Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Куликовская битва»

1
0
Материал опубликован 27 May 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Рыльская Снежана Сергеевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Куликовская битва»

Тип урока: «Открытие нового знания»

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Куликовской битвы».


Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать представление о понятии Куликовская битва;

Формировать умение работать с исторической картой.

Предметные (учащиеся научатся):

Различать прошлое, настоящее, будущее;

Иметь представление о Куликовской битве;

Соотносить изученные исторические события с датами.

Уметь работать с картой

Обучающие получат возможность научиться:

Договариваться о распределении функций и ролей.

Развивающие:

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать умения анализировать, планировать свои достижения;

Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;

Формировать умение владеть диалогической формой речи


Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Принимать и сохранять учебную задачу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Владеть диалогической речью

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников

Обучающиеся получат возможность научиться:

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к истории и культуре России

Личностные

Проявлять основы российской гражданской идентичности - чувство гордости за историю России;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая): фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир, 4 класс», часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,М.: Просвещение, 2014г; Карточки с заданиями

Интерактивное оборудование: Компьютер, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный

(объяснение)

Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снеажана Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок истории.

Организационный момент

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Чтоб историю узнать

Книги надо нам читать.


-Ребята, посмотрите, все ли у вас есть к уроку: учебник, пенал, рабочая тетрадь

- Любите ли вы путешествовать, как это люблю я? Вот и сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории нашей страны.

- На нашем пути встретятся интересные задания и препятствия, для преодоления которых нам понадобятся умения: «слушать», «думать», «наблюдать», «делать выводы»




- Приветствуют учителя












- Проверяют готовность к уроку




Актуализация фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа, самостоятельная работа)


Организует повторение изученного

- Давайте вспомним, как называлась тема, которую изучали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке вы побывали в 13 веке.

Проверим, насколько хорошо вы знаете исторический материал. Работать вы будете в парах (не забываем о правилах работы в паре).

- У вас на партах лежат карточки с заданием «Даты, события, люди…».

Соотнесите дату с соответствующим событием и людьми в таблице, соединяя линией.

Итак,

1) 1237г – нашествие монголо-татар на Русь, кто был военачальником?

2) 15 июля 1240г – Невская битва

3) 5 апреля 1242г – Ледовое побоище

-У нас осталась дата 1380 год. В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие - ответим после выполнения и проверки теста. А в этом нам помогут листы самопроверки, которые лежат у вас на парте. Обратите внимание на место, где нужно указать своё имя и фамилию. Ваша задача самостоятельно оценить свои знания.

1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль;

б) Владимир, Киев, Переславль;

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово “Калита”?

с) дверь, калитка;

т) сумка;

у) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

э) Киев;

ю) Владимир;

я) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

и) южные;

к) юго-западные;

л) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

к) стала больше, чем была;

л) стала меньше, чем была;

м) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

з) в XIIвеке;

и) в XIXвеке;

к) в XIVвеке

7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

и) из гранита;

к) из известняка;

л) из кирпича.

8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

с) охотники, лучники, бортники;

т) камнерезы, кузнецы, кожевники;

о) бронники, кольчужники, щитники

9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?

к) из дуба;

л) из известняка;

м) из кирпича.

10. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;

б) рынок;

в) торжище.

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

п) соболью шубу;

р) Золотой перстень;

с)Золотую шапку (Шапку Мономаха).

-Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверти правильность выполнения теста.




- Отвечают: «Русь расправляет крылья».

Слушают учителя.







Выполняют задание










1) Ответ: Б) Батый



2) Ответ: В) Князь Александр

3) Отвечают: А) Александр Невский


Слушают учителя.


















А








У




Я







Л





К






К







И







О









К






В







С



- Проверяют















Соотносить изученные исторические события с датами.





Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.























































Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




Выявление места и причины затруднения.


Словесный

(беседа)

Наглядный(презентация, иллюстрация)

- Теперь мы можем узнать, какое очень важное событие для России произошло в 1380 году. Для этого давайте расположим буквы ответов в таком порядке, как они представлены на слайде (5; 2; 4; 7; 9; 8; 10; 11; 6; 1; 3.)

Предположите, какая тема нашего урока?

Давайте с вами откроем учебники на странице 70, и узнаем тему урока.

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?





- Верно, тема нашего урока "Куликовская битва"

-Какую цель мы можем поставить перед собой сегодня?



- Слушают и располагают в правильном порядке буквы.




- Предполагают, читают тему урока «Куликовская битва»


- Когда началась и когда закончилась битва; с чего началась; чем завершилась; какие причины битвы…



- Познакомиться с ходом Куликовской битвы, её значением













Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


К: Владеть диалогической речью










Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (объяснение)

Практический (работа с учебником)



На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчи­кам. Во времена княжения Дмитрия Ивановича, внука Ивана Калиты, татаро-монголы пришли на Русь снова. Правление Дмитрия Донского стало символом объединения Руси. Дмитрий был олицетворением мужества, храбрости, доброты и верности русского народа. История запомнила его как успешного и талантливого полководца, истинного лидера – умного и справедливого, человека добродушного, сильного и бесстрашного. Одной из самых ярких заслуг князя считается постройка нового белокаменного Кремля в 1367. Дмитрий Донской был верующим человеком, поэтому всячески поощрял строительство церквей и православных храмов.

