12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зленко Кирилл Витальевич74
Россия, Оренбургская обл., Оренбург


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный государственный Университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»



Кафедра теории и методики физической культуры



КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Теория и методика физической культуры»



Спорт как зрелище





Дата______________ Исполнитель:

студент II курса

Оценка_____ 207 группы

факультета ЛОВС Зленко Кирилл

Подпись проверившего:______

Латышева Н.Е.


Санкт-Петербург 2017




План работы.

Введение ……………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятия спорта…………………………………………………….....5

1.1 Значение спорта в современной жизни ……………………………6

1.2 Социальные функции спорта………………………………………..8

Глава 2. Понятие спортивного зрелища ...…………………………………...14

2.1 Формирование спорта как зрелища……………………………….16

2.2 Спортивные зрелища – вид физической рекреации……………..17

Глава 3. Проблемы спортивных зрелищ……………………………………..21

3.1 Истоки спортивной агрессии в истории………………………….22

3.2 От игры к агрессии………………………………………………...25

Выводы………………………………………………………………………...32

Список используемой литературы…………………………………………..35



Введение

Спортивное соперничество полно напряжения и героизма и является гуманистическим, если не направлено на «уничтожение» соперника, а победа представляет собой захватывающее зрелище для массы болельщиков. Следует обратить внимание и на то, что в многовековой человеческой деятельности спорт играет в обществе воспитательную и пропагандистскую роль. Спортивные зрелища всегда занимали особое место в жизни общества. В настоящее время все больше проявляется потребность в массовых развлекательно-спортивных мероприятиях, которые бы заполняли свободное время людей различного возраста. Формы массовых мероприятий такого рода - это спортивные события от малых форм - встреч, поединков до более крупных - матчей, международных соревнований, чемпионатов континентов и мира, региональных комплексных состязаний между странами, а также Олимпийских игр. Крупнейшие состязания эволюционируют, изменяются применительно к потребностям общества с помощью научно-технического прогресса и в рекреационно-развлекательном направлении. Примером тому служит возникновение новых спортивных дисциплин, новых форм рекреации и различного рода «спортивных шоу».

С возникновением массовой культуры важным элементом спортивных мероприятий был зритель. Для него, собственно, и организуют спортивные зрелища. В начале развития массового спорта влияние спортивных зрелищ на людей было спонтанным. В дальнейшем по мере развития спортивного движения возникла плановая организация спортивных состязаний. Влияние на зрителя во время спортивных состязаний связано с изменением структуры, организации и проведения соревнований. В процессе этих изменений спортивные мероприятия дополняются многогранной деятельностью состязаний. Достижение в спортивных состязаниях больших зрелищных эффектов поставило этот род человеческой деятельности на важное место в культуре современного общества. Актуальность темы спорта как зрелище воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувства солидарности людей. Можно сказать, что зрелищная практика, как и вся общественная практика, раскрывает «человеческие сущностные силы». Зрелище поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя человеческие эмоции, раскрывает истинные, идеальные устремления людей. В зрелище каждый человек – исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

Всё вышеизложенное обусловливает определение актуальности исследования.

Задачами курсовой являются:

1. Определить роль спорта в жизни человека,

2. Рассмотреть основные особенности спорта как зрелища.

3. Определить проблемы спортивных зрелищ

4. Определить пути решения проблем в зрелищной сфере.




Глава 1. Понятия спорта

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. Общепринятого определения понятия "спорт" в литературе я не обнаружила. Практически каждая работа, посвященная проблемам спортивной деятельности, содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных терминов в статье "Спорт" говорится: "Спорт – это основная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью". В словаре-справочнике «Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях» (1996 год) имеется шесть различных определений спорта. Авторы словаря (Агеевец В. У. и др.) останавливаются на следующем определении: "Спорт есть специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека". В Большой советской энциклопедии спорт – это система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений". Определение из энциклопедии сводит спорт лишь к соревновательной деятельности, игнорируя его воспитательную функцию (упоминаемую в других источниках), в ней совершенно упускается из вида конечная цель тренировочной и соревновательной деятельности. Сведение спорта к "игровому времяпрепровождению" становится нелепым, если принимать во внимание напряженность работы спортсменов, особенно на соревнованиях. Спорт, как подчеркивают многие авторы, характеризуется именно стремлением к максимальным достижениям. Евстафьев в своей книге «Анализ основных понятий в теории физической культуры» (1985 год) определяет спорт как "специфический вид деятельности, специально организованный и сознательно управляемый процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного мастерства и достижение ею наивысших результатов в его различных видах на состязаниях". Определение Евстафьева в достаточной степени емко, однако каждая его часть требует уточнений, которые превращают определение в трудно воспринимаемую конструкцию. Кроме того, цели и задачи спорта представляются автором слишком утилитарно: упор делается на подчинение спорта требованиям производства и быта. Таким образом, спорт как бы сводится к прикладной физической подготовке и лишается большей части функций.

Курамшин в книге «Теория и методика физической культуры» (2007 год) рассматривал спорт в узком и широком значениях. Спорт в узком смысле слова- это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: спорт - это такой вид деятельности , который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. Я предлагаю следующее определение спорта: "Спорт является намеренно организованной деятельностью, нацеленной в  многостороннее и слаженное формирование физиологических и психологических свойств в ходе тренировок и  соревнований, целью которых считается достижение предельного результата".

