыПо окончании краткосрочного курса обучения учащиеся должны знать:
Предметные результаты
занимающиеся должны знать:
правила поведения и техники безопасности на занятиях;
основы здорового образа жизни;
история развития, правила игры в регби, основные технические и тактические приемы регби.
уметь:
выполнять основные упражнения общей и специальной физической подготовки;
выполнять элементарные технико-тактические приемы регби.
Метапредметные результаты:
учебно-интеллектуальные:
обучающиеся научатся:
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития.
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
учебно-коммуникативные
обучающиеся научатся:
организовывать совместную деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
работать в группе: находить общее решение на основе соблюдения правил спортивных игр.
обучающиеся получат возможность научиться:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
у обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы:
Повторный метод – заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным способом).
Интервальный метод – предполагает многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.
Вариативный метод – предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных).
Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на
занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия).
Игровой метод – характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности.
Соревновательный метод – это специально организованные состязания с использованием мячей, в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма.
Методические материалы для тренера-преподавателя.
О.Д. Михайлова «Играйте в регби-7»
В.П. Губа «Теория и методика спортивных игр».
Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. «Теоретическая подготовка юных спортсменов».
Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх».
Академия Регби
https://youtube.com/@AcademyRugbyCentre?si=CCD63a0aXhHJj7FB
Ассоциация «Ростсельмаш-Лига» https://rsmliga.ru/
1. Е. А. Кобец, М. Ф. Костырко «Регби для начинающих. Основные понятия» – ГГУ им. Ф. Скорины, 2021г.
2. О. Д.. Михайлова «Играйте в регби - 7» - изд.URSS, 2022г.
3. Журнал Ассоциация «Ростсельмаш-Лига», выпуск №1, 2021г.
4. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва. – М.: ФиС,1994
5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: ФиС, 1987 г.
7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977
Перечень Интернет-ресурсов.
Консультант Плюс www.consultant.ru:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Д.В. Бесполов, В.А.Иванов, А.В. Кулешов «Теория и практика регби: Методическое пособие для преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений различной направленности». https://olimpiec-nn.ru/File/2019-2020/Regbi_teor.pdf