В 1380 г. Русь во главе с князем Дмитрием готовилась к новой битве с татаро-монголами.


Ребята, откройте с.70 в учебнике и ответьте : По какой причине татаро-монголы вновь пришли на Русь?

.





















Как князь Дмитрий Иванович готовился к новой битве? Что он предпринял?
















- Слушают учителя





































-В это время некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана Мамая и посылал ему все меньше и меньше дани. Внук князя Ивана Калиты, Дмитрий Иванович, бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань.

Хан Мамай решил наказать князя за неповиновение и организовал новый поход на Русь.

-Готовясь к борьбе с Ордой, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены. - Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.




Иметь представление о Куликовской битве



Р: Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К: владеть диалогической формой речи

Проявлять основы российской гражданской идентичности - чувство гордости за историю России;

Реализация пространственного проекта.

Словесный

(объяснение)

Найдите в тексте:
- Кто откликнулся на этот призыв?








- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.


- А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая, давайте посмотрим на слайде.

-  Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч.  Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

Вот что пишет о тех событиях древнерусский автор: «Известно стало, что ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученных тебе Богом славных христианских людях. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь. 


- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ


- Кто такой Сергий Радонежский?

- При рождении в биографии Серия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Сергий, недавно постриженный в монахи, жил один в диком лесу. Сохранилось свидетельство о дружбе святого в то время с медведем. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Сергий понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю.
В Радонеже
отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы.
Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий.
Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примирял между собой. - Чем помог Сергий Радонежский Дмитрию Ивановичу?




Физминутка

Ребята, давайте с вами немного отдохнем, а затем продолжим изучение темы. Вставайте и повторяйте движения вместе со мной.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись  давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись


- В начале сентября русское войско вышло к Дону.

- Давайте обратимся к учебнику, где изображена карта сражения и к слайду.

- Каким условным знаком отмечено место сражения?

- Каким знаком показано движение войск Мамая?

- Каким знаком показано движение войск Дмитрия Донского?

- Какие реки протекают рядом с местом сражения?


-Сейчас давайте обратимся к схеме сражения, которая представлена на слайде. Впереди русских войск стоял сторожевой, или передовой полк. Его основная задача состояла в том, чтобы выдержать натиск противника и защитить большой полк. Сзади располагались резервные части, которые прикрывали основные силы. Справа и слева были расположены два полка. Главной же задумкой было решение спрятать специальный отдельный засадный полк для внезапной атаки на врага.
Монгольские силы состояли из конницы и пехоты и генуэзской части. Также Мамай ожидал и рассчитывал на помощь князя Ягайло, который также двигался со своими силами ему на помощь. Задачей русского командования было не допустить соединения их группировок. Главной целью монголов было смять и опрокинуть основной, главный полк, однако его успешно защитили бойцы передового отряда.

- На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русский полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Перед началом битвы в поединке сразились богатыри ордынский воин Челубей, и русский ратник Пересвет. СМОТРЯТ МУЛЬТФИЛЬМ

Давайте посмотрим, как располагались войска.

- Просмотр схемы (видео)

1.В видео говорилось о поединке. Как вы думаете, для чего его устраивали? Как завершился поединок?





2. Как были расположены русские войска?




3.Что стало решающим моментом битвы?





4.Чем все завершается?






5.В чём значение Куликовской битвы?











6. Как прозвали князя Дмитрия Ивановича после победы на поле Куликовом?




7. В чём ещё проявилось значение этой победы, узнаем на стр 72.























- Находят и читают: Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия,- крестьяне и горожане.












- Смотрят на слайд.






















































































- К Сергию Радонежскому



-Монах
































































- Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.




















- Мечами.


-чёрными стрелками


-красными стрелками


-Дон, Непрядва





























































- Смотрят видеофрагмент

-

Чтобы знать, кто первым начнет наступление. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая борьба.

- На узком фронте, один из полков скрытно занимает позицию в лесу у Куликово поля.

- В открытый тыл ордынской конницы врывается засадный полк (полк правой руки и резервный полк)

- Победой русских войск. Хан Мамай бежал в Крым, в Кафу где вскоре погиб


-Русский народ сделал первый шаг на пути освобождения от ордынского ига, Победа на Куликовом поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

- Благодаря победе в Куликовской битве Дмитрий Иванович удостоился своего легендарного

- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

-В Орде признали политическое главенство Москвы среди русских княжеств, московский престол теперь передавался по наследству великим князем своему сыну, не спрашивая на то ярлык у ордынского хана. Русь не перестала платить дань, но был уменьшен размер дани Золотой Орде Весть о победе разнеслась по всей Руси.











