12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3917
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

 РАЗРАБОТКА КРЕАТИВ-БОЯ,

посвященного Дню Победы и Году памяти и славы

РУССКИЙ СОЛДАТ НЕ ТОЛЬКО СИЛОЙ, НО И УМОМ БОГАТ!

Автор: Ваниватова Александра Станиславовна, методист, педагог-психолог, педагог дополнительного образования


Пояснительная записка

Русский народ есть особенный народ в целом свете,

который отличается догадкою, умом, силою.

Императрица Екатерина II Великая


Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание подрастающего поколения являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, ведь от того, какими будут ценностные приоритеты сегодняшних детей и молодежи, во многом зависит будущее страны.

Воспитание патриотизма у детей игровыми формами способствует становлению «зоны устойчивого патриотизма», влияющее на формирование личности, способной любить свою Родину, сознающей долг перед ней и ответственность за ее судьбу.

Нами было решено провести детско-взрослую интеллектуальную игру «Креатив-бой «Русский солдат не только силой, но и умом богат», которая повышает мотивацию к добыванию знаний, удовлетворяя потребность в активной форме познавательной деятельности, и является прекрасным средством для организации содержательного совместного досуга учащихся и родителей.

Цель мероприятия: развитие у детей патриотического сознания посредством коллективной детско-взрослой интеллектуально-творческой деятельности.

Задачи:

развитие интереса у детей к изучению истории России на примере оригинального решения проблемных ситуаций соотечественниками во время Великой Отечественной войны;

воспитание чувства гордости и сопричастности, уважения к культурному наследию своей Родины;

создание условий для проявления интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, активизации мыслительной деятельности детей;

развитие коммуникативных умений, укрепление интереса детей и взрослых к совместному проведению досуга.

Преимущества метода

Участникам креатив-боя требуется не столько эрудиция по предмету, сколько умение объединять самые разные знания, творчески их применять.

Достоинства: повышает мотивацию к самостоятельному добыванию знаний; формирует активную позицию; развивает креативное мышление; умение работать в команде; умение слушать и слышать собеседника; умение кратко и емко рассказать о своем решении; умение отстаивать свое мнение.

Категория участников: подростки 12-15 лет и родители учащихся.

Необходимое оборудование: столы и стулья по количеству команд, музыкальная аппаратура, персональный компьютер, экран и проектор, презентация, таблички с названиями команд, раздаточный материал с задачами, ручки, оценочные листы для жюри, грамоты и дипломы, таймер.

Рекомендации к проведению мероприятия

Для творческой активности необходимо создавать условия психологического комфорта, а именно поддержание способности детей к творчеству (недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток) и терпимость к странным идеям и вопросам (необходимо давать ответы на все вопросы детей).

Участники: команды – 30 чел.; зрители и болельщики – 30 чел.; выступающие творческие коллективы – 30 чел. клуб чирлидеров «Смайл», 10 чел. образцовый хореографический ансамбль «Радуга», 1 солист вокального ансамбля «Ветерок».

Организационная работа по подготовке мероприятия:

Определение цели, задач и темы мероприятия.

Выбор формы проведения мероприятия, подбор материала.

Составление сценария и презентации для визуальной поддержки.

Определение времени и места проведения мероприятия.

Приглашение творческих коллективов для выступления.

Приглашение участников креатив-боя, учащихся Центра и родителей.

Репетиции и подготовка необходимого оборудования, реквизита.

Оформление актового зала, обеспечение фото- и видеосъемки.

Встреча и рассадка в зале участников команд и зрителей.

Ответственные и исполнители:

Звуковое и светосопровождение – Зайцев С.Л., звукорежиссер.

Модератор – Ваниватова А.С., методист, ПДО.

Учащиеся лидер-клуба «Единение»:

Ведущие – Кашаевский Антон, Турмасова Мария.

Ответственный за встречу и рассадку гостей – Мирвис Даниил.

Ответственный за подачу задач командам – Мельник Дарья.

Ответственный за фотосъёмку – Прокаева Валерия.

Хранитель времени – Долмасов Семён.

Видеосопровождение – Корако Алексей.


Сценарий креатив-боя

«Русский солдат не только силой, но и умом богат»,


В актовом зале расставлены столы и стулья для команд, посадочные места для болельщиков и зрителей. Отдельно стоят столы для жюри, счётной комиссии и модератора игры. На столах стоят таблички с названиями команд и лежат ручки. На столах у жюри задачи с ответами, оценочные листы, грамоты. На столе модератора листы с задачами.


