Материал к уроку окружающего мира «Культурные традиции народов России. Народные мотивы в творчестве» (4 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия "Культурные традиции народов России. Народные мотивы в творчестве".
Автор: учитель ИЗО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области»
Каталина Надежда Александровна
Тема | |
Цель | |
Основные термины и понятия | Орнамент, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь. |
Этапы занятия | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). 2.Рассказ детей о том, что знают по предложенной теме | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль по организации рабочего места 5 МИН | 1.Добрый день ребята! Добрый день взрослые Давайте поиграем: Камень, ножницы, бумага. СЛАЙД Ребята, сегодня наш класс станет творческой мастерской. - Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. СЛАЙД. - Обратите внимание на эпиграф к нашей встрече: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков. -Как вы понимаете его? - Что значит сочетание слов НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ? -Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (Ответы детей) - Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа. - Сформулируйте тему занятия! «Народные традиции в творчестве.» -Что такое орнамент? Орнамент — узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Какие древние образы в народном искусстве вы знаете? (Ответы детей: подобрать и принести иллюстративный материал орнаментов русской народной вышивки.) Слайд СИМВОЛЫ ОРНАМЕНТА - Ребята, а как вы думаете, почему вы дома подбирали материал именно об орнаментах русской народной вышивки? Правильно ребята. -Дополните тему. «Народные традиции. Символы в орнаментах русской народной вышивки». Какая главная цель встречи; ответы детей. И главная цель занятия научиться создавать собственные орнаменты русской народной вышивки на сарафан. | Дети показывают друг другу заготовки. |
4. Актуализация знаний | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание, поддерживать диалог одноклассников. - находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы - слушать и понимать речь других; | «Путешествие в прошлое» Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, в прошлое, чтобы увидеть все своими глазами. А попадем мы в прошлое через тоннель времени. Возьмите с собой заготовки, они помогут нам не потеряться. Приглашаю двух детей, они возьмут полотенца, соединят их над головой, образуя ворота, а мы возьмемся за руки, войдем в эти ворота, пройдя через него попадём в прошлое. Дети поднимают сцепленные руки с полотенцами высоко над головами, образуя тоннель. Мы выходим в коридор. ЗАЗВУЧАЛА МУЗЫКА ПРИРОДЫ. Экскурсия по школьному музею «Народная изба» - Мы оказались у избы. Давайте зайдем в избу, еще раз посмотрим внутреннее убранством русской избы. - А какие же предметы наполняли крестьянский дом?Дети (Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди). Полотенца, праздничная одежда, украшенная вышивкой. Люди работали, но умели и отдохнуть. - А нас уже завет музыка на улицу Физминутка: Повторяйте движения. | Дети проходят под полотенцами БЕРУТ С СОБОЙ ЗАГОТОВКИ |
5.Осознание и осмысление предложенного материала. ИЛИ . Систематизация знаний и умений | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний определение границ (знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; Регулятивные: - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. | Мы говорим с вами о вышивке. Главным украшением праздничной одежды была вышивка. Вышивка – это не только украшение – это орнамент ПОКАЗ НА ВЫШИВКЕ. Язык орнамента, является древним языком, возникшим до появления письменности. В сочетание элементов в орнаменте есть свой назначение: Например( беру заготовки детей) женская фигура( богатый урожай,) и птица( солнце, счастье, пробужденипе), означает приход весны. Вы заметили .Какой главный цвет? А какие еще и их значение? ответы детей. Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, Голубой цвет - воду, жизнь. Зеленый - силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом земли. | Просмотр учащимися презентации. Участие в беседе. |
7.Творческая работа | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание - находить в иллюстрациях и таблицах учебника ответы на заданные вопросы |
-А теперь выполните свой эскиз вышитого сарафана по мотивам народной вышивки. Попробуйте создать свой неповторимый орнамент, соединив элементы орнамента, вложить в него смысл, зашифровать послание. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив, дополните его мелкими символами. Аккомпанементом к деятельности. звучит русская народная музыка. увертюра М. И. Глинки «Камаринская» [1848] Фантазия на темы песен свадебной и плясовой; ««Во поле берёза стояла» — фрагмент 4-й симфонии фа минор | |
8.Рефлексия | Личностные УУД - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | - Время возвращаться в своё время. Вернемся мы по другому. Возьмите в руки свои работы, закройте глаза. Я считаю до 1. Откройте глаза. Мы с вами снова в школе, в нашем школьном коридоре, у народной избы. Интересно, что вы взяли с собой из прошлого. Прикрепите сарафаны к карте России. Выставка работ. Напомните цель нашего занятия? Как вы думаете, чьи работы достигли цели? Ответы детей. Озвучьте сюжет работы, которая больше всех понравилась СЛАЙД ЭПИГРАФ Вернёмся к эпиграфу. « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». Вы согласны с ним, ответы обоснуйте.-А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому сарафану? Фото костюмов в нашем районном музее. Ребята, я думаю, вы потрудились на славу. Для следующей нашей встречи я предлагаю вам:1. «Письмо другу»-нарисовать зашифрованное послание своему другу, при помощи орнамента народной вышивки.2. Загадки о народных ремеслах?3. Семейные реликвии, связанные с народными ремеслами. Рефлексия: О чем вы расскажете сегодня своим родным? Что нового узнали из нашей встречи? Молодцы! Спасибо за встречу! | В конце занятия выставка результатов с обсуждением работ. Ответы детей. Ответы детей |