1.1Значение спорта в современной жизни

Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди видят её по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту (некоторые даже считают его бесполезной тратой времени). Другие люди понимают смысл спорта и их, к счастью, больше, чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Человек всегда старается упростить себе жизнь. Физический труд для него перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет заложенный в нём физический потенциал, становясь дряхлым по сравнению со своими далёкими предками. На него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Спорт противоположен этим злым факторам и служит той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом. Роль спорта в нашей жизни очень велика.

Человек всегда стремился выйти за свои пределы, прорваться к неизведанному. Одну из таких возможностей дает спорт. «Познай самого себя», - говорили древние греки, сделавшие спортивные состязания неотъемлемой частью своей культуры и подарившие миру Олимпийские игры. Спорт помогает человеку понять самого себя, узнать, на что он способен, подойти к пределу своих возможностей, и, возможно, переступить через него. В современном мире спорт неразрывно связан с технологическим прогрессом. Ученые всего мира работают над созданием совершенных спортивных снарядов и костюмов, конструируют гоночные автомобили, способные развивать невиданную доселе скорость. Спорт сегодня – это не только соревнование людей, но и борьба огромных корпораций и целых государств. Не зря некоторые называют спорт имитацией войны.

У каждого человека свои отношения со спортом: кто-то делает утреннюю гимнастику и совершает пробежки, кто-то ограничивается просмотром спортивных соревнований по телевизору, некоторые посвящают спорту всю жизнь. Важно то, что большинство людей так или иначе сопричастны к спорту, ведь спорт – это наша жизнь.

1.2Социальные функции спорта

Спорт - это сложное и многогранное социальное явление. Он представляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п. (рис. 1).

t1693407230aa.jpg

Рис. 1. Место спорта в обществе



Причем между данными социальными подсистемами существуют весьма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные и отрицательные и др.).

В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государства в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и зависят от многих факторов. Это и тип государства, его исторические традиции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики, проповедуемая религия и т.д.

Причем действие этих мотивов оценивается по-разному на отдельных этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, является господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организационную структуру национального спортивного движения, т.е. каждому историческому этапу развития государства присуща своя спортивная модель, учитывающая перечисленные и многие другие факторы.

На рис. 2. показано, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежат удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален (Б.В. Евстафьев, 1985; Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997). В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции.

Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию.

t1693407230ab.jpg

Рис. 2.

Факторы, влияющие на формирование спорта как социальной подсистемы общества усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.

Эвристически-прогностическая функция. Она тесно связана с эталонной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супер достиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе и становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Спортивно-престижная функция. Спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны.

Известно, что только считанные страны способны конкурировать с крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техническом отношении. В спорте же возможна победа представителя молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства в целом, приносит ему известность и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой арене.

Зрелищная функция. «Язык» спорта понятен любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значительные группы людей.

В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживания хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно, лишь обладая развитым эстетическим чувством.

Вместе с тем существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следует учитывать значимость спорта в политическом воспитании граждан в духе господствующей идеологии, в приобщении индивида к принятым в обществе социальным нормам, в развитии человеческих контактов, взаимоотношений людей не только в рамках одной страны, но и различных странах. В международном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания поощряют международное сотрудничество.

И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль.






Глава 2. Понятие спортивного зрелища

Современную культуру часто называют визуальной. И не зря. Человеку проще воспринимать некий объект или действие, смотря на него. В силу современных потребностей человек все больше времени уделяет лицезрению зрелищ. Вот как определяет понятие зрелища В.И. Столяров и М.Я. Сараф(1984): зрелищным является такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей. Можно добавить также, что зрелище есть специально организуемые с этими целями действия по условным игровым правилам. Самым популярным зрелищем современного мира является спорт. Он привлекает и развлекает зрителей. Поэтому, будучи публичным благодаря спортивным соревнованиям, сам спорт и становится зрелищным.

Спортивным зрелищем может быть и обычное спортивное соревнование, и показательное выступление спортсменов (например, товарищеские матчи).

Ни для кого не секрет, что спорт сегодня - больше, чем просто спорт. Спорт стал коммерческим зрелищем (идея которого восходит еще к римским мероприятиям), в котором вращаются очень большие суммы, делаются целые состояния и проходит практически вся человеческая жизнь. Значение спортивного зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Все большую роль в качестве спортивного зрелища приобретают спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей, бейсбол и др. Все исследователи сходятся в одном: спортивное зрелище увлекает зрителя в свой загадочный мир. Как выразилась Д.Я. Богданова(1993), «оно, то есть спортивное зрелище, таит особый колорит, в котором фиксирован код многих его секретов» .Каждый ученый видит какие-то определенные секреты, поэтому возможно собрать полную мозаику, включив в матрицу все элементы спортивного зрелища. Исследователи культуры и спорта пытаются объяснить, в чем же состоит притягательность спорта, но точного ответа не могут дать. Ханс Ульрих Гумбрехт (2009)считает, что спортивное зрелище несет в себе то, что другие виды деятельности не могут дать людям. Человек смотрит соревнование бескорыстно. У него нет каких-либо оснований, которые ставят его перед необходимостью быть увлеченным спортивным зрелищем и наслаждаться им, ведь созерцание спорта не приносит пользы здоровью или благополучию. Спортивное зрелище является носителем черт некоего идеального зрелища, отвечающего наиболее острым потребностям современного зрителя.

Спорт представлен в виде зрелища, где имеет свою определенную сущность, которая обуславливает, прежде всего, остротой спортивной борьбы. Как пишет в своей книге известный спортсмен Ю.П.Власов: «Отнимите у футбола, хоккея или у бокса остроту борьбы, и эти виды утратят свое эстетическое воздействие на зрителя» (Алкемаейер Т., 2006).

В свою очередь, острота борьба дополняется драматизмом, неожиданной сменой ситуаций, а вследствие этого и непредсказуемостью результатов, что также способствует повышенному вниманию к спорту к спортивной информации.

У зрелища есть два толкования : первое- то, что предстоит, открывается взору, что привлекает взор: явление, происшествие ; второе- инсценировка, представление, рассчитанное на многочисленных зрителей.

Спортивное зрелище - одно из самых массовых явлений современности - во многом отражает общественные отношения. Дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники, красоты, пластики, силы, ожидание результата исхода состязания вызывают интерес у миллионов болельщиков.

Зрелищные спортивные мероприятия являются мощнейшим фактором отвлечения молодого поколения от табакокурения, наркомании, употребления алкоголя и т.п.

2.1 Формирование спорта как зрелища

Стремление к зрелищам возникло у человечества давно. "Первобытный спорт" как своеобразная модель экстремальных жизненных ситуаций (охота, спасение от опасностей и др.) помимо утилитарных целей -тренировка защитников племени, стал хорошим адреналиновым допингом и был принят обществом. В Древней Греции осознали, что соревнования могут стать зрелищем, достойным внимания сотен тысяч людей, и сформировали эволюционным путём Олимпийские игры. Для современного населения планеты существуют Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу и другие увлекательные спортивные события.

В полном соответствии с тем, что подход к зрелищности изменяется в ходе исторического процесса, наиболее зрелищными сегодня по праву могут считаться виды деятельности, связанные с риском, и игровые виды. Именно в связи со зрелищностью одним из ведущих критериев, определяющим выбор предпочитаемых видов и конкретных упражнений в институте спорта, становится фактор уникальности, т.е. стремление основываться на принципе «сделать то, что никто не делал» или «добиться максимального результата в крайне причудливой, сенсационной деятельности». Подобные виды деятельности в институте спорта практически не имеют иной целевой нагрузки кроме внешне различающихся, но практически тесно взаимосвязанных факторов: для спортсменов уровень вознаграждения в непосредственно денежной или престижной форме, но в конечном счете в той же денежной форме в виде доходов от участия в рекламной деятельности, для менеджеров-организаторов и спонсоров - повышения зрелищности состязаний, что в конечном счёте приводит к росту их дивидендов.(Бестужев-Лада И.В.2000)

Следует отметить, что и Олимпиады нового времени, возрожденные в 1896 году, также были спортивно-культурными форумами. Так, инициатор возрождения Игр и будущий глава МОК, Пьер де Кубертен, увлекшись идеей закрепления взаимосвязи между спортом и искусством, созвал в мае 1906 г. в Париже Консультативную конференцию искусства, литературы и спорта, которая предложила МОК учредить пять конкурсов по архитектуре, музыке, скульптуре, живописи и литературе. На Олимпиаде в Стокгольме (1912 г.) Кубертен, выступавший под псевдонимом, был удостоен золотой медали Олимпиады в номинации литература за сочинения стихов «Ода спорту».

При этом издержки, понесенные спортсменами и организаторами спортивного бизнеса, остаются прежними – не меняются затраты на тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание технического персонала и материальной базы. Однако теперь они окупаются не только за счет зрителей, пришедших на стадионы, но и за счет всех прочих болельщиков, пользующихся радио, телевидением и Интернетом. Это обстоятельство создает для спортсменов и тренеров две важнейшие предпосылки:

а) их узнаваемость и слава радикально возрастает;

б) их доходы значительно увеличиваются.

Превращение профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означает также вступление в острую конкуренцию с прочими продуктами вещателей – прежде всего, с кино, театром, эстрадой, цирком, прочими досуговыми и развлекательными институтами. Чтобы выдержать эту конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным, содержательным, информационно насыщенным, содержать в себе элементы праздника и новизны. А это, в свою очередь, требует специальной подготовки от спортивных менеджеров и организаторов спортивных соревнований. (Пономарчук В.Д., Винник В.А.2003)

2.2 Спортивные зрелища – вид физической рекреации

Спортивные зрелища, их значение в социокультурном пространстве жизни человека в отечественной науке недостаточно изучены. Отчасти это объясняется тем, что спортивные зрелища трудно поддаются прямому экспериментальному исследованию, а накопленный практический опыт еще не стал предметом должного анализа.

Рост количества спортивных болельщиков, посещение спортивных соревнований, просмотр спортивных телепередач – веление

времени. Спортивные зрелища удовлетворяют потребности наиболее многочисленной группы населения. Понятие «массовая культура» крайне неопределенно, расплывчато, и её единицей принято считать среднестатистическую унифицированную личность. Поэтому массовая культура не может иметь культуры в истинном её понимании. Нельзя не признать, что в массовой культуре 90-х гг. ХХ в. было немало слабостей, противоречий и чуждых подлинной культуре субкультурных явлений.

В отечественной спортивной науке неоднократно подчеркивалась необходимость различия двух понятий: «массовая физическая

культура» и «физическая культура масс». Массовая физическая

культура – это ориентация на обезличенное общество исполнителей и потребителей. Данный термин используется, как правило, на

уровне обыденного сознания. В то же время физическая культура

масс - ориентация на конкретную развивающуюся творческую личность, она способствует не только физическому, но духовному и социокультурному её развитию.

