КТД "Путешествие по стране толерантности"
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Коллективный урок по теме:
«Путешествие по стране толерантности»
Исполнитель:
Шестернина Екатерина,
Учитель начальных классов
п. Кузнецовский
Обоснование конспекта КТД (массового мероприятия)
Формулировка темы (соответствие возрасту, целям воспитания) | «Путешествие по стране толерантности». Данная тема соответствует возрасту детей; требованиям, которые реализуются в начальной школе; целям образовательной программы и целям воспитания, а также поставленным задачам образовательного учреждения. |
Выбор формы организации мероприятия, методов воспитания | Так как выбор форм и методов организации мероприятия определяется целями воспитания конкретного коллектива учащихся, была выбрана форма организации классный час. Методы: рассказ, этической беседы. |
Постановка цели и задач | Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи: Образовательная: |
Педагогические условия, обеспечивающие формирование интереса | Организация различных внеклассных мероприятий по направлению «культура», «знания», «мир», «творчество» с учетом интересов учащихся. Профессиональная компетентность классного руководителя при проведении данных мероприятий. Привлечение к организации внеклассной работы по данным направлениям других преподавателей, родителей учащихся и учащихся старших классов. Создание ситуаций достижения успеха. Обеспечение эмоциональной насыщенности мероприятий за счет вариативности представляемого материала, профессионально-личностных особенностей педагога с целью создания индивидуальных траекторий творческого развития учащихся. |
Педагогические условия, обеспечивающие качественное усвоение нового материала | В современных условиях, качественное усвоение нового материала у учащихся, является главным критерием оценки деятельности. Основной причиной заострения внимания на этой теме является, возможное нежелание понять эту информацию и не понимание для чего она нужна. Исходя из данного условия можно выделить условия материала: Формирование ценностного отношения к процессу участия в мероприятии; Наличие у обучающихся мотивации к творческо-преобразующей деятельности и в обучении в целом; Использование инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм и методов организации мероприятия и воспитания на основе сотрудничества и взаимопонимания; Благоприятный микроклимат между 1-4 классами. |
Педагогические условия, направленные на формирование умений и навыков | В настоящие время в обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Поэтому задача школы заключается не только в том, чтобы дать ребёнку понятия о системах научных знаний об окружающей действительности, но и научить реализоваться творчески, то есть вооружить творческими умениями и навыками, которые являются важным компонентом в формировании всесторонне развитого гражданина Российской Федерации. Исходя из этого можно выделить 4 педагогических условия, направленных на формирование умений и навыков учащихся: Положительная мотивация учащихся 1-4 классов; Учет психологических и интеллектуальных свойств личности; Самостоятельная творческая активность; Творческое мышление педагога как организатора информационной деятельности. |
Педагогические условия, способствующие развитию навыков самоконтроля, волевой регуляции, адекватной самооценки | Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами, а самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. |
Методологическая структура
Тема: «Путешествие по стране толерантности»
Вид КТД: познавательное.
Форма: путешествие.
Класс: 4.
Время проведения: 5 дней.
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
-Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
-Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
-Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
-Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
-Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать
Этап КТД | Продолжительность | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метод воспитания | Форма организации |
Коллективное целеполагание | 15 мин. | -Объединение детей на основе общей цели деятельности, мотивации детей | -Здравствуйте, ребята! -У меня для вас хорошая новость: на этой неделе мы с вами отправимся в путешествие. У вас на столах лежат конвертики, в них вложены буквы. -Мы сможем прочитать название нашего путешествия, но для этого нужно сосчитать примеры на обратной стороне и ответы поставить в порядке возрастания(приложение 1). -Прочитайте, какое слово получилось? -Какую мы можем поставить перед собой цель? -Хорошо. Во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности. - Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, в обществе, будет мир на Земле. | Приветствуют учителя. Решают примеры и становятся во возрастанию ответа. -Толерантность. Цель: узнать о толерантности. | Беседа, целеполагание. | Ф |
Коллективное планирование | 20 мин. | -Формирование умения понимать точку зрения других, договариваться | -Итак, ребята, путешествовать мы с вами будем на поезде. Но прежде, чем наш с вами поезд отправится в путь, давайте подумаем, что мы будем делать во время нашего путешествия. Для этого вам необходимо разделиться на 4 подгруппы с помощью жетона. -Тот, кто вытянет жетон со смайликом – 1 подгруппа. -Тот, кто вытянет жетон с солнышком – 2 подгруппа. -Тот, кто вытянет жетон с молнией – 3 подгруппа. -И тот, кто вытянет жетон с тучкой – 4 подгруппа. -В каждой группе выберите представителя, ответственного за выполнение работы.
