Материал к уроку окружающего мира «Культурные традиции народов России. Народные мотивы в творчестве» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 17 September 2022 в группе

Сценарий внеклассного мероприятия "Культурные традиции народов России.  Народные мотивы в творчестве".

Автор: учитель ИЗО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области»

Каталина Надежда Александровна

Тема

Народные мотивы в творчестве.

Цель


Культурные традиции
PPTX / 13.67 Мб

Основные термины и понятия

Орнамент, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.



Этапы занятия

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).
































2.Рассказ детей о том, что знают по предложенной теме


Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль по организации рабочего места




5 МИН



1.Добрый день ребята! Добрый день взрослые

Давайте поиграем: Камень, ножницы, бумага.

СЛАЙД

Ребята, сегодня наш класс станет творческой мастерской.

- Наступивший 2022 год  посвящен культурному наследию народов России. СЛАЙД.

- Обратите внимание на эпиграф к нашей встрече: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков.

-Как вы понимаете его?

- Что значит сочетание слов НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ?

-Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (Ответы детей)

-  Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

- Сформулируйте тему занятия! «Народные традиции в творчестве.»



-Что такое орнамент? Орнамент — узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

  Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?

(Ответы детей: подобрать и принести иллюстративный материал  орнаментов русской народной вышивки.)

Слайд СИМВОЛЫ ОРНАМЕНТА


-  Ребята, а как вы думаете, почему вы дома подбирали материал именно об орнаментах русской народной вышивки?

Правильно ребята.

-Дополните тему. «Народные традиции. Символы в орнаментах русской народной вышивки». Какая главная цель встречи; ответы детей.

И главная цель занятия научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на сарафан.

























Дети показывают друг другу заготовки.

4. Актуализация знаний

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание, поддерживать диалог одноклассников.


- находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы

- слушать и понимать речь других;

 «Путешествие в прошлое»

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, в прошлое, чтобы увидеть все своими глазами.

А попадем мы в прошлое через тоннель времени. Возьмите с собой заготовки, они помогут нам не потеряться. Приглашаю двух детей, они возьмут полотенца, соединят их над головой, образуя ворота, а мы возьмемся за руки, войдем в эти ворота, пройдя через него попадём в прошлое.

Дети поднимают сцепленные руки с полотенцами высоко над головами, образуя тоннель.  Мы выходим в коридор.

ЗАЗВУЧАЛА МУЗЫКА ПРИРОДЫ. Экскурсия по школьному музею «Народная изба»


- Мы оказались у избы. Давайте зайдем в избу, еще раз посмотрим внутреннее убранством русской избы.

- А какие же предметы наполняли крестьянский дом?Дети (Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди). Полотенца, праздничная одежда, украшенная вышивкой. Люди работали, но умели и отдохнуть.

- А нас уже завет музыка на улицу

Физминутка:

Повторяйте движения.


Дети проходят под полотенцами

БЕРУТ С СОБОЙ ЗАГОТОВКИ

5.Осознание и осмысление предложенного материала.

ИЛИ

. Систематизация знаний и умений

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний определение границ (знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

Регулятивные:

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.


Мы говорим с вами о вышивке. Главным украшением праздничной одежды была вышивка.   Вышивка – это не только украшение – это орнамент  ПОКАЗ НА ВЫШИВКЕ. Язык орнамента, является древним языком, возникшим до появления письменности. В сочетание элементов в орнаменте есть свой назначение: Например( беру заготовки детей) женская фигура( богатый урожай,) и птица( солнце, счастье, пробужденипе), означает приход весны. Вы заметили .Какой главный цвет? А какие еще и их значение? ответы детей.

Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, Голубой цвет - воду, жизнь. Зеленый - силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом земли.

Просмотр учащимися презентации.



Участие в беседе.















7.Творческая работа

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

- находить в иллюстрациях и таблицах учебника ответы на заданные вопросы


-А теперь выполните свой эскиз вышитого сарафана по мотивам народной вышивки. Попробуйте создать свой неповторимый орнамент, соединив элементы орнамента, вложить в него смысл, зашифровать послание.   Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его мелкими символами.

Аккомпанементом к деятельности. звучит русская народная музыка. увертюра М. И. Глинки «Камаринская» [1848]  Фантазия на темы песен свадебной и плясовой; ««Во поле берёза стояла» фрагмент 4-й симфонии фа минор


8.Рефлексия

Личностные УУД

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

- Время возвращаться в своё время. Вернемся мы по другому. Возьмите в руки свои работы, закройте глаза. Я считаю до 1. Откройте глаза. Мы с вами снова в школе, в нашем школьном коридоре, у народной избы. Интересно, что вы взяли с собой из прошлого. Прикрепите сарафаны к карте России.  Выставка работ. Напомните цель нашего занятия? Как вы думаете, чьи работы достигли цели? Ответы детей. Озвучьте сюжет работы, которая больше всех понравилась

СЛАЙД ЭПИГРАФ

Вернёмся к эпиграфу. « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». Вы согласны с ним, ответы обоснуйте.-А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому сарафану? Фото костюмов в нашем районном музее.

Ребята, я думаю, вы потрудились на славу.

Для следующей нашей встречи я предлагаю вам:1. «Письмо другу»-нарисовать зашифрованное послание своему другу, при помощи орнамента народной вышивки.2. Загадки о народных ремеслах?3. Семейные реликвии, связанные с народными ремеслами.

Рефлексия:

О чем вы расскажете сегодня своим родным?

Что нового узнали из нашей встречи?

Молодцы! Спасибо за встречу!




В конце занятия выставка результатов с обсуждением работ.









Ответы детей.




Ответы детей












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.