Урок литературы «Солдат умом и силой богат» (2–4 классы)

3
0
Материал опубликован 25 May 2020 в группе

Тема занятия:

Солдат умом и силой богат

Цель: Формирование познавательного интереса к военным званиям (солдат, офицер, генерал); Закрепление знаний об отличительных особенностях.

Задачи:

-Расширять знания о военных званиях (солдат, офицер, генерал);

-Развивать умение определять эмоциональные состояния героев в разных ситуациях;

-Воспитывать у детей уважение, чувство благодарности ко всем, кто защищал родину;

-Обогащать словарный запас учащихся.

Личностные УУД:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- высказывать свое отношение к поступкам героя литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные:

- ориентироваться в тексте;

- умение отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать информацию.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи.

Предметные УУД: 

- иметь представление об основных военных званиях;

- уметь различать звания «солдат», «офицер», «генерал», закреплять навыки работы с текстом.


​​​​​​​Презентация к занятию
PPTX / 2.28 Мб


Ход занятия:

Организационный момент

Проверим готовность к онлайн занятию. 

(1 СЛАЙД) Здравия желаю, дорогие ребята! Я рада видеть умных, сильных, смелых, бодрых детей готовых принять участие в сегодняшнем занятии. (2 СЛАЙД) Для начала, я предлагаю вам разгадать ребус. Кто может сказать, какая будет тема занятия? Правильно. Тема нашего занятия «Солдат умом и силой богат» (3 СЛАЙД)

Основная часть

Работать нам предстоит с одним из рассказов сборника Николая Александрова. Рассказ называется «Солдат».

Предварительно я поделила этот текст. По цепочке давайте его зачитаем, затем обсудим.

( 4 СЛАЙД)

Солдат

Жил-был мальчик, и звали его Саша. Летом Саша гостил у дедушки с бабушкой в деревне. У них был большой дом из толстых круглых брёвен, с высоким крыльцом и пыльным чердаком, на котором хранились сундуки, коробки и корзины.

В сарае жили куры, корова Зорька, бычок Борька и собака. А на сеновале никто не жил, там было тихо, пахло пылью и сеном.

На день рождения папа подарил Саше автомат. Автомат был как настоящий: нажмёшь на курок, а он: «та-та-та!» – трещал очередями. Саша любил играть в войну.

– С кем ты всё сражаешься? – как-то спросила Сашу бабушка. – С утра и до вечера тра-та-та-та, тра-та-та-та.

– Со страшными трансформерами с другой планеты, они хотят захватить нас, а я их та-та-та – всех до одного. Я спасу мир, бабушка!

– А ты кто? Солдат или офицер?

– Я – главный бандит, у меня есть своя банда – это Лёшка и Васька.

– Как! Лёша и Вася тоже бандиты?! – удивилась бабушка.

– Самые крутые парни в нашей деревне!

( 5 СЛАЙД)

Бабушка промолчала, ничего не стала отвечать внуку, но когда наступило время обеда и дедушка, бабушка и Саша сели за стол, бабушка вздохнула:

– Вот, дед, дожились мы до счастливых дней, внук наш – главный бандит в нашей деревне, а соседские ребята Лёша и Вася – его банда.

– Это кто же придумал такую игру? – спросил дедушка.

– Я, – гордо ответил Саша.

– Н-да, – вздохнул дед, – какая каша в голове у ребёнка.

– Почему у меня каша в голове? – обиделся Саша.

– Потому что, когда ты её ешь, она у тебя не в живот идёт, а в голове остаётся.

Саша посмотрел на свой живот и нажал пальцем на маленький пупок.

– Вот здесь у меня каша, и молоко, и пряники!

Почему дедушка и Саша не поняли друг друга? Как вы понимаете смысл выражений «Каша в животе», «Каша в голове»?) ( 6 СЛАЙД)«Каша для живота» - это прямое значение. То есть каша, которую нужно съесть (пища). ( 7 СЛАЙД) «Каша в голове» Каша в голове - это когда человек не может чётко и ясно мыслить и соответственно излагать свои мысли. Это фразеологизм, который означает путаницу в мыслях, непонимание чего-либо.. (Переносное значение). Как вы думаете, что такое фразеологизм? Фразеологизм – это выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов.

Продолжим чтение текста. ( 8 СЛАЙД)

Дед ничего не ответил, начал молча хлебать жирные щи.

Весь остаток дня Саша сидел на сеновале, в войну не играл и на призыв своих друзей по банде не отзывался. Он обиделся.

Вечером, когда бабушка доила корову, Саша подошёл к ней и присел рядом на корточки. Он любил смотреть, как бабушка ловко доит Зорьку.

– Бабушка, а можно мне подоить корову? – тихо спросил Саша. Он уже знал, что во время дойки шуметь нельзя.

– Нет, – прошептала бабушка в ответ, не прекращая доить корову.

– А почему?

– Бандиты коров не доят, они только грабят и убивают людей.

– А я хороший бандит.

– Хороших бандитов не бывает. Бывают только плохие бандиты.

– А кто же мир спасёт?

– Мир не спасают, а защищают солдаты и офицеры.

– А кто главнее, солдат или офицер?

– Офицер, конечно.

– Тогда я буду офицером.

– Прежде чем стать офицером, нужно быть солдатом. А чтобы стать солдатом, нужно много знать.

– А что нужно знать?

– Позже расскажу, не мешай теперь, видишь, Зорька нервничает, хвостом машет.

Саша затих и задумался. Но потом опять зашептал.

– Бабушка, а солдаты сильнее трансформеров?

( 9 СЛАЙД)

– Конечно.