-Итак, завтра вам необходимо будет каждой подгруппе нарисовать плакат на тему «Толерантность». -Кто мне скажет, что такое плакат? -Отлично, всё верно. Обратите внимание на слайд. На нём изображены различного рода плакаты. Поработайте сегодня с интернет источниками и подумайте, что вы можете завтра внести на свой плакат. Далее, на второй день, вам необходимо найти стихи о толерантности. Каждой подгруппе по 2 стиха. На третий день наш поезд тронется в путешествие в страну толерантности. А на четвертый день мы подведём итоги нашего путешествия. Итак, я раздам ответственным за свои подгруппы план работы в период проведения нашего коллективно-творческого дела, чтобы вы ничего точно не забыли. | Вытягивают жетоны, делятся на подгруппы. Выбирают ответственного. Плакат – это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом. | Распределение на подгруппы с помощью жетонов, беседа | |
Коллективная подготовка | 2 дня. | -Приобретение опыта общей коллективной деятельности, развитие умения понимать, заботиться друг о друге, оказывать помощь, совершенствование практических умений и развитие способностей | 1 день. 2 день. | Рисуют плакаты по теме «Толерантность» Два человека каждой подгруппы ищут стихи о толерантности. | Практический метод, рисование плакатов. Поисковый метод, поиск стихов. | Г, П |
Проведение КТД | 40 мин. | -Формирование умения контролировать деятельность, вносить в неё коррективы, развитие объективной самооценки | -Добрый день, дорогие друзья. Мы предлагаем вам провести это время в атмосфере веселья и хорошего настроения! -Итак, наш поезд уже давно готов отправиться в путешествие в страну толерантности. Счастливого пути! - И вот впереди город. Хотите узнать, как он называется? Для этого нам надо вспомнить героев сказок или просто сказки. Если правильно все сделаем, то узнаем, как называется город. 1. Маленькая, красивая и добрая девочка, героиня одноимённой сказки датского поэта, путешественника и сказочника Х. К. Андерсена. Вы узнали эту героиню? 2. Сказочной ночью свой зонтик откроет, сказочный добрый … 3. Чей волшебный ключ лежал в пруду под тиной? 4. Морская девочка, которая играла с дельфинами в салочки 5. Кто отличался от своих братьев тем, что у него была только одна нога. -Итак, как называется наш город? (На слайде появляется слово ДОБРО) - Верно! Это город Добра. -Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. А вы знаете волшебные слова? Какие? -Для того, чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру. Когда я подниму желтый кружок – вы говорите «спасибо», красный – «извините». Смотрите не перепутайте. -Что скрывается за воротами города, нам предстоит сегодня узнать. Давайте поедем и узнаем. В путь! Улица Доброты – главная улица города. На ней живет сказка -Итак: “Жила была сказка” (на фоне тихой музыки учитель читает сказку, а на экране мультимедиа появляются герои). Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому. Прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. -А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. -Почему Любовь выбрала Доброту? -Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. -Движемся дальше на улицу Дружбы народов. -Посмотрите, из окон выглядывают дети разных стран. Да вот же они жители разных стран. -На Земле проживает более 3000 народов. -Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями. Танцами, языком, на котором люди думают и говорят. -Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам. - Мы с вами оказались на бульваре Уважения и Доброжелательности. Здесь нужно собрать пословицы ( выходят учащиеся от класса по 5 чел. и собирают пословицы) Добрые дела - красят человека. Спеши делать добро. Без добрых дел нет доброго имени. Жизнь дана на добрые дела. За добро – добром платят. - Хорошо, все пословицы правильно собрали. Сейчас мы будем делать остановку на улице Крылатых выражений. Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мысли мудрых людей. Давайте медленно пройдем и прочитаем их. Добру человек у человека учится. Ч. Айтматов. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. А.Н. Толстой. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. -Да, это есть Золотое правило этики. -Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города Добро - площади Толерантности. -Чтобы успешно пройти мимо данной площади, вам необходимо верно ответить на вопросы викторины: Когда отмечают день толерантности? 12 июня; 31 декабря; 16 ноября; 2 мая; Что НЕ является признаком толерантности? Милосердие; Сострадание; Уважение прав других; Оскорбление других людей; Важно ли быть толерантным человеком? Да; Нет; Когда тебе это выгодно. -Итак, ребята, перед нами последняя улица. Улица Чтецов. Прошу ребят, которые искали и учили стихи, выйти к доске и прочитать нам их. -Отлично, я вами очень довольна! -Вот наше увлекательное путешествие в страну толерантности и подошло к концу. Вы все прекрасно поработали. И я хочу отблагодарить вас сладким призом. -Спасибо всем, что приняли активное участие. До новых встреч! | -Дюймовочка. -Оле-Лукойе. -Буратино. -Русалочка. -Оловянный солдатик. -Город добра. Выслушиваются ответы детей. Играют в игру. Слушают. Ответы детей. -Да потому, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. -У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке. -Нет. Собирают пословицы. Читают на слайдах мысли мудрых людей. Отвечают на вопросы викторины. Выходят и читают по очереди стихи. Прощаются. | Беседа, практический метод, выполнение заданий, викторина. | Ф |
Коллективный анализ | 20 мин | -Развитие аналитических умений, самооценки, умения планировать последующие действия. | -Ребята, добрый день. -Скажите мне, пожалуйста, чем мы занимались эту неделю? -Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, чтобы узнать, чем вам понравилась пройденная неделя. (приложение 5) -Итак, скажите пожалуйста, какие вы можете выделить плюсы пройденной недели. А какие минусы? -Скажите, а что вам понравилось больше всего? -А какие рекомендации можете дать по проведенной неделе? -Может быть у вас есть какие-то пожелания? -А как вы оцениваете свою деятельность на прошедшей неделе? Закончите предложения: Я оцениваю свою деятельность отлично, потому что… Я оцениваю свою деятельность хорошо, потому что… Я оцениваю свою деятельность не очень хорошо, потому что… -Молодцы! На этом мы закончим, до свидания! | Приветствие. Мы совершали путешествие в страну толерантности. Отвечают на вопросы анкеты. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность. | Анкетирование, беседа | И, Ф |
Приложение 1
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
Приложение 2
Пан работы в период проведения КТД |
1 день: нарисовать плакат на тему «Толерантность». 2 день: необходимо найти стихи о толерантности. Каждой подгруппе по 2 стиха. 3 день: путешествие в страну толерантности. 4 день: подведём итоги нашего путешествия. |
Приложение 3
| | | |
Приложение 4
Приложение 5
Анкета. Развернуто ответьте на вопросы: | |
1. Чем вы занимались на протяжении недели? | |
2. Что вы делали для подготовки коллективного творческого дела? | |
3. Что вам понравилось больше всего? | |
4. Какие станции понравились больше всего и почему? | |
5. Какие плюсы путешествия вы можете выделить? | |
6. Какие минусы путешествия вы можете выделить? | |
7. Что вы можете порекомендовать для проведения путешествия в следующий раз? | |
8. Что вы можете предложить для проведения путешествия в следующий раз? | |