Практическая работа «Исследуем перья птиц»
Технологическая карта урока окружающего мира № 15 Дата______
Учитель: |
Борзова С. С. |
Тема урока: |
Кто такие птицы? Практическая работа №7. «Исследуем перья птиц». |
Цели деятельности педагога: |
создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия дикие,домашние, перелётные,оседлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений. |
Тип урока: |
урок открытия нового знания |
Планируемые результаты: |
Предметные: научатся определять понятия дикие, домашние, перелётные,оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц. |
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; предметные – знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия дикие, домашние, перелётные,оседлые птицы. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
Личностные:самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию. |
|
Формы организации познавательной деятельности учащихся: |
индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная. |
Сценарий урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты |
Слайд 1. Прозвенел уже звонок -
Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! 1.Сегодня у нас на уроке хочет побывать Мудрая Сова. Она будет рада посмотреть, как вы занимаетесь, чему уже научились? 2- Не возражаете? 3-А почему именно сова? 4-На этот вопрос мы ответим позже. |
Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты |
Выявляет уровень знаний. – Отгадайте загадки: 1.Кто на ёлке, на суку, Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.) 2. На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Скворец.) 3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) 4.Чёрный жилет, Красный берет. Нос как топор, Хвост как упор. (Дятел.) 5. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает. (Воробей.) Слайд 2. – Как, одним словом можно назвать все слова-отгадки? |
Отгадывают загадки. Проводят сравнение, обобщение. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.. Постановка учебной задачи – 4-5 минут |
1.-Сформулируйте тему урока. Тема урока: « Птицы» 2.Целеполагание. – Мы с вами продолжаемзнакомство с животным миром. О каких животных мы будем говорить сегодня на уроке? - В конце урока вы мне ответите на вопрос:Что мы знаем о птицах? |
Называют тему урока. -О птицах. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации. Логические – формулирование проблемы. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут |
-Я предлагаю сегодня поработать в группах. По ходу работы мы выявим: 1.По каким признакам птицы отличаются от других животных. 2. На какие группы делятся птицы. Чтобы работа в группах проводилась успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. -Давайте их вспомним. Слайд 3.
-У каждой группы будет своё задание -Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить работой. -А я буду вашим помощником. Распределитесь на группы, выберите капитана и № группы. -Капитаны подойдите ко мне за заданиями. 1 группа: Работа по учебнику (с. 75). -Рассмотрите птиц и скажите: 1.Что их объединяет. 2.Какиепризнаки являются их отличительными особенностями? 2 группа: 1.С помощью картинок распределить птиц на2 группы. 2.Дайте название каждой группе, объясните, почему вы дали такое название. 3 группа: 1.Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы. 2. Дайте название каждой группе , объясните почему вы дали такое название. 4 группа: 1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы, но вот ушастая сова – перелётная. 2. Найти в словаре значение слова «осёдлые». 3.К какой группе(перелётная или осёдлая) относится сова? Объясните почему? 5 группа: Скоро наступят холода. 1.-Как домашние птицыпереживут это время? Кто о них позаботится? 2.- А как быть тем птицам, которые живут вблизи жилища людей, но являются дикими? |
Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
Капитаны получают задания.
Рассматривают птиц тукана, фламинго, страуса, павлина, лебедя; сравнивают их между собой, определяют среду обитания каждой птицы. Распределяют на группы: дикие, домашние. Объясняют названия групп птиц.
Дают название группам птиц:перелётные, осёдлые (зимующие).
Читают текст. Отвечают на вопросы.
Поиск значения слова в словаре.
Определяют бережное отношение к природе. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
5. Первичное закрепление – 8-10 минут |
Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану: 1. У нас было задание… 2. Мы выяснили, что…. |
Выступление групп. |
|
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.3- 5 минут |
Заданиев тетради «Соображалки», с. 76. – О какой птице идёт речь? Что это за птица? (Снегирь.) |
Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону. |
Познавательные: выбор оснований для сравнения и классификация объектов Коммуникативные: поиск и способ его разрешения |
7.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут |
Работа на интерактивной доске. См. приложение.
1.Соотнесите название с картинкой. 2.Отгадайте загадки. 3.Какие продукты можно класть в кормушку птицам? 4.Тест (проверка по эталону) См. приложение.
|
1. Дикие или домашние. 2.(Зимующие)осёдлые. 3.Продукты для кормушки. 4.. Выполняют тест. |
Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов. Личностные: целеполагание Коммуникативные: сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать. Оценка достижения и контроль. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. |
-На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока? - Что мы знаем о птицах? Я запомнил, что: Меня удивило, что: Я впервые узнал, что: -Так, почему же на урок попросилась сова? |
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование. |
9. Оценка деятельности на уроке-1 2 минуты |
Определите, на какую ступеньку вы поставите сову.
«Лесенка успеха»Слайд 4. 1. нижняя ступенька, у «совы» крылья опущены - у меня ничего не получилось; 2. средняя ступенька, у «совы» крылья разведены в стороны - у меня были проблемы; 3.верхняя ступенька, у «совы» крылья подняты вверх - мне всё удалось. |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности. |
Личностные: самоопределение. |