Повышение интереса к спортивным зрелищам еще не обязательно приводит болельщика к реальной активизации его двигательного режима в повседневной жизни. Эти факторы могут быть лишь предпосылкой, нереализованным потенциалом. В зарубежной психологии и социологии спорта намного больше уделяется внимания исследованию личности спортивного болельщика, чем самому спортсмену. Это не случайно, ибо зрелищный спорт становится важным элементом шоу-бизнеса, приводит к бурному развитию рекламы, индустрии материальных услуг. В проблеме спортивных зрелищ можно выделить две основных исследовательских парадигмы. Одна из них базируется на социологическом анализе самих спортивных зрелищ: мест и условий их проведения, количества и социальной принадлежности участников, используемая атрибутика и т. д. Другая – построена на изучении психологических особенностей зрительской аудитории: восприятие и отношение зрителей к спортивным зрелищам, мотивы участия в них, механизмы общения и взаимоотношений между его участниками и др. Непосредственные участники спортивных соревнований

(спортсмены) и зрительская аудитория – единый взаимосвязанный и

взаимообусловленный механизм социальной идентификации. Одним из перспективных направлений исследования проблемы спортивных зрелищ является их исследование как вида физической рекреации. Отнесение спортивных зрелищ к виду физической рекреации обосновывается следующими соображениями.

1. Пространственно-временные. Спортивные зрелища организуются в сфере свободного времени населения, служат одной из основных функций досуга, ограничены местом их проведения и временным интервалом.

2. Зрители спортивных зрелищ не являются прямыми их участниками, их психофизическая активность носит «пассивно-созерцательный» характер, тем не менее сам ход спортивного соревнования оказывает на зрителей существенное психологическое(эмоциональное) влияние. Пространство и время - основные категории физической рекреации и спортивных зрелищ.

Спортивные зрелища выполняют не только функцию релаксации – оптимизации эмоционального состояния после напряженного

профессионального труда, но и порождают самый широкий спектр

позитивных эмоций. Компенсаторная функция спортивных зрелищ

содержит и престижный аспект, позволяет человеку повысить свой

социальный статус. Гедонистическая функция спортивных зрелищ проявляется в получении индивидом удовольствия, общей удовлетворенности жизнью в целом, достижении чувства субъективного благополучия, внутренней свободы.

Спортивные зрелища – зрелищный пласт культуры, средство

освоения ценностей культуры, в том числе и культуры физической.

Они служат мощным источником культурного и духовного развития

личности, способом разумной организации досуга населения. Они

составляют важный элемент образа жизни современного человека.

Значение спортивных зрелищ в социокультурном развитии личности

чрезвычайно велико и в дальнейшем, несомненно, будет возрастать. Актуализация потенциала спортивных зрелищ в жизни человека служит важной задачей социально-психологической и педагогической наук.




Глава 3. Проблемы спортивных зрелищ

Можно заметить, что спорт, как зрелище, оказывается массовым товаром и организацией спортивных развлечений, одной из ветвей шоу-бизнеса (между профессиональным боксом или ледовыми шоу и множеством спортивных событий, которые считаются легитимными, например, различных европейских футбольных чемпионатов или лыжных соревнований, существует различие в степени, но не в сути), если ценность коллективного одобрения занятия спортом (особенно теперь, когда спортивные состязания становятся критерием относительно национальной силы и, следовательно, политической целью) не помогает скрыть разрыв между практикой Общество и потреблением и, следовательно, функциями просто пассивного потребления . Аудитория спортивного зрелища потребляет результат, потому что он доминирует в иерархии спортивных ценностей. Сравнение результатов в соревновании присутствует постоянно. И для зрителей первоначальный смысл спорта утрачивается. Как утверждают исследователи, критикуя буржуазное общество и превознося социалистическое, в середине 80-х годов XX века наметилась тенденция изменения самого подхода к спорту: от прагматического (знание результатов) к эстетическому. Но в XXI веке вектор поменял направление. И теперь опять современных зрителей интересуют больше результаты, нежели красивые комбинации на поле. Плюс к этому в последние десятилетия спорт стал телевизионным зрелищем, потому что количество людей, смотрящих спортивные соревнования по телевидению, гораздо больше тех, кто смотрит непосредственно вживую. А ведь еще в 40-е и 50-е годы, когда сами телевизионные аппараты были очень дороги по сравнению с предметами первой необходимости, когда часов спортивного вещания было мало, а технические возможности ТВ очень ограничены, в то время восприятие спортивного зрелища по телевизору никак не могло соперничать с «эффектом присутствия» на стадионе, и лишь тот, кто не занимался и не интересовался спортом всерьез, мог отдать предпочтение телевизионному стадиону. Но постепенно люди начали осознавать «преимущества» телеэкрана и приучили себя к нему. Недаром в сезоне 2011/12 итальянская серия А по футболу перенесла начало чемпионата страны из- за недоговоренностей трансляции матчей по телевидению. Современная ситуация показывает, что спортивные зрелища – это игры мест и очков, где насилие и эффективность сублимируются в статистический код побед и поражений, который в свою очередь весьма вдохновляет пассивную аудиторию. Это происходит потому, что публика перестала обращать внимание на эстетическую значимость спортивного зрелища. Зритель перестал руководствоваться эстетическим чувством при просмотре спортивных соревнований. И самая большая проблема в данной ситуации в том, что уходит в прошлое такое понятие, как «умный зритель», а значит, исчезает и адекватное понимание спортивного действия. Поэтому необходимо возвращать спортивному зрелищу его этико-эстетическое содержание.