Звучат песни патриотической направленности.

Команды участников занимают свои места.

Зрителей встречают волонтёры, вручают флажки и провожают на места.

На мультимедиа включена презентация. Слайд №1 «Главная заставка»

Звучит песня Д. Тухманова на слова Р. Рождественского «Родина моя».

Приветственное выступление клуба чирлидеров «Смайл».

Чтец: Каким представить мужество и как?

Такой вопрос владел когда-то мною.

Надземное оно или земное?

Что необычного в его чертах?

Я сущность мужества уразумел–

Его характер ясен и суров.

Где мужество, там подлинное дело

И нет на ветер выброшенных слов.

Где мужество, там яркая, как пламя

Ключом горячим жизнь кипит всегда

Дороги не заносятся снегами

И льдом не покрывается вода.

но в порыве, в поиске, в работе…

В нём всё земное и лицо, и стать,

Но без него о солнечном полёте

Душе бескрылой грех и помышлять!

Звучат фанфары. Выходят ведущие.

Ведущий 1: Все может родная земля! Накормить теплым, вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может….

Ведущий 2: Поэтому защита своей Родины - святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду и любуется ее красотами.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать Вас в нашем любимом Центре «Восхождение».

Ведущий 2: Добрый день, всем присутствующим. Сегодня мы с вами проведем креатив-бой.

Ведущий 1: Кто уже знает, что такое «Креатив-бой»? (ответы ребят)

Ведущий 2: «Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований, где предлагаются открытые задачи. Это задачи, на которые может быть много различных ответов.

Ведущий 1: Сегодняшний креатив-бой необычный, он посвящен приближающемуся празднику Дню Победы. А значит, и тематика задач будет связана с историей нашей страны и подвигом русских воинов, применивших хитроумные тактические маневры и смекалку, повергших противника в ужас своим бесстрашием.

Ведущий 2: Именно, способность нестандартного подхода к решению проблемных ситуаций делает нашу страну особенной.

Ведущий 1: И прежде чем начать, вспомним правила «Креатив-боя».

Слайд №2 «Правила креатив-боя»

Командир каждой команды на листах получает задачу у модератора игры, на которых нужно написать название вашей команды. Задача также демонстрируется на мультимедиа.

Ведущий 2: После зачитывания задачи ведущим, пойдет отчёт времени. На поиск ответов у вас есть 5 минут, в течение которых команда должна предложить как можно больше решений. Все варианты фиксируются на листе с задачей.

Ведущий 1: После истечения времени все капитаны поднимаются на сцену и озвучивают одно самое интересное с точки зрения команды решение. После зачитывается контрольный ответ. Листы с ответами команд капитаны сдают модератору и получают листы с новой задачей.

Слайд №3 «Критерии оценки»

Ведущий 2: Листы с ответами передаются жюри, которое засчитывает только зафиксированные ответы. Критерии оценки на слайде. Команда, набравшая по итогу больше всех баллов – выигрывает. Всего будет 6 задач и конкурс капитанов.

Ведущий 1: Заметим, что перед командами вовсе не ставится цель найти контрольный ответ. Командам ставится цель – предложить интересную и толковую идею.

Ведущий 2: Так как соревнования командные, представляем команды-участницы сегодняшнего креатив-боя.

Представление всех команд

Ведущий 1: А раз есть соревнования, то есть и жюри. Позвольте представить наше уважаемое жюри.

Представление жюри

Мигда Галина Николаевна - заместитель директора по основной работе Централизованной системы детских библиотек г. Хабаровска.

Пивень Оксана Андрияновнаведущий специалист Комитета по управлению Железнодорожным районом города Хабаровска.

Председатель жюри: Кобзев Никита Сергеевич – председатель регионального отделения «Поискового движения России».

Почётный гость: Григорова Владилена Константиновна - профессор, Почётный работник сферы молодёжной политики РФ, Президент Дальневосточного отделения Международной Ассоциации исследователей детского движения, руководитель научной школы «Генезис воспитательного потенциала детского движения» ПГУ им. Шолом-Алейхема г. Биробиджана.


Ведущий 2: А еще у нас у каждой команды есть группа поддержки. Болельщики, вы где? (отзываются болельщики)

Ведущий 1: Итак, мы начинаем…На экране вопрос. Каждая команда готовит ответ, возможно, самый невероятный.