.

Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


К: Владеть диалогической речью


П:Формулировать собственное мнение и позицию;






К: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников


Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

Практический (работа с раздаточным материалом)

Наглядный (презентация, иллюстрация)

-Давайте еще раз посмотрим на карте где состоялась битва?

- Каким условным знаком отмечено место сражения?

- Каким знаком показано движение войс Мамая?

- Каким знаком показано движение войск Дмитрия Донского?

- Какие реки протекают рядом с местом сражения

-Сейчас давайте вспомним как шло само сражение

-На Куликовом поле


-мечами


-чёрными стрелкам


-красными стрелками


-Дон


-Два ученика показывают у доски







Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К: Владеть диалогической речью

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (рассказ)

Наглядный(самостоятельная работа в рабочих тетрадях)

- Откройте тетради на странице 24 и выполните самостоятельно задание 1 и 2 , после чего мы с вами проверим правильность выполнения этих заданий.

- Итак, проверяем первое задание:

Прочитайте описание первого человека.








- Кто знает, о ком идет речь?

- Хорошо, читаем описание о втором человеке.










- Кто может сказать, о ком идет речь?

- Молодцы, проверяем задание 2.

- Итак, первый вопрос:


1.Название реки, которая не относится к истории Куликовской битвы?

Какой правильный ответ?

2.Полководец, возглавлявший русское войско?

3.Куликовская битва произошла?


4.Кто не был участником поединка, который состоялся перед началом битвы?

5. Куликовская битва закончилась?

-Хорошо, а мы продолжаем работу в тетради и переходим к заданию 3.

-Давайте вместе разгадаем кроссворд. Начинаем с вопросов по горизонтали:

Вопрос 6: Поле битвы 8 сентября 1380 года.

Вопрос 9: Имя основателя Троицкого монастыря.

Вопрос 10: Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве.

Вопрос 11: Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря.

Переходим к вопросам по вертикали:

Вопрос 1: Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем.

Вопрос 2: Прозвание московского князя, деда князя, разбившего войско ордынское 8 сентября 1830 года.

Вопрос 3: Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

Вопрос 4: Прозвание князя победителя в Куликовской битве

Вопрос 5: Приток Дона близ места Куликовской битвы.

Вопрос 7: Военачальник ордынцев

Вопрос 8: Русский ратник , противник Челубея.


- Открывают тетради


- Выполняют задание 1 и 2.





Читают описание: Новгородский князь, полководец. В тяжелое для Руси время организовал оборону на северо- западе страны.



- Об Александре Невском.

- Читают описание: Правитель Московского княжества. В конце 14 века объединил силы русских княжеств для отпора войскам ордынцев и одержал победу в битве неподалеку от Дона.

- О Дмитрии Донском.



- Отвечают на вопросы:



- Дунай




- Дмитрий Донской

- 8 сентября 1380 года


- Мамай.




- Победой русских войск.




- Разгадывают кроссворд:



Ответ 6: Куликово.


Ответ 9: Сергий


Ответ 10:Дмитрий.




Ответ 11: Ослябю







Ответ 1:Челубей



Ответ 2: Калита.





Ответ 3: Москва.



Ответ 4: Донской



Вопрос 5: Непрядва



Ответ 7: Мамай.


Ответ 8: Пересвет.




Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

К: Владеть диалогической речью






Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Словесный

(объяснение)


Давайте с вами подведем итоги:

1.Почему произошла битва?




2.Каким образом шла подготовка к битве?






3.Где произошла битва?





4.Как проходила битва?








5.Какое значение имела Куликовская битва для русских?

Подводят итоги


- Потому что, Дмитрий Донской отказался платить дань Орде.

- Дмитрий Иванович собрал войско и получил благословление Сергия Радонежского.


- На Куликовом поле между рекой Доном и его притоком Непрядвой.


- Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Ордынцы теснили русских ратников. Но засадный полк сломил неприятеля.


- Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Русь не перестала платить дань, но был уменьшен размер дани Золотой Орде





Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;



Рефлексия учебной деятельности.

Словесный(беседа)

Подведение итогов

- Наш с вами урок подошел к концу, давайте подведем итоги.

- О чем мы сегодня разговаривали?


- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?


- Что мы узнали?






- На ваших партах лежат смайлики. Прошу раскрасить их:

зелёным - если урок прошел хорошо, вы многое усвоили и остались довольны;

жёлтым - если вы считаете, что урок прошел хорошо, но могло быть и лучше;

красным – если считаете, что урок ничего нового вам не принес

Домашнее задание:

Читать страницы 70-73,

Рабочая тетрадь упр 3, 4.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!






- О Куликовской битве.


- Познакомиться с ходом Куликовской битвы, её значением.

- Мы узнали из - за чего произошла Куликовская битва, ход битвы, участники, значение битвы.







- Оценивают свою работу на уроке.









- Записывают домашнее задание





Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Формулировать собственное мнение и позицию;

К: Владеть диалогической речью



Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.