Квест-игра, посвященная 255-летию со дня рождения И.А. Крылова «В гости к дедушке Крылову» (3–4 классы)

15
10
Материал опубликован 1 February в группе

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

t1706808484aa.gif

 

 

 

 

Автор:

Литвиненко Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

2024 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок

активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С.

Название: Квест-игра «В гости к дедушке Крылову», посвященная 255-летию со дня рождения И. А. Крылова.

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса (10 человек)

Форма проведения: командная литературная игра

 

Среди игровых технологий сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Понятие «квест» (англ. quest - поиск), изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Квест – это командная игра.  Идея игры проста – команда, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания.

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети бегут по маршруту к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию, но при этом основой такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Из своего опыта работы я знаю, что квест-игра – это уникальная форма образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельностей, а также является любимым видом игры у обучающихся. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

Цель игры: обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А. Крылова, сплочение коллектива.

Задачи:

Обобщить и углубить знания обучающихся о жизни и творчестве И.А. Крылова;

систематизировать знания о басне как жанре литературы;

закрепить знания обучающихся по содержанию изученных басен;

развивать навыки аналитического мышления, умения сопоставлять, выделять главное;

развивать память;

формирование навыков выразительного чтения;

стимулировать развитие у детей фантазии, воображения и художественного творчества (выразительное чтение, создание иллюстраций);

прививать интерес к литературному чтению как учебному предмету;

формировать коммуникативную компетентность, быстро и слаженно работать в группе, выполнять самоконтроль;

содействовать воспитанию нравственных качеств личности.

Планируемые результаты.

Предметные: знать содержание басен, уметь анализировать текст, характеризовать героев и его поступки, делать выводы в результате совместной работы,

Метапредметные УУД:

Личностные: устанавливать связи между целью деятельности и её мотивом, осуществлять нравственное оценивание усваиваемого содержания, участвовать в творческом процессе, оценивать себя как индивидуальность и одновременно как члена коллектива.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые операции, действовать по плану, уметь высказывать своё предположение (версию), - учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания

Личностные:

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Познавательные: осознавать познавательную задачу, осмысливать цель чтения, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов.

Коммуникативные: уметь работать в группах, слушать и слышать, контролировать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы.

 

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, выставка книг И.А. Крылова, мультимедийные презентации, карточки с заданиями для проведения этапов игры, маршрутные листы, пазлы к басне «