12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3635
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

ответыDOC / 49.14 Кб

/data/files/y1696175805.doc (ответы)

o1696175831.png
сетка

/data/files/o1696175831.png (585x525)



Кроссворд «Лексический анализ слова»


Кроссво́рд (англ. Crossword — пересечение слов) — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. 

Материал кроссворда составлен на основе повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Может быть полезен при подготовке к заданию № 12 ОГЭ по русскому языку.


t1696175742aa.jpg


Пояснительная записка

Предмет – Русский язык

Класс – 8 - 9 классы

Тема – «Кроссворд «Лексический анализ слова»

Цель работы:

Проверить умения учащихся:

- определять лексическое значение слова;

- характеризовать слово с точки зрения употребления (общеупотребительная или лексика, ограниченная в употреблении);
- подбирать синонимы к заданным словам.

Выявить уровень знаний учащихся по теме и определить области, которые требуют дополнительного изучения и закрепления.


Работа может быть использована на уроках в 8 - 9 классах на этапах повторения изученного материала при подготовке к ОГЭ (задание № 12). Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.



Инструкция

На решение кроссворда отводится 10 минут (время в некоторых случаях может быть увеличено). Кроссворд состоит из 10 вопросов.

Внимательно прочитайте каждое задание. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали его.

Выполняйте задания в любом порядке. Если какой-то вопрос вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь заполнить те клетки кроссворда, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным вопросам вы сможете вернуться, если у вас останется время.




ПО ГОРИЗОНТАЛИ:


1. Найдите в приведённом ниже тексте синоним (книжн.) к стилистически нейтральному слову «ГОВОРИМ». Выпишите его в сетку кроссворда.

Мы часто излагаем то, о чем размышляли целые годы, так, будто и наш собеседник размышлял вместе с нами. И ещё удивляемся: почему он не понимает нас с полуслова!..



3. Замените разговорное слово СХВАТИЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

— У неё феноменальная память! — слышали мы от Оленьки. — Помнит, кто какого числа СХВАТИЛ двойку по математике, а сама историчка. И кто сколько дней пропустил, помнит так же хорошо, как даты великих сражений.



4. Замените разговорное слово ПОДТРУНИВАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Надя любила ПОДТРУНИВАТЬ над собой. Я знал, что на это способны только хорошие и умные люди



7. Замените разговорное слово ВОЛОЧИЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. Обвислые поля шляпы то касались земли, то ВОЛОЧИЛИСЬ по ней. Но она этого не замечала.



8. Замените разговорное слово ДРЯХЛЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом.

Однажды «Безумная Евдокия» сравнила Олин бронхит с трудностями, перенесёнными Митей Калягиным, и мне на память пришел ДРЯХЛЫЙ анекдот:

«От чего умер ваш сосед?» — «От гриппа!» — «Ну, это не страшно!»



9. Найдите в приведённом ниже тексте слово (употр. в переносном значении), синонимом которого будут слова «ПРИСТАЛЬНО ВЗГЛЯДЫВАТЬ, СМОТРЕТЬ». Выпишите найденное слово в сетку кроссворда.

Обернувшись, я впервые за это время увидел Надю. И понял... навсегда понял, что матери и отцы (даже самые любящие отцы!) всё же чувствуют неодинаково. Она не могла вспоминать, анализировать, взвешивать. Одна мысль вонзилась в неё неожиданно, как шаровая молния, влетевшая в открытое окно, и сжигала её изнутри: «Где сейчас Оля?»



10. Замените книжное слово УПИВАЯСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

А УПИВАЯСЬ собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми!



ПО ВЕРТИКАЛИ:


2. Замените книжное слово САМОБЫТНОСТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Когда-то, очень давно, я посылал свои фантастические рассказы в редакции толстых и тонких журналов. Мне присылали ответы на гладкой плотной бумаге с названием журнала вверху. Выразив уважение в начале и в самом конце письма, в середине мне объясняли, что мои литературные опусы лишены САМОБЫТНОСТИ.



5. Найдите в приведённом ниже предложении синоним (разг.) к стилистически нейтральным словам «ТОРОПЛИВО, КРАЙНЕ СПЕШНО». Выпишите его в сетку кроссворда.

Поверх модных, где-то впопыхах, случайно купленных брюк она могла надеть широкую юбку, заправить в неё мужскую ковбойку, а в короткие, под мальчишку подстриженные волос ы воткнуть костяной гребень «времён Очаковских и покоренья Крыма»



6. Найдите в приведённом ниже тексте синоним к словам «ВОЗГЛАВЛЯЛА, КОМАНДОВАЛА». Выпишите найденное слово в сетку кроссворда.

Классная руководительница и в самом деле руководила умами и поступками учеников 9-го "Б". И вслед за ней они не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их.





Ответы:

По горизонтали:

1. излагаем

3. получил

4. подшучивать

7. тянулись

8. старый

9. вонзилась

10. наслаждаясь



По вертикали:

2. оригинальность

5. впопыхах

6. руководила





Использованные ресурсы:

https://litlife.club/books/1208/read

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

ответыDOC / 49.14 Кб

o1696175831.png
сетка
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (22)

сменить сортировку
Ирина Владимировна Казарцева, 01.10.23 в 19:00 7Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу
Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.23 в 19:01 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше внимание, Ирина Владимировна!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 01.10.23 в 19:01 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за интересную головоломку!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.23 в 19:02 5Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, ценю Ваше внимание! Спасибо!
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.10.23 в 19:31 6Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Интересно! Ярко! Содержательно!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.23 в 21:47 3Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, спасибо Вам за добрые слова!
Волкова Надежда Павловна, 01.10.23 в 21:04 6Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, замечательная работа! И очень пригодится! Спасибо!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.23 в 21:48 4Ответить Пожаловаться
Буду рада, если кому-то пригодится) Мои любят подобные задания. Спасибо Вам, Надежда Павловна!
Селиванова Галина Геннадьевна, 01.10.23 в 21:18 6Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Юлия Васильевна, замечательный ресурс! Очень понравилось задание!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.10.23 в 21:50 5Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам, Галина Геннадьевна, за внимание к работе!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.