3.1 Истоки спортивной агрессии в истории

Как показывает история, агрессивные человеческие инстинкты всегда имели

социально обусловленный характер и определялись особенностями моральной парадигмы той или иной эпохи и нравами того или иного общества. Начиная с доисторических времен до эпохи Средневековья войны в представлениях народов являлись «народным промыслом» или актом самозащиты, кровавые спортивные состязания или смертельные поединки воспринимались как ритуальные обряды или, во всяком случае, не более чем зрелища. Древнегреческий спорт, который так популяризируется в олимпийском движении начиная со времен барона де Кубертена, по замечанию известного немецкого социолога Норберта Элиаса, был основан не столько на идее справедливой и честной игры, сколько на воинской этике и кодексе чести. В спортивных состязаниях еще не было узаконенных письменных правил, и люди достаточно толерантно относились

к кровавым сценам на спортивных площадках, т.к. сама жизнь была намного

жестче и агрессивнее. Обряды инициации, похороны и поминальные тризны, как и календарные праздники, с незапамятных времен сопровождались кровавыми состязаниями с человеческими

жертвами в ритуальных целях. Из дошедших до нас источников

известно, что еще у древних ацтеков существовала командная ритуальная игра с литым мячом, напоминавшая современный баскетбол. Победителям сохраняли жизнь, проигравших приносили в жертву богам . Популярные состязания лодок-драконов у китайцев в дни летнего солнцестояния, как и игра в «херлинг» у предков современных ирландцев в календарные праздники, всегда заканчивались увечьями и человеческими жертвами. На похоронах знатных людей у этрусков и римлян устраивались кровавые бои гладиаторов, а у некоторых народов Кавказа еще в недалеком прошлом конные скачки подростков в честь умерших часто сопровождались ритуальной гибелью одного или нескольких соревнующихся. Человеческие жертвы со смертельным исходом не были редкостью и в русской культурной традиции, как например, во время кулачных боев на масленицу - по нормам обычного права это не являлось поводом для судебного разбирательства. В народных представлениях подобные явления были связаны с древними языческими представлениями славян, согласно которым смерть во время ритуальных праздничных состязаний символизировала своего рода акт жертвоприношения высшим силам природы. Во многих культурах мира столкновение между увядающими силами зимы и бурно

возрождающейся весны выражалось в виде культовых состязаний с человеческими жертвами. Пролитие крови в календарные праздники ассоциировалось с хозяйственным благополучием общины, а на поминальных и свадебных обрядах служило данью уважения и преданности предкам и символизировало благополучие и жизнеспособность новой семьи.

Вместе с тем проявление инстинктов агрессии и человеческая смерть во

время традиционных игр и состязаний имеет и рациональное объяснение. Оно является отражением истории и культуры доиндустриальной эпохи, насыщенной социальными конфликтами и войнами, в которых брутальные состязания в виде народных игрищ, рыцарских турниров или просто праздничных драк поддерживали «дух воинственности» и коллективной солидарности и одновременно выступали в качестве регуляции природных инстинктов людей. Агрессивность в Средние века, например, в Европе «носила достаточно открытый и необузданный характер», физическая разрядка была естественной потребностью в жизни общества. Как отмечал Ф. Ницше, «современный человек даже не может себе представить до какой степени жестокость составляла величественную радость древнего человека примешиваясь как ингредиент почти к каждому его веселью». По утверждению Норберта Элиаса, «жестокость не была поводом для исключения человека из жизни общества. Радость от созерцания мучений и смерти других была велика и имела общественно признанный характер. В известной степени строение общества даже стимулировало

движение в этом направлении, превращая такое поведение в необходимое

и целесообразное. На Британских островах еще незадолго до промышленной революции массовая игра в мяч, санкционированная традицией и церковью, всегда сопровождалась драками и столкновениями. Как правило, таким конфликтам предшествовали отдельные трения и споры между жителями соседних населенных пунктов, ремесленных гильдий или между женатой и неженатой молодежью, которые возникали до игры. Так называемый «массовый футбол» всегда был знаменательным событием в жизни общины и являлся своего рода ритуалом, который проводился только в праздничные дни, его ждали с нетерпением, чтобы «воздать долги противникам». Не исключено, что «массовый футбол» в далеком прошлом имел культовый характер и позднее эволюционировал в состязание двух противоборствующих групп, а еще позднее - в обыкновенное зрелище. Точно так же ритуальные лодочные состязания в китайской культуре или игра в «херлинг» у ирландцев в новейшее время трансформировались в обыкновенные развлечения и стали одним из средств аффективной разрядки.

3.2 От игры к агрессии

На протяжении многих столетий соревновательные виды спорта, наряду со

спортивными, выполняли зрелищные функции. Привлекая значительное количество зрителей, они отвлекали их от повседневных проблем и забот и погружали в состояние всеобщей радости и эйфории или же депрессии и разочарования. Как отмечает американский исследователь спорта Уильям Бейкер в своей монографии «Спорт в западном мире» (1982), в древней Олимпии и римском Колизее, на средневековых турнирах и матчах по боксу в XVIII в. Собиралось не меньше зрителей, чем на многих современных состязаниях на кубок Супер Боул в Америке. Сегодня в дни Олимпийских игр и чемпионатов мира миллионы людей бывают буквально прикованы к экранам телевизоров и компьютерных мониторов, посещаемость спортивных сайтов Интернета заметно превосходит такие сайты, как «бизнес», «политика», «развлечения». Зрелищные спортивные соревнования оказывают огромное эмоциональное воздействие на болельщиков и зрителей. Наиболее страстные поклонники отдельных футбольных клубов часто сопровождают свои команды на выездах и своей поддержкой создают атмосферу игры, оказывая психологическое воздействие на игроков. И, наоборот, сами состязания накаляют страсти болельщиков до предела, вызывая у них рост агрессии, что нередко приводит к потасовкам и конфликтам, открытым столкновениям с человеческими жертвами. Зрительские страсти болельщиков еще во времена поздней Римской империи нередко приводили к такому финалу. Для того чтобы успокоить разбушевавшихся зрителей, им раздавали фрукты и хлеб. Именно к тем временам восходит известное выражение «хлеба и зрелищ», ставшее впоследствии крылатым.

