Культурно-образовательная программа на тему «Родной край» (3–4 классы)

4
0
Материал опубликован 17 March

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Устьянский краеведческий музей»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РОДНОЙ КРАЙ»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2020 год

Пояснительная записка

Культурно-образовательная программа «Родной край» для учащихся 1-4 классов МБОУ «ОСОШ №1» разработана на основе:

учебного плана МБОУ «ОСОШ №1»

Устава МБУК «Устьянский краеведческий музей»

методики музейной педагогики, использования музейных экспонатов для развития личности и методики школьного образования.

В центре программы – музейный предмет, программа использует региональный материал, материальную и духовную культуру края.

Образовательная область: окружающий мир, краеведение.

Направленность деятельности: краеведческая.

Уровень освоения содержания образования: общекультурный.

Возрастной уровень реализации программы: начальное общее образование.

Форма реализации программы: групповая и индивидуальная.

Продолжительность реализации программы: четырехгодичная.

Ожидаемые результаты:

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать быт, нравы, обычаи и культуру жителей территории современного Устьянского района, в том числе названия предметов и процессов, олицетворяющих их, а также памятники архитектуры, истории, песенного и устного фольклора; жизнь и деятельность выдающихся людей, в том числе мастеров и художников, внесших вклад в развитие Устьянского района; историю появления музеев, музеи Устьянского района, Архангельской области и другие близлежащие государственные музеи страны; основные термины, применяемые в музейном деле, музейные профессии, правила поведения в музее.

уметь ориентироваться и применять основные музейные понятия, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную исследовательскую работу.

В программе возможны изменения в течение учебного года.

 

Содержание программы

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 1-4 классов общеобразовательной школы. Занятия проходят в урочное и внеурочное время.

Культурно-образовательная деятельность музея 2 ч.

Правила поведения в музее. История возникновения музеев. Представление о видах музея, экспонатах памятниках, памятных местах - как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, научный сотрудник, методист, смотритель и другие.

Музейные фонды и работа с ними 1 ч.

Знакомство с Устьянским краеведческим музеем (экскурсии по постоянным экспозициям). Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы музея. Знакомство с фондами музея. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрировано. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-выставочная работа 8 ч.

Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки музея и временных и постоянных экспозиций. Классификация выставок. Знакомство с временными выставками музея. Организация выставок в краеведческом музее. Составление паспорта выставки. Оформление собственной выставки.

Исследовательская работа в музее 12 ч.

Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции: ведение творческого дневника; самоанализ результатов выполнения индивидуального задания по проекту, определение творческого выхода по обозначенной теме.

Творческая работа 10 ч.

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; участие в конкурсе, в школьной и краеведческой конференции по итогам музейной деятельности.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

- находить и осуществлять отбор нужной информации;

- анализировать источники по заданным критериям;

- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

- находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

- вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее учащиеся получат опыт исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия края. Примут участие в реализации социально-значимых проектов. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами музея, архива, экспедиций. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Культурно-образовательная программа «Родной край» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев северного народа древнего периода до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а также самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в музее с специалистом, посещение экспозиций музея, а также самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, исследовательскую работу), учащийся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (социальные проекты)

- выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.

 

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой информации для дальнейшего обучения. Наглядный – посещение занятий, экспозиций, выставок музея.

Поисковый – сбор информации по заданной теме.

 

Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев в образовательной работе, общеобразовательных учреждений, история музейных экспонатов, научные труды по истории Устьянского края и Архангельской области.

Программа реализуется в следующих формах:

Мероприятия – музейный урок, беседа, экскурсия, игра.

 

Средства контроля:

 

Подготовка и проведение выставок, защита проектного задания по теме самостоятельного исследования.


 

 

Календарно - тематический план

 

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

Содержание деятельности

всего

Теория

Практика

Теор.часть занятия/форма организац. деят-ти

Практич. часть занятия/ форма орган. деят-ти

 

1 класс

1

 

сентябрь2020г.

Вводное занятие.

Что такое музей?

Правила поведения в музее.

1

1

 

1

 

Вводное занятие. Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ).

Беседа.

Экскурсия в Устьянском краеведческом музее «У войны не женское лицо». Беседа. Экскурсия.

2

 

октябрь 2020

 

Посещение художественной выставки музея.

 

1

1

1

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат». Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки краеведческого музея.

 

Экскурсия в краеведческий музей Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) или к памятной дате. Составление паспорта выставки.

Домашнее задание: посещение выставки в тематическом музее.

 

3

ноябрь 2020

Познавательное мероприятие «Осенины» из цикла «Народный календарь»

1

1

1

Какие различают приметы осени. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашей местности. Технология обработки, выращивания овощных культур. Технология уборки и заготовки овощных культур. Беседа.

Знакомство с народными играми, потешками. Игры

4

декабрь 2020

Посещение передвижной выставки в музее.

 

1

1

1

Классификация выставок.

Организация выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).

Беседа.

 

5

январь 2021

Познавательное мероприятие «Рождественские святки» из цикла «Народный календарь»

1

1

1

Беседа.

Знакомство с народными играми, потешками. Святочные гадания.

6

февраль 2021

Какие бывают музеи? Виды музеев. История возникновения музеев.

1

1

1

Коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?». Беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?»

Беседа.

Викторина

7

март 2021

Познавательное мероприятие «Широкая масленица!»

1

1

1

История масленицы. Традиции празднования масленицы на Севере. Беседа.

Знакомство с народными играми, потешками. Игры. Угощение блинами.

