12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мазилова Евгения Леонидовна3898
Увлекаюсь рукоделием, люблю читать и очень люблю свою работу
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема: культура и образование в Вологде в 18 веке.

Цель:

1. Познакомить с развитием культуры и образование в Вологодской области в 18 веке.

2. Обучать работе с историческим источниками.

3. Развивать речь учащихся, обучать устному монологическому ответу, учить готовить сообщения.

Ход урока.

1.  Орг. момент.

2. Тема, цель урока.

3. Н.М.

Образование.

В начале 18 века в России было мало грамотных людей. Обучались грамоте только при монастырях. Во времена правления Петра 1 дворянские дети отправлялись за границу для получения образования. А затем Пётр 1 открывает учебные заведения и в России. Это течение коснулось и Вологодчины.

Сообщение (Попов Л.)

В 1714 г. по инструкции Петра 1 открылась, так называемая "цифирная школа", в которой обучали подростков арифметике, геометрии и географии. Для преподавания этих предметов был послан воспитанник Московской школы математических и навигационных наук Михайло Литвинов. Но просуществовала она недолго.

Первая школа появилась в Вологде лишь в 1730 году. Это была "Славяно-латинская школа", открытая по духовному регламенту Петра 1 епископом Афанасием (Кондоиди) и позднее переименованная в духовную семинарию. В документах именовалась школой и словено-латинской семинарией. Эта школа предназначалась для детей духовенства и готовила будущих служителей церкви. Сначала в ней насчитывалось 2 учителя и 26 учеников. В первое время семинария ютилась в разных уголках Кремля, позднее переехала в здание, где сейчас один из корпусов Технического университета (ул. Ленина, 15). Первыми учителями были "ученик Московской славяно-греко-латинской академии Иван Толмачев и студент Киевской академии Н.Г.Соколовский". С 1740-х годов наиболее способных учеников стали посылать в столичные академии для подготовки "к учительскому званию". По-видимому, первым учителем - вологжанином был Иван Ключарев, окончивший Московскую академию в 1751 г. и преподававший философию.

В 1786 году возникло Главное народное училище. Первоначально в нем обучалось двадцать учеников. В 1804 году это училище реорганизовали в мужскую классическую гимназию. Размещалась Вологодская мужская гимназия на Плац-парадной площади (ныне ул. Галкинская, 1). Цель обучения - "давать сведения, необходимые для каждого образованного человека", а также "приготовить желающих к слушанию университетских лекций". Первоначальное число учеников - 51человек. В середине 19 века в ней училось 170 детей дворян и крупных чиновников.

В сельской местности школ не было, но детей учили на дому особые ремесленники - "мастера грамоты", учили родственники, соседи, монахи, церковные дьячки. Да и то могли обучаться только государственные крестьяне.

И всё же наш край выдвинул немало талантливых учёных, деятелей культуры. Уроженец Устюжны Михаил Софронов был учеником и последователем М.В. Ломоносова, одним из Талантливых русских математиков 18 века.

Сообщение (Емельянов К)

Наш земляк Харитон Андреевич Чеботарев стал профессором и ректором Московского университета.

Сообщение (Емельянов К)

Уроженец Вологды Пётр Иванович Рычков стал выдающимся географом, историком, экономистом. Ему первому присваивается учреждённое только в 18 веке звание члена-корреспондента Русской Академии наук.

Сообщение (Диричев Д)

Прославили наш край и путешественники. Великоустюгский купец Василий Шилов впервые составил карту Алеутских островов.

Большую роль в географических открытиях сыграли и тотемкие мореплаватели.

Сообщение (МалковН)

Особое значение для развития не только нашего края, но и всей страны имеет деятельность Ивана Александровича Кускова.

Сообщение (Булочкина М)

Память о тотемских мореплавателях сохранилась в храмах, построенных на улицах города Тотьмы.

Сообщение (Никитина Н)

Тотьма росла и строилась. А вместе с ней развивались промыслы и ремесла в крае. В городе жили свои сапожники и портные, медники и жестянщики, скорняки и шубники. Наиболее развито было кузнечное ремесло. Посадские кузнецы ковали железные црены для солеварен, гвозди, серпы, сошники и другие земледельческие орудия.

Тотьма славилась мастерицами, занимавшимися вязанием чулок. Они пользовались спросом во многих северных уездах. Значительная часть продукции этих промыслов уходила за пределы местного рынка во время ярмарок: Февральской, Благовещенской и Егорьевской.

В годы правления не обделял своим вниманием Тотьму Петр I. Император, приезжая на Север, 3 раза посещал город.

Летом 1693 года царская свита, численностью не менее ста человек, первый раз ступила на тотемскую землю. Петр I за четыре дня пребывания в Тотьме ознакомился с его достопримечательностями. Он посетил Спасо-Суморин монастырь, заинтересовался процессом солеварения, ознакомился со строившимися судами и корабельными рощами. Позднее Петр I ссылал в Тотьму опальных бояр: в частности в 1697 году в качестве городского головы отбывал почетную ссылку Фёдор Абрамович Лопухин, отец Евдокии - первой жены императора.

Сама же Евдокия Федоровна находилась в Тотемском Богородицком женском монастыре перед пострижением в Суздале. В знак о своём пребывании в Тотьме царица прислала икону "Покров Пресвятой Богородицы" с надписью: "Лета от Рождества Христова 1729, месяца марта в первый день приложила сий святый образ Покров Пресвятые Богородицы в Дедовскую пустыню, в церковь преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца, благоверная государыня царица Евдокия Федоровна". Ныне икона хранится в фондах Тотемского краеведческого музея.

В XVIII веке город достигает своего наивысшего расцвета.

В Устюге сохранились памятники церковного зодчества. Это исключительно постройки XVII и XVIII вв. Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга - Успенский Собор (1619-1622 гг.). Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей - на набережной реки Сухоны, где также находятся собор Святого Прокопия ( 1668 г.), собор Иоанна Устюжского (1656-1663 гг.), церкви Алексея Митрополита (конец XVIII в.), Богоявления или Власьевская (1687-1689 гг.) и др.
Один из основных архитектурных ансамблей Великого Устюга - находящийся в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря ( 1653 г.). В состав его входят Архангельский собор, три церкви, трапезная палата, кельи и др. постройки.
В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это главным образом жилые здания XVII - первой половины XIX вв. - купеческие особняки Шилова, Кузнецова, Захарова и др.
В Великом Устюге действует историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который имеёт ценнейшие коллекции древнерусского искусства и народных ремесел.

Ремесло

Теперь обратим взгляд на мастеровых людей и художников, чей труд облегчает и украшает жизнь, привносит в нее радость, красоту. С XVII в. Великий Устюг стал центром художественных ремесел. В его активе просечное железо, разноцветная эмаль, чернь по серебру, резьба по бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с рисунков типа морозных узоров («мороз по жести»), чеканка шитье бисером, изготовление изразцов для облицовки печей. Издавна город славился корабельными мастерами, что позволило Петру I издать указ о строительстве в заводи у деревни Михайловское судоремонтного затона, где впоследствии были созданы мастерские, а потом и судостроительная верфь. Т

Художники

В XVIII веке, когда пассионарность устюжских землепроходцев не стала столь востребованной, эта земля начала рождать редких художников. Психологические портреты уроженца этих мест скульптора Федота Шубина ныне обретаются в самых престижных собраниях России, от Эрмитажа и Русского музея до Третьяковской галереи. А такого мастера каменных дел, как Самсон Суханов, в свое время приводившего в изумление всю Европу, пожалуй, не встретишь и доныне.

Сообщение (Фатьянова Л)

4. Итог.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.