Статья на тему «Крестик за крестиком» (технология вышивки крестом)
Крестик за крестиком. (технология вышивки крестом)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Вышивание – один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, с различными приемами выполнения и богатством узоров. Она интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям старшего дошкольного возраста.
Крестик за крестиком я вышиваю,
И за стежком я кладу свой стежок,
Вот и солнышко засияло,
И расцвел красивый цветок.
Бабочек, сердечки, веселых петушков
С любовью вышиваю тебе я, мой дружок!
Проблема человеческих способностей вызывала и вызывает огромный интерес людей во все времена.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Занятия по вышиванию - это средство всестороннего развития ребёнка – развития мыслительных способностей и развития творческого потенциала детей, мелкой моторики пальцев рук, мышц кистей рук; позволяет само утверждаться, проявлять индивидуальность и получать результат своего творчества.
Вышивание приносит мне огромное удовольствие, дает возможность украсить дом, обстановку, а также является дорогим подарком. Мои работы и совместные работы с родителями стали призерами в различных конкурсах – гордость нашей группы (украсили стены в групповой комнате). Это хобби объединяет людей с самыми разными интересами, позволяет дружить и общаться даже на расстоянии. Вышивка стимулирует интеллектуальное развитие.
Вышивка крестом для детей не только увлекательна, но и полезна для развития мелкой моторики рук. Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
· развитие речи
· координацию в пространстве
· воображение
· закрепление счета
· зрительную и двигательную память.
Психологи объясняют это следствием развития мелкой моторики рук в процессе вышивания.
Вышивание, в силу специфики самого процесса, способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся малышу в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
В ряде методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, говорится, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программа обучения вышивке крестом рассчитана на 2 года с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели программы:
1. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи ребенка, воспитывает терпение, приучать к аккуратности, точности, при этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка.
2. Развивать у детей художественный вкус (уметь видеть наилучшее сочетание цветов), конструктивное мышление, память.
3. Учить детей создавать композицию.
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закреплять представления о цвете, формировать осознанное отношение к порядку выполнения работы.
5. Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять свою.
6. Научить детей радоваться, видя конечный результат свой работы
7. Подготовить детей к занятиям вышивкой крестиком, формировать желание научиться вышивать.
Задачи программы:
1. Формирование положительной мотивации к труду и развитие творческих способностей.
2. Обогащение речи детей, расширять словарный запас.
3. Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи, внимания.
4. Развитие ловкости, умение управлять своими движениями.
5. Формирование положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
6. Развитие сенсорного воспитания, глазомера, логического мышления.
7. Воспитание волевых качеств (усидчивости, трудолюбие, сосредоточенности, умение доводить начатое дело до конца).
8. Развитие воображения, наблюдательности, неординарного мышления, внимательности.
9. Воспитание чувства коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений.
10. Формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
11. Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва крестик; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: модельера – конструктора, художника – модельера. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата. А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка. Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность.
Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя продолжать работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивке дети проходят два этапа:
- Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности.
- Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном итоге приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много:
* Составление узоров из спичек и счетных палочек;
* Составление узоров из готовых форм на картоне, ткани
* Шнуровка, застегивание, расстёгивание пуговиц с использованием игрушек – самоделок, завязывание, развязывание узлов, бантиков, шнуровка ботинок;
* Знакомство с иголкой (познакомить с техникой безопасности);
Вышивка стимулирует интеллектуальное развитие. Во время занятий вышивкой ребёнок:
- Отмеряет нитку через локоток;
- Заплетает нитку в косичку;
- Вдевает нитку в иголку;
- Делает узелок;
- Закрепляет ткань в пяльцы, закручивает винт на большом кольце;
Т.е. на протяжении всего занятия тренирует движения пальцев кисти рук. Вышивка привлекает ещё тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее.
Возможность самостоятельно подбирать цвета и оттенки, что способствует не только освоению понятий цвет и форма, а также развитию фантазии и самостоятельности.
Мы знаем, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. И при этом мало обращаем внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом. Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить.
А самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. Вышивание позволяет развивать обе руки,
что является гарантией развития творческих способностей, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работая руками, мы задействуем зрение и тактильное осязание. Области мозга, которые отвечают за тактильные ощущения располагаются отдельно от других областей мозга, отвечающих за остальные чувства. В случае одновременной работы зрения и осязания, устанавливаются крепкие нейронные связи между разрозненными областями. Чем больше нейронных связей образовалось в нашем мозгу, тем наше мышление становится более гибким, лучше развивается образное и ассоциативное мышление.
Древневосточные мудрецы считали, что руки прочно связаны с чувствами, сердцем. Развивая моторику рук, ребенок также развивает в себе доброту, отзывчивость, милосердие и любовь.
Работая с нитками и тканью, дети лучше усваивают цвета и фактуру. Начиная с копирования различных узоров переходя к созданию собственных, ребенок открывает свое творческое начало, учится творить своими руками.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
- в приобретении материала, ниток, пялец
- в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
- в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.
Литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
- .Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г
- Демезер А.А., Дзюба М.Л. (сост. ред.). Домоводство. Справочное издание. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сельхозгиз,1959. – 776 с.: ил.
- Т.И.Еременко "Иголка-волшебница", Москва, Просвещение, 1988
- Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1998. - 201 с.: ил.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г
- И.В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду. В помощь воспитателям и родителям.
- Новикова И. В. Обучение вышивке в детском саду. Ярославль Академия развития 2010 г
- О’Рейли Сюзи. Шитье и вышивка. Уроки детского творчества. СПб.: Полигон, 1997. - 32 с.
- Энциклопедия по шитью и рукоделию.