В истории современного спорта начиная с 60-х гг. ХХ столетия стало возрастать количество спортивных конфликтов в футболе. В 1964 г. во время футбольного матча в столице Перу Лиме после столкновения болельщиков погибло около трехсот человек. В 1985 г. в бельгийском городе Хейсел на матче итальянской команды «Ювентус» и английского «Ливерпуля» погибло 42 человека, а футбольный матч между Сальвадором и Гондурасом в 1969 г. и вовсе перерос в вооруженный конфликт. Межгосударственным дипломатическим инцидентом между Турцией и Италией завершился четвертьфинальный матч Лиги чемпионов по футболу «Ромы» и «Галатасарая» в марте 2002 г. А в 2005 г. В Братиславе футбольная игра между сборными России и Словакии во время

отборочного турнира чемпионата мира 2006 г. закончилась столкновением болельщиков и переговорами представителей МИД двух стран.

По мнению некоторых исследователей, зрелищные виды спорта потенциально способствуют возрождению архаического психологического типа с ярко выраженными чертами агрессивности и соперничества (Веблен 1984: 256; Хренов 2005:250; Берковиц 2001). Азарт и спортивный патриотизм болельщиков может довольно легко перерастать в насилие по отношению ко всему чужому. Иррациональная логика превращения образов чужого в образ врага, связанная с первобытным «пралогическим мышлением» (Леви-Брюль 1994), когда эмоции берут верх над разумом, сегодня все чаще находит свое проявление в обществе. Любые эмоциональные переживания, связанные с игрой, способны консолидировать и сплачивать человеческие коллективы в единый социально-культурный организм. Согласно американскому психоаналитику Петеру Маршу, игровая форма агрессии является одним из основных факторов, укрепляющих культурную солидарность людей и оказывающих влияние на динамику развития самой культуры. Как он полагает, в зрелищных видах спорта агрессия может рассматриваться как своего рода ритуальное насилие, которое является универсальным явлением в человеческой культуре. В различные исторические периоды, по его утверждению, спортивная агрессия служила одним из способов выражения социальной идентичности отдельных аморфных образований, когда в процессе игровой коммуникации спонтанно возникали отдельные

партии болельщиков. Об этом косвенно свидетельствует и Йохан

Хейзинга в своей известной работе «Homo Ludens/Человек Играющий»: «…игровое сообщество обладает вообще склонностью сохранять свой постоянный состав и после того, как игра уже закончилась… И все же присущее участникам игры чувство, что они совместно пребывают в некоем исключительном положении, совместно делают одно важное дело, обособляясь от прочих и порывая с общими для всех нормами, простирает свои чары далеко за пределы продолжительности отдельной игры… При этом, однако, не многого стоила бы поспешная попытка все, что этнология называет фратриями, возрастными классами или мужскими союзами, истолковывать как игровые сообщества». Спортивные победы дают возможность болельщикам и спортсменам получать положительные эмоции и внутренне ощущать свое морально психологическое превосходство над проигравшей стороной. Поражения вызывают обратную реакцию, связанную с психологическим стрессом, который может перерастать в открытые агрессивные действия с непредсказуемыми последствиями. В обоих случаях, как победа, так и поражение могут подспудно выступать в качестве конструктов культурной идентичности. При этом, как это ни парадоксально, социальные инстинкты агрессивности, наряду с деструктивными, могут выполнять и созидательные функции. По мысли философа Александра Секацкого, под внешней деструкцией агрессии «идет невидимая работа созидания» человеческих коллективов «монад», потеря духа воинственности и агрессивности влечет за собой их распад. И в этом отношении, как он полагает, «стойкое бесстрашие, проявляемое на уровне инстинкта отдельной компактной социальной группой, порой гораздо важнее, чем образованность или даже историческая память» (Секацкий 2005). В качестве наиболее яркого примера А. Секацкий приводит агрессивный инстинкт футбольных болельщиков, которые демонстрируют «твердую волю свободных людей» и «инициируют энергию сохранения социума и пассионарность». В условиях актуализированного этнического сознания в обществе спорт может не только усиливать культурную дистанцию между этническими группами, но и создавать этноцентристские настроения среди зрителей и болельщиков. По утверждению психологов, в критических ситуациях, связанных с изменением характера межэтнических отношений, происходит нарушение компенсаторной связи между коллективным бессознательным и групповым сознанием.

Образы бессознательного начинают актуализироваться на уровне сознания и

расширять свои границы, охватывая отдельных индивидов и целые группы людей (Солдатова 1998). Для многих болельщиков в процессе игры чужими становятся команды-соперники и все те, кто за них болеет, а спортивная агрессия все чаще переносится со стадионов на улицы и площади крупных мегаполисов.

