Методическая разработка «Кто такой эрудит?»
1. Мотивация
-Добрый день, ребята! Сегодня у вас внеурочное занятие проведу я- Анастасия Юрьевна, я- Анна Леонидовна, я- Елизавета Михайловна.
Шешина: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Основной этап
Тимохина: Для того, чтобы узнать тему нашего занятия предлагаю вам посмотреть фрагмент из известного вам мультфильма “Смешарики”.
Подвалкова: Ребята, как вы охарактепризуете Лосяша в этом фрагменте? (умный, смекалистый). Верно, ребята. По-другому Лосяша можно назвать эрудитом. Сегодня мы переходим к новому треку “Орленок-эрудит”.
Шешина:Ребята, а вам знакомо слово Эрудит? Каких людей мы можем назвать эрудитами?
Шешина: Это люди активные, которые много знают, всем интересуются, много читают и с удовольствием общаются с другими людьми . Эрудиты живут среди нас. Их можно узнать по любознательности, способности к знаниям, стремлению к учёбе.
Тимохина: Теперь мы знаем значение слова Эрудит. Можем ли мы назвать себя эрудитами? Почему вы так считаете? Хотите им стать? А что нужно для этого сделать?
Шешина: Эрудит всегда старается проявлять смекалку, сообразительность, поэтому будем развивать данные качества.
Подвалкова: Ребята, а что нужно делать, чтобы быть умным, сообразительным? (читать книги) Мы хотим проверить как много книг читаете вы, ведь для настоящего эрудита это очень важно.
Предлагаю вам ответить на вопросы.
Шешина: Сколько раз пробили часы, когда Золушка убежала из королевского дворца и потеряла туфельку? (12)
Тимохина: В сказке С. Михалкова поросята прогнали злого волка. Сколько было поросят? (3)
Подвалкова: Сколько братьев-месяцев встретила падчерица в зимнем лесу, отправившись за подснежниками, в сказке С. Маршака? (12)
Шешина: Сколько животных тянуло репку? (3 - собака, кошка и мышка)
Тимохина: Сколько гномов приютили Белоснежку? (7)
Шешина: Ребята, вы заметили, что все ответы на загадки являются числом? Как вы думаете, нужно ли эрудиту уметь считать и знать математику? Давайте проверим ваши знания по этому предмету, отгадаем загадки.
***
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
***
Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
***
Мы - весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (Пятёрки)
***
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовётся просто - ... (Луч)
***
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... (Прямая)
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг.
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня........... (Квадрат)
Шешина: Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.
Тимохина: На этом наши задания не закончились. Каждому обязательно нужно знать русский язык, ведь без этих знаний невозможно стать эрудитом. На доске вы видите слова , к ним надо подобрать противоположное по значению слово, например холодно-жарко. А противоположные по значению слова называют антонимы. Вы будете это изучать в следующих классах. (темно, грустно, быстро, длинный, острый, умный, рано, железный)
Шешина: Ребята, посмотрите у нас осталось лишнее слово, к которому мы не можем подобрать антоним. А знаете ли вы, что в одном слове может быть спрятано еще одно слово. Посмотрите внимательно на слово “железный”, может кто-то нашел спрятанное слово? (желе)
Подвалкова: Мы приготовили для вас самостоятельное задание, чтобы проверить какие вы смекалистые, ведь для эрудитов это немало важно. Вам нужно найти какая еда спряталась в данных словах и подчеркнуть. (лукошко, приманка, сушилка, рулетка, джемпер, сокол, пловчика)
Шешина: Ребята, а как вы думаете важно ли эрудиту есть полезную еду? (да) Верно, ребята, полезная еде и витамины, которые в ней содержатся несут большую пользу головному мозгу. А теперь давайте встанем и вместе вспомним витамины, которые оказывают большую пользу.
Тимохина: Хорошо, ребята, у вас отлично развита смекалка. Если вы будете дальше ее развивать, хорошо учиться и много читать, то сможете стать настоящими эрудитами.
Шешина: Теперь обратите внимание на доску. У нас есть конверт. Это копилка эрудита. Я предлагаю вам наполнить ее качествами, которыми обладает эрудит. (наблюдательность, внимательность, целеустремленность, начитанность, любознательность, хорошая память, дисциплинированность, безответственность, рассеяность.
-Молодцы.
3. Рефлексия
Тимохина: Вы сегодня показали навыки настоящего эрудита, которые обязательно нужно дальше развивать.
Шешина: Мы приготовили вам напутствие, которое будет напоминать вам о том, что для настоящего эрудита важно очень много читать. А кто много читает, тот много знает!
Подвалкова: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за вашу активность.