Слайд №4 «Задача №1»

Ведущий 1:

Задача. Партизаны против немецких овчарок

Во время Великой Отечественной войны в тылу врага партизаны взрывали вражеские поезда с помощью мин. Но вот возникла проблема: появились немецкие овчарки, которые были обучены обнаруживать мины по запаху входящего в их состав взрывчатого вещества – тола.

Как быть партизанам?

Контрольный ответ:

Партизаны стали распылять вокруг установленных мин толовую пыль, причём на больших территориях. Найти мины на этих территориях стало опять сложно.

Слайд №5 «Задача №2»

Ведущий 2:

Задача. В плену крокодилов

Во время Второй Мировой наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут летчики заметили, что озеро кишит крокодилами... — «Взлетаем!» — решили летчики, но прямо по курсу... крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже... Как быть?

Контрольный ответ:

Летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы «разбежались», освободив путь для разгона гидроплана.

Слайд №6 «Задача №3»

Ведущий 1:

Задача. Смертельные качели

Во время Великой Отечественной войны бои шли под Старой Руссой. Передний край обороны советских войск проходил по опушке леса. Для наблюдения за немцами советские солдаты залезали на высокие сосны, но под тяжестью человеческого тела деревья начинали раскачиваться. На фоне остальных неподвижных деревьев это было очень заметно. Немцы быстро поняли, что происходит, и открыли по качающимся соснам огонь. Советские солдаты пытались остановить раскачивание деревьев, но это оказалось невозможно.

Как быть? Как вести наблюдение за противником из густого леса?

Контрольный ответ:

Ночью солдаты привязали веревки к вершинам нескольких сосен, а утром начали их раскачивать – немцы открыли стрельбу. Солдаты продолжали раскачивать деревья, а немцы продолжали их обстреливать. Наконец, поняв, в чем дело противник прекратил обстрел, чтобы не расходовать боеприпасы понапрасну. После этого, можно было беспрепятственно продолжать наблюдение.

Слайд №7 «Задача №4»

Ведущий 2:

Задача. Дрова из керосина

Зимой во время войны, если не было дров, солдаты использовали в качестве топлива керосин. Но керосин сгорает очень быстро, большая часть тепла просто улетает. Как с помощью простых подручных средств сделать, чтобы керосин горел медленно?

Контрольный ответ:

Для этого в керосине «замачивали» кирпичи, и керосин заполнял поры. Такой пропитанный керосином кирпич «горел» очень долго, медленно отдавая огню топливо. Так экономилось драгоценное горючее.

Слайд №8 «Задача №5»

Ведущий 1:

Задача. Поведение в мемориале

В г. Челябинске есть мемориальный комплекс «Памятник всем госпиталям» — в память раненых воинов, погибших здесь во время Великой Отечественной войны. Мемориал представляет собой ряд памятников, расположенных на разной высоте и соединенных пешеходной дорожкой. Пребывание в этом комплексе предполагает уважение к погибшим, сдержанность, даже скорбность поведения посетителей. Увы, не для всех посетителей это очевидно. Что предприняли архитекторы комплекса для «воспитания» посетителей?

Контрольный ответ:

Ступеньки на пешеходной дорожке сделаны разной высоты — это вынуждает посетителей смотреть под ноги и быть сосредоточенными...

Слайд №9 «Задача №6»

Ведущий 2:

Задача. Адмирал не промах!

Молодой адмирал принял эскадру и решил проверить боевую готовность экипажей. Взойдя на борт ракетоносца, он бросил на палубу вперед выстроившимся матросам свою фуражку со словами: «Это бомба. Ваши действия?!». Один из матросов, ни слова не говоря, тут же зафутболил фуражку подальше за борт. Не растерялся и адмирал. Он подал такую команду, что тот же матрос через пять минут доставил фуражку на борт. Какую команду подал адмирал? Имейте в виду, что обижаться и посылать матроса за фуражкой он не имел морального права – ведь тот бросил за борт не фуражку, а бомбу.

Контрольный ответ:

Адмирал, указывая на фуражку за бортом, крикнул: «Человек за бортом!»

Слайд №10 «Конкурс капитанов»

Ведущий 1: Сейчас у каждого капитана есть реальный шанс помочь своей команде. Каждому капитану за 30 секунд нужно будет отжаться максимальное количество раз. Победит тот, кто сделает больше технически верных отжиманий.