Нередко на волне спортивного ура-патриотизма могут стихийно возникать

различные расистские и ксенофобские выступления ультраправых сил, среди которых встречается немало болельщиков. Наиболее агрессивная часть фанатов футбольных клубов, будь то английского «Ливерпуля» или французского «Пари-Сен-Жермен», турецкого «Галатасарая» или московского «Спартака», как и многих других клубов, одинаково и повсюду могут вызывать конфликтные ситуации и серьезную тревогу в обществе. Некоторые футбольные клубы болельщиков в европейских странах становятся местом сборищ безработной и социально неустроенной молодежи и люмпенов и служат своего рода базой, в которых формируются ультраправые группировки с откровенно профашистскими лозунгами. В 1920–1930-е гг. именно спортивный национализм стал выражением национального духа в фашистской Италии и нацистской Германии. Итальянские газеты, многочисленными тиражами рекламировавшие атлетическую фигуру итальянского дуче Бенито Муссолини, наряду с популяризацией атлетизма способствовали укреплению политического имиджа и авторитета фашистов в Италии.

Культ силы и здоровья, активно пропагандировавшийся немецкими националсоциалистами в Германии, в конечном счете, сыграл далеко не последнюю роль в сплочении немецкой нации и приходе Гитлера к власти. Подобные примеры мы можем наблюдать в истории Испании, Японии, Греции, Аргентины и других государств в период правления военных авторитарных режимов.

Сегодня на фоне актуализации этничности в обществе спортивные состязания любого уровня с участием представителей различных этнических групп потенциально могут вызывать ксенофобию и агрессию на спортивных площадках и стадионах, у экранов телевизоров и компьютерных мониторов, за чтением спортивных новостей в газетах и журналах. По словам известного психоаналитика Эрика Берна, «у некоторых людей психологическое состояние настолько неустойчиво, а позиция так шатка, что любая депривация в процессе игры может привести к тому, что они впадут в неконтролируемое отчаяние или даже психоз» (Берн 2002). Наиболее характерно это явление в футболе. Одним из способов утверждения культурного национализма для некоторых болельщиков

является посещение футбольных матчей с участием любимых национальных

команд. Картина внешнего благополучия и толерантности в один момент может измениться и представиться диаметрально противоположной, если на стадионе, скажем, в Испании играют «Атлетик» из Бильбао и «Сельта» из города Виго или столичные «Реал Мадрид» с «Барселоной» из Каталонии, а в Британии лондонский «Арсенал» встречается с северо-ирландским «Линфилдом». Подобные примеры мы можем наблюдать и в США. Так, например, во время матча чемпионата мира по футболу между Мексикой и США в Лос-Анджелесе в 1998 г. болельщики, из числа бывших иммигрантов из Мексики, в знак солидарности с мексиканской сборной, забрасывали своих же американских сограждан из числа футболистов стаканами из-под воды и пива. Фактически любые спортивные состязания с участием команд-соперников, представляющих различные культурные группы и государства, латентно всегда рассматриваются сквозь призму этничности. По замечанию западного социолога Майкла Манна, «когда мы следим за Олимпийскими играми или иными событиями и зрелищами (в том числе спортивного характера), пробуждающими у нас национально-патриотические эмоции, нам трудно поверить в то, что национальному государству приходит конец».

В современной России победы футбольных команд из национальных регионов несомненно вызывают одинаково положительную реакцию у всех жителей республик, несмотря на национальную принадлежность. Выступления команд демонстрируют человеческий и спортивный потенциал регионов, в которых далеко не последнюю роль играет этнический фактор. И это не может не влиять на эмоциональное состояние болельщиков и зрителей как из числа представителей титульных народов республик, так и их этнических групп, проживающих за пределами своих национально-территориальных образований. Вместе с тем,

интернациональный состав команд нередко с заметным преобладанием спортсменов славянского происхождения и легионеров из других зарубежных стран в значительной степени смягчают реакцию футбольных фанатов во время и после матчей. Нельзя, наконец, забывать, что в России нет исторической традиции спортивного национализма, столь характерной для Европы. Более толерантные отношения в спортивной культуре россиян восходят к традициям советского спорта. В отличие от западного мира, где спорт был средством самоутверждения и выражения индивидуализма, не лишенного этнонациональной парадигмы, в Советском Союзе он изначально имел другое развитие и направление, свободное

от коммерции и этнонационализма. После социалистической революции

в России было приостановлено сокольское движение, являвшееся предвестником спортивного национализма в стране. Основной идеей советского спорта стало формирование единого общегражданского сообщества и укрепление дружбы между народами. При всех возможных недостатках советской системы нельзя однако отрицать, что коллективные ценности, миролюбие и межэтническая толерантность были одними из главных критериев в общественной и спортивной жизни советского общества.

Сегодня с интеграцией России в мировую экономику и культуру и приобщением к ценностям мировой цивилизации, вместе с широкими демократическими преобразованиями в сфере политики, экономики, культуры, индивидуализации личности и коммерциализации сознания, приходится наблюдать и определенные издержки в этих процессах, в том числе, в сфере культуры и спорта.

Профессионализация спорта и рост спортивного национализма и агрессии в наиболее зрелищном виде спорта - в футболе - стали естественным отражением тех глобальных изменений в обществе, которые мы наблюдаем за последние десятилетия. Они по своей природе чужеродны для российского общества и являются скорее результатом внешних влияний, чем внутренней эволюции. Оказавшись в фарватере глобального мэйнстрима, Россия вынуждена приспосабливаться к его универсальным ценностям, условиям и правилам игры (в том числе и в спорте), в которых, как совершенно очевидно, бескорыстию и кубертеновскому гуманизму нет места, а спортивная агрессивность в условиях конкуренции неизбежна и закономерна.






