Культура России в 18 веке
Культура России XVIII в. Никифорова С.В. учитель истории МАОУ Лицей №24 имени М.М.Расковой г.Саратов
План урока 1.Архитектура 2. Живопись 3. Скульптура
Архитектура Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя архитектурными направлениями: барокко, рококо и классицизм. Барокко – направление в искусстве, основными чертами которого является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и иллюзий. Мастера работы в стиле барокко, оставили большой след в русской архитектуре 18 века. Фамилии Трезини, Шлютера, Мичетти, Земцова, Растрелли, Чеванского и Ухтомского навсегда остались в истории русской архитектуры. Стоит отметить, что ансамбли Зимнего дворца, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Царского села и оформление Петергофа – это шедевры произведения стиля барокко. Рококо – архитектурный стиль, который возник путем сочетания барокко и классицизма. Этот стиль несет в себе утонченность и галантность и характерен в основном для оформления интерьеров. В 18 веке, в русской архитектуре, происходит становление нового явления – «русского классицизма». Русский классицизм – это направление архитектуры, для которого характерна простота и строгость, а так же рациональность. Большое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. Дом Пашкова, Царицынский комплекс Бажева, здания Сената, дом князя Голицына и многие другие здания. Сегодня все они являются памятниками русской архитектуры 18 века.
Доминико Трезини. Петропавловский собор Летний дворец Петра I
А.Д.Захаров Горбатый мост в Гатчине Адмиралтейство
Варфоломей Растрелли Екатерининский дворец в Царском селе
В.Растрелли Большой дворец в Петергофе
В.Растрелли Зимний дворец
Растрелли. Смольный собор
Старов Иван.Таврический дворец.
Василий Баженов. Дом Пашкова
Баженов.Казаков Царицыно
Царицыно
Матвей Казаков. Сенат в Кремле
Сенат в Кремле
Джакомо Кваренги. Смольный институт
Живопись Русская живопись 18 века — это особенное явление в мировой живописи. Началом развития светской русской живописи можно считать 18 век. Портретный жанр обогащается новыми направлениями – костюмированный и мифологический портрет. Постепенно портретное искусство перестает быть элитарным. Портрет выходит за пределы столиц и приходит в русскую провинцию, становясь вершиной русской живописи 18 века. В конце 18 века еще одно направление русской живописи выделяется в самостоятельное – это пейзаж. Художники начинают рассматривать природу как ценность, достойную отдельного изображения. Тогда как ранее природные фоны использовались только как украшение заднего плана картины.
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда
И.П.Аргунов Портрет неизвестной в кокошнике
И.П.Аргунов Портрет Елизаветы Петровны
Аргунов И.П. Екатерина II
Н.И.Аргунов Портрет Шлыковой-Гранатовой
Н.И.Аргунов Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой
А.П.Антропов Портрет Екатерины II
А.П.Антропов Портрет Петра III
Андрей Матвеев. Петр I
Федор Рокотов. Портрет неизвестной в розовом Портрет Г.Орлова
Федор Рокотов
Дмитрий Левицкий. Екатерина II Портрет архитектора Кокоринова
Василий Боровиковский. Портрет Е.А.Нарышкиной Портрет Лопухиной
Щедрин Семен Федорович (1745–1804) Вид в усадьбе П.Г. Демидова «Сиворцы» под Петербургом 1792 год
Скульптура Как и во всех направлениях искусства второй половины 18 века, в скульптуре барокко был сменён классицизмом. Канонами классицизма в скульптуре были: уравновешенность всех частей произведения; отсутствие второстепенных деталей, отвлекающих зрителя от главной идеи; наличие «отголосков античности» (одежда, атрибуты и т. д.); идеализация натуры (мастер изображает не то, что видит, а «облагораживает» образ — исправляет недостатки фигуры в соответствии с античными эталонами красоты); выразительность силуэта (чем больше эффектных ракурсов возникало при круговом обходе произведения, тем совершеннее оно считалось). Открытие Академии художеств благотворно сказалось на развитии скульптурного искусства. Отныне в России работали не только приглашённые из-за границы скульпторы-иностранцы, но и российские мастера. Первым русским скульптором был Федот Иванович Шубин (1740-1805). Кроме Шубина, в это время трудится Михаил Иванович Козловский (1753-1802), начинают свою творческую деятельность Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825), Иван Петрович Мартос (1754-1835).
Этьен Фальконе. Медный всадник Амур
Федор Шубин. П. Румянцев-Задунайский Екатерина II
Козловский Михаил Памятник Суворову Самсон
Кияйкина Наталья Федоровна