Конкурс капитанов

Ведущий 2: Наши капитаны доказали, что они не зря считаются главными в своей команде. А пока уважаемые члены жюри подводят итоги, для вас выступление Марии Турмасовой – «Баллада о войне».

Слайд №11 «Заставка для исполнителя»

Ведущий 1: Для объявления результатов нашего креатив-боя слово предоставляется председателю жюри.

Слайд №12 «Награждение»

Выступление жюри и награждение каждой команды дипломами и грамотами: «За лучшую практическую идею», «За самую оригинальную идею», «За лучшее обоснование решения», «За самое большое количество креативных идей», «За скорость решения логических задач», «Лучшему капитану», Победителя «Креатив-боя».

Ведущий 2: Завершилась наше увлекательное мероприятие, посвященное Дню Победы. Вы проявили свою удивительную креативность и оригинальность.

Ведущий 1: Что больше всего вам запомнилось? Что было интересным? Что вам показалось сложным? Узнали ли вы сегодня что-то новое? (опрос участников в зале)

А настроение у вас праздничное? (ответы) Для ещё большего поднятия настроения для вас «Русская плясовая» в исполнении хореографического ансамбля «Радуга».

Слайд №13 «Заставка для исполнителя»

Ведущий 2: Надеемся, что вы всегда будете любить и защищать свою Родину.

Ведущий 1: А Россия всегда будет гордиться вами! Наше мероприятие подошло к концу. И мы не говорим вам до свидания. Мы говорим…

Вместе: До новых встреч!

Занавес закрывается

Общее фотографирование

t1616559399ai.jpg

Список литературы

Бюллетень регионального опыта развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи, 2012. - №2 (20).

Гин А., Андржевская И. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-метод.пособие: проект «Креативное мышление». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Гин А., Кавтрев А. «Креатив-бой»: как его провести: метод.пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Горбунов В. С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. - Минск: Пересвет, 2011.

Де Боно Э. Генератор креатиffных идей. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

Фаер С.А., Тимохов В.И. Полцарство за идею! // Серия "Библиотека Мир 2.0" - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.- 96 с.

Интернет-ресурсы:

Сайт Центра по охране культурного наследия Челябинской области - http://www.gnpc74.ru/culture?layout=edit&id=128

Московская школа мышления - thinkingshool.ru

Сайт лаборатории «Образование для Новой Эры» - http://www.trizway.com

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - http://4brain.ru/triz



Приложение 1

Анализ мероприятия

Методическая разработка мероприятия адресована педагогическим работникам, которые стремятся развивать гражданско-патриотическое сознание у детей, формируя и развивая их уникальные способности.

«Креатив-бой» прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний. За последние 2 года мы провели креатив-бой «Наука Победы!», посвященный празднику Дню Победы и креатив-бой «Когда мы едины, мы непобедимы!», посвященный Дню народного единства. Формат мероприятия оказался популярен среди подростков - это способ в игровой форме узнать о важных вещах. Зачастую, когда мероприятия патриотической направленности проходят в формате лекции, подростки воспринимают их с недостаточным энтузиазмом. Вовремя проведения патриотических мероприятий с применением игровых приемов ТРИЗ учащиеся становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, познание истории своей Родины, воспитание любви к ней идет путем собственных открытий через проблемные ситуации. Отклик на мероприятие был настолько хорошим, что участники детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр - 64» запланировали сами организовать и провести данную игру для детей и родителей шахматного клуба «Гамбит», АНО «Шахматный клуб «Открытие» и детско-юношеского центра «Планета взросления» (Приложение 2).

Посредством включения детей в игровую ситуацию, мы показываем необходимость знаний, которые могут помочь решать жизненные проблемы. Использование элементов ТРИЗ во время проведения учебно-воспитательной деятельности, позволяет снять у детей психологические барьеры, приучает их не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. Это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса, ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций, ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии. И, наконец, способствует воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.

После вручения грамот и дипломов, ведущие провели рефлексию среди участников мероприятия. На вопрос «Что больше всего вам запомнилось? Что было интересным?» ребята ответили, что интересными для них оказались сами вопросы, и поиск решения на них. Особенно сложного участники ничего не нашли, но отметили что «пошевелить мозгами пришлось». Ребята ответили, что узнали много нового из ответов на заданные вопросы, и что участие в мероприятии стало для них незаменимым опытом.

Так конкретными результатами проведенного мероприятия стало:

проявление у участников мероприятия интереса к познавательной деятельности по отношению к истории России;

проявление детьми чувства гордости и сопричастности, уважения к историческому и культурному наследию России;

проявление участниками умения нестандартно решать творческие и социальные задачи, подходя к их решению с различных сторон;

участники закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение других, объективно оценивать свою и чужую работу.

Помимо этого, мероприятие помогло организовать содержательный совместный досуг для учащихся и родителей и обогатить опыт в организации социально-значимой деятельности у старшеклассников. К процессу подготовки и проведения этого мероприятия были привлечены учащиеся, родители и педагоги нескольких объединений центра «Восхождение». Креатив-бой был интересен не только детям, но и взрослым. Он расширяет кругозор, способствует развитию внимания и логики, а также живому общению разных поколений.

В заключение отметим, что успешное проведение мероприятия стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей. Проведение патриотических мероприятий и занятий с применением ТРИЗ-технологии позволяет сделать образовательный и воспитательный процессы более эффективными, что сказывается на продуктивности деятельности и удовлетворенности участников деятельности ее организацией и результатами.


Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении интеллектуальной игры

Креатив-бой «Русский солдат не только силой, но и умом богат!»

для детей и взрослых


1. Общие положения

1.1. Креатив-бой «Русский солдат не только силой, но и умом богат!» - командная детско-взрослая интеллектуально-развлекательная игра, патриотической направленности.

1.2. Организаторами Креатив-боя являются муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» и Детско-взрослое сообщество «Клуб интеллектуальных игр – 64».


2. Цели и задачи Креатив-боя

2.1. Целью Креатив-боя является развитие у детей патриотического сознания посредством коллективной детско-взрослой интеллектуально-творческой деятельности.

2.2. В ходе проведения Креатив-боя решаются следующие задачи:

развитие интереса у детей к изучению истории России на примере оригинального решения проблемных ситуаций соотечественниками во время войны;

воспитание чувства гордости и сопричастности, уважения к культурному наследию своей Родины;

создание условий для проявления интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, активизации мыслительной деятельности детей;

развитие коммуникативных умений, укрепление интереса детей и взрослых к совместному проведению досуга.


3. Условия участия в Креатив-бое

3.1. К участию в Креатив-бое приглашаются команды из 6 человек: 5 детей в возрасте 12-15 лет и один взрослый.

3.2. По решению организационного комитета количество участников в команде может быть изменено (если в результате регистрации остался участник, желающий принять участие в игре, то он может присоединиться к какой-либо из команд).

3.3. В Креатив-бое одновременно могут принимать участие от 2 до 5 команд.


4. Порядок проведения Креатив-боя

4.1. Перед началом Креатив-боя каждая из команд выбирает капитана (докладчика) и секретаря.

4.2. Креатив-бой состоит из 6 открытых задач на патриотическую тематику.

4.3. После зачитывания ведущим задачи, по сигналу начинается отчет времени для её обсуждения. Команда совещается и фиксирует все варианты ответа на специальных бланках. На обсуждение каждой задачи дается 5 минут.

4.4. После окончания отведенного на задание времени команды по очереди докладывают и обосновывают одно, по их мнению, лучшее решение.

4.5. Лист с ответами передаются жюри. Жюри засчитывает только те ответы, которые были зафиксированы секретарем команды до начала обсуждения данного задания. Затем командам предлагается следующее задание.


5. Подведение итогов Креатив-боя

5.1. Жюри конкурса состоит из 3-5 человек. В него могут входить эксперты, педагоги, родители, а также старшие обучающиеся.

5.2. За каждый кондиционный ответ назначается 1 балл. За контрольный ответ назначается дополнительно ещё 5 баллов. За ответ близкий к контрольному назначается от 1 до 4 баллов. Ответы, которые не проходят по этическим соображениям или не подходят к данной задаче не оцениваются.

5.3. Жюри может добавлять баллы за чёткие формулировки ответов, за хорошие выступления докладчиков и т.д.

5.4. Жюри может назначать штрафные баллы за выкрики, шум при докладах, споры с жюри и т.д.

5.2. Если после 6 заданий у команд равное количество баллов, то победитель определяется по количеству баллов, набранных за последнее задание.

5.3. После подведения окончательных итогов Креатив-боя вручаются грамоты и объявляются победители в номинациях (самое оригинальное решение, лучшая практическая идея и т.д.) и команда - абсолютный победитель Креатив-боя.

t1616559399ac.jpg

15._%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD.JPG

Опубликовано