Выводы

В результате теоретического анализа установлено, что:

Спорт помогает человеку укреплять физическую форму, сохранять физическое и эмоциональное здоровье на долгие годы. Папа Римский Бенедикт XVI подчеркнул роль спорта в моральном совершенствовании человека. Бенедикт XVI отметил, что спорт воспитывает не только здоровый командный дух, но и является школой углубленного понимания гуманистических и христианских ценностей. Занятия спортом являются средством гармоничного развития личности и ее морального совершенствования", - заявил понтифик. Он добавил, что здоровое состязание "помогает преодолеть искушение увеличения возможностей тела любой ценой и использования для этого недостойных средств" Спорт - это жизнь! Спорт приносит большую радость. Он воспитывает характер человека. Занятие спортом укрепляет силу воли, дисциплинирует людей.

Профессиональный спорт является одной из наиболее развитых форм индустрии развлечений, ибо спортивное зрелище обладает чертами зрелища идеального, отвечающего самым острым потребностям современного зрителя: оно, во-первых, непредсказуемо, во-вторых, путь к успеху нагляден, поскольку процесс творчества идет непосредственно на глазах зрителей, в-третьих, хотя бы внешне обеспечивается объективность оценки результатов. Зрелище поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Зрелищность спорта очень высока, поскольку привлекает своей яркостью, непредсказуемостью и интригой. Непредсказуемость является одним из самых захватывающих моментов в спортивном зрелище. То есть любое спортивное соревнование «невоспроизводимо в своей уникальности». В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу

Проблемами спортивных зрелищ являются : потеря этико-эстетического содержания спортивного зрелища ; история формирования спорта как зрелища, которая включается в себя насилие и агрессию , как со стороны спортсменов , так и со стороны зрителей; в актуализации этничности в обществе , поэтому спортивные состязания любого уровня с участием представителей различных этнических групп потенциально могут вызывать ксенофобию и агрессию на спортивных площадках и стадионах.

Путями решения проблем могут стать :

Решение проблем социального управления в системе спорта как социально-зрелищной сферы, его правовых, социальных и социокультурных аспектов, в том числе и вопросов, касающихся его аудитории, требует институционального подхода. Необходимо разумное сочетание государственных и негосударственных форм функционирования спорта как зрелища, что возможно лишь при институциональном подходе государства к правовому обеспечению сферы спорта. Провести историко-культурологический анализ социального становления современного профессионально-зрелищного спорта. Выявить предпосылки оптимизации управленческих решений в отношении профилактики агрессии и насилия на трибунах стадиона и за его пределами, обеспечения правопорядка во время спортивно-зрелищных мероприятий. Обосновать направления совершенствования государственной политики и практики социального управления функционированием и развитием спорта как социально-зрелищной сферы.





Четыре факта о пользе «боления»:

1. Австралийские физиологи зафиксировали у болельщиков те же процессы, что и у спортсменов, на которых они смотрели: повышалась частота сердечных сокращений, учащалось дыхание, усиливалось потоотделение, приливала к мышцам кровь. Конечно, смотря тяжелую атлетику, качком не станешь, но для сердечно-сосудистой системы твое «боление» - само по себе тренировка.

2. В Университете западной Шотландии используют необычный способ лечения пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, - им показывают записи лучших футбольных матчей прошлых лет. Врачи говорят, что после этого состояние больных улучшается.

3. Прыгая и крича на трибуне, ты избавляешься не только от стресса, но и от холестерина, приводящего к атеросклерозу и ишемической болезни сердца.

4. Исследование, проведенное в Университете Чикаго, показало, что люди, регулярно смотревшие футбольные матчи, лучше решают стратегические задачи. Постоянно думая о тактике игры, они привыкают просчитывать различные варианты решения проблем.








Список используемой литературы

Спорт в системе физической культуры //Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. профессора Ю.Ф. Курамшина – 3-3 изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – С 311-318

В.Н. Зуев, П.Г. Смирнов, Ю.Н. Юрьев Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 35-№2 – С 39-44

Репникова, Е. А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий : учеб.-метод. пособие / Е. А. Репникова, Ю. А. Миронова, В. А. Суслова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – С 31-33

Ермилова В.В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества //Общество. Среда. Развитие. – 2015, № 2. – С. 100–103.

Мезинов В.О. Спорт. Агрессия. Насилие. Власть// Наука. Искусство. Культура. - 2 (10) - С176-182

Хромина Т.В. Агрессия, спорт и подросток//Т.В. Хромина, В.В. Сорокин. – Хабаровск: ХГУ, 1999. - С213

Абдулкаримов С.А. Антропология спорта// Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Том IX. - № 3 - С 146-153

Молчанов С.В. Cпорт как зрелище/ Уч.-мет. Пос.. – Минск: б. и., 1984. – 22 c.

Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М.: «СпортАкадемПресс», 2001. 

Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта / Уч. Пос. для студентов институтов физической культуры и слушателей ВШТ. – М.: б. и., 1982. – С 104

Агеевец В., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Спорт в современном обществе: Матер, науч, конгресса, - М. 2000. С.45-58.

Пономарчук В.А., Козлова B.C. Институциональный подход к совершенствованию правовых основ управления; сферой физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2004.- № 2. - С.26-30.

Квилецки Кшиштоф Рекреационно-социальные функции спортивных зрелищ// Теория и практика физической культуры. – 2010

Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л.: ВИФК, 1985 - С 40.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.