– А…

– Потом, внучек, потом, – прервала бабушка Сашу.

Вечером, когда Саша уже лежал в постели, пришла бабушка, села на краешек кровати и будто продолжила давно начатый разговор.

– Солдат, внучек, служит людям, он защищает свою страну, после победы возвращается домой, а если солдат погиб в бою, он всё равно живёт в памяти благодарных людей. Ты, наверное, видел обелиск с именами героев. Счастлива мать, отдавшая сына защищать Родину.

-Ребята, а что такое обелиск? Видели ли вы обелиски?

Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху, обычно граненого каменного столба, посвящен героям войны.

( 10 СЛАЙД)

Бандиты служат только себе, о них люди даже не вспоминают, и мы о них говорить не будем. Когда вырастешь, кем бы ты ни стал – служи людям и своей стране, и тогда и людям будет хорошо, и тебе радостно. Если сейчас меня не понял, то потом поймёшь, посерьёзнеешь и поймёшь. А теперь спи.

– Бабушка, я буду солдатом.

– Вот и хорошо, будущий солдат должен много работать, много кушать и крепко спать.

– Бабушка, а каша у меня в голове?

– Теперь уже в животе. Спокойной ночи, солдат мой и защитник. Бабушка поцеловала внука и вышла из комнаты. А счастливый Саша повернулся на правый бок и уснул.

Вижу что вы устали от чтения с экрана. Давайте с вами поиграем в игру «Смотри внимательно, солдат!».

Когда я подниму зеленый флаг – вы смотрите в бинокли. (Подносим руки к глазам, изображая бинокль, смотрим влево, вправо).

Когда я подниму красный флажок – вы приседаете.

Когда я подниму желтый флажок – вы маршируете на месте.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Замечательно. Теперь побеседуем.

– В какую игру играл Саша?

– Какую задачу ставил перед собой в этой игре Саша?

– Почему же огорчились бабушка и дедушка?

– Обиделся ли Саша на них? Почему?

– Почему бабушка не позволила Саше подоить корову?

– Кто защищает нашу Родину?

– Как вы думаете кто такие солдаты и офицеры?

(11 СЛАЙД)

Солдат - Рядовой военнослужащий сухопутных войск. Антонимы: командир, офицер. Офицер - воинское звание, полученное в военных учреждениях, должностное лицо вооруженных сил.

Генерал: высший офицер.

– Кому же служат солдаты? И как люди относятся к ним?

– Почему Саша решил стать солдатом?

– Какой урок вы вынесли для себя из этого рассказа?

(СЛАЙД 12)

-Какие сказки вы знаете о солдатах? (СЛАЙД 13)

Образ солдат многогранен, он нашел свое отражение и в искусстве. Обратите внимание на картины. (СЛАЙД 14) (Илья Ефимович Репин, Пузырьков Виктор Григорьевич)

Что вы можете сказать о солдатах, изображенных на них?

(СЛАЙД 15) Обратите внимание на картину Ильи Ефимовича Репина « Возвращение с войны». Главным персонажем данной истории является молодой солдат, вернувшейся в родное село после войны с легкими боевыми ранениями, который с лучезарной улыбкой повествует военные истории своим слушателям-односельчанам. Всматриваясь в картину, мы можем увидеть, насколько же по-разному слушатели реагируют на рассказы молодого солдата.

-Кто и как реагирует на картине на рассказы солдата?

Женщины полны тоски, скорби и сожаления, а реакция мужчин разнообразна: молодой парень слушает солдата с удивленным выражением лица и большим интересом, мужчины старшего возраста очень внимательны и более серьёзны, словно оживляют повесть солдата у себя в голове.

Глядя на данную картину, хочется оказаться в центре всех событий, чтобы лично узнать, о чем же с такими эмоциями рассказывает солдат, вызывая столь различную реакцию своих слушателей. Скромный внешний вид нарисованных на знаменитом полотне людей и сумрачная обстановка избы дает нам возможность, как можно ближе прочувствовать атмосферу сурового послевоенного времени. Но светлые улыбки на лицах людей делают эту атмосферу радушной и оживленной, отвлекая от временного пространства происходящей истории. Скромная женщина, которая стоит за стеной комнаты, не привлекая к себе внимания, тихонько скорбит по погибшим. Эти смелые люди пали на жестокой войне, откуда удалось вернуться живым этому радостному солдату. Великому русскому гению, автору многих знаменитых полотен и просто истинному мастеру своего дела, Илье Репину, удалось передать всю ту необычную атмосферу, эмоциональность картины, уникальность каждого героя, довести до нас всю сущность и непростую жизненную ситуацию, которая отражена на полотне.

Быть солдатом – это не только развивать смелость и силу, но также и ум, смекалку, умение противостоять жизненным трудностям. Это важная работа над собой.

Заключительный этап

Задание 1: Перед вами пословица «Умей быть солдатом, чтобы быть генералом» О чем она?

(СЛАЙД 16)

Задание 2: Предлагаю вам придумать ассоциации к слову солдат. Можно писать качества характера, а можно и просто с чем у вас связано это слово. Солдат (отвага, должность, армия, дисциплина, служба, военный, Родина, смелость, ум, долг, честь, человек).

Отлично, теперь мы видим, что нужно для того, чтобы стать солдатом.

Предлагаю подвести итог занятия по следующей схеме: (СЛАЙД 17)

Я узнал...

Мне понравилось...

Я понял, что...

У меня хорошее настроение, потому что...

Мне было труднее всего...

Меня удивило...

Спасибо за работу на занятии.

Домашнее задание

1. Где и как служили твои папа, дедушка? (Составить мини-сочинение)







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.