8

апрель 2021

Познавательное мероприятие «Светлая Пасха» из цикла «Народный календарь»

1

1

1

История праздника Пасхи. Традиции.

Мастер-класс по украшению пасхального яйца. Мастер-класс.

9

май 2021

Музейный урок «Как жили и учились дети в войну»

1

1

1

Из истории жизни детей школьного возраста в годы Великой Отечественной войны на Устье. Музейный урок.

Знакомство с школьными предметами периода войны. Овладение навыками письма перьевыми ручками и чернилами. Мастер-класс.

10

июнь 2021

Посещение выставки декоративно-прикладного творчества в музее.

 

1

1

1

Мастер декоративно-прикладного творчества. Виды творчества. Предмет творчества. Беседа.

Знакомство с мастером. Беседа с мастером.

 

2 класс

11

сентябрь 2021

Интерактивное мероприятие «Как хлеб на стол пришел»

1

1

1

Знакомство с древним процессом земледелия и сельскохозяйственными орудиями труда. Технология обработки земли. Процесс выращивания зерновых культур. Музейный урок.

Знакомство с народными играми, потешками, припевками. Процесс замешивания теста и выпечки каравая. Чаепитие. Беседа. Игры.

12

октябрь 2021

 

Посещение художественной выставки музея.

 

1

1

1

Понятие художественной выставки. Виды. Беседа.

 

Знакомство с художником. Экскурсия.

13

ноябрь 2021

Интерактивное занятие «Русский дом и то, что в нем»

1

1

1

Знакомство с архитектурой и устройством, убранством северной крестьянской избы. Беседа.

Знакомство с работой ткацкого станка, прялки и других инструментов. Интерактив.

14

декабрь 2021

Интерактивное занятие «За что вещи попадают в музей?»

1

1

1

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); Просмотр видеофрагментов, беседа.

 

 

Игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы).

Игра. Экскурсия в фондохранилище музея.

15

январь 2022

Интерактивное занятие «Путешествие в прошлое посуды»

1

1

1

Знакомство с деревянной, глиняной и металлической посудой 19-начала 20 вв. Ее функциональные особенности, способы изготовления. Беседа.

Элементарные навыки обращения с посудой. Интерактив.

16

февраль 2022

 

 

 

 

 

 

17

март 2022

Посещение передвижной выставки

1

1

1

Классификация вы­ставок.

Беседа.

Экскурсия.

6

апрель 2019г.

Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель),

2

1

1

Обсуждение похода в музей.

Беседа.

Творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

Викторина, творческая работа

7

 

 

5

1

4

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

1

1

 

 

 

10

 

 

 

6

1

5

 

 

11

 

октябрь-май 2020г.

Выставочная деятельность музея.

 

7

1

6

 

Посещение выставок (4).

(4).

12

 

февраль 2021г.

«Золотые руки». Работа мастеров народного творчества.

4

2


 

 

2

 


 


 

 

Представление предметов народного творчества; встреча с мастерами.

Беседа.

 

Встреча мастерами

13

май 2021 г.

Экспедиционная деятельность

5

1

4

Изучение теоретических основ экспедиционной деятельности. Заполнение необходимой документации.

Беседа. Работа с документами.

Участие в экспедиции по сбору фондового материала (предметы быта, документы).

14

март-апрель 2021 г.

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

3

1

2

Подготовка экспозиций к выставке, планирование работы.

Беседа.

Самостоятельная работа учащихся: поисковая, творческая и оформительская; оформление выставки, подготовка выступления в роли экскурсовода. Проведение выставки в роли экскурсовода, представление своей работы на выставке.

самостоятельная работа детей, проведение выставки

15

май-июль 2020г.

Подведение итогов работы.

6

1

5

Обсуждение личных итогов и итогов работы группы. Беседа

Защита проектов в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Романовские чтения». Участие в районном конкурсе проектов «История семьи, рода и Малой Родины»

Всего

 

 

51

17

34

 

 

 

 

Содержание курса

1.

Что такое музей? Музей как особая среда.

Современное понимание термина «музей». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Возникновение и становление музеев в России и за рубежом, их роль в жиз­ни человека. Зачем люди ходят в музеи. Основные функции музеев. Социальная функция краеведческого музея. Правила поведения в музее.

4. Какие бывают музеи?

Музейная сеть и классификация музеев. Краеведческий музей как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили музеев. Особенности деятельности краеведческого музея (поисковая работа по группам: каждая группа представляет разные музеи; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного исследования.

5. За что вещи попадают в музей?

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

6.Музейные профессии.

Основные профессии: экскурсовод, хранитель, научный сотрудник, реставратор, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

7. Фонды музея. Работа с фондами.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы краеведческого музея. Пополнение фондов краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий.

Практическая работа(1): знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея.

10. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, археологическая работа.

Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея.

11.Выставочная деятельность музея.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат». Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в краеведческом музее. Обновление экспозиций краеведческого музея. Задачи и функции выставки краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) или к памятной дате. Составление паспорта выставки.

Домашнее задание: посещение выставки в тематическом музее.

12Бабушкин сундук».

Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.

13.Экспедиционная деятельность.

Изучение теоретических основ экспедиционной деятельности. Заполнение необходимой документации. Участие в экспедиции по сбору фондового материала (предметы быта, документы).

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конфе­ренции.

15.Подведение итогов работы. Обсуждение личных итогов и итогов работы группы. Защита проектов в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Романовские чтения». Участие в районном конкурсе проектов «История семьи, рода и Малой Родины»


 


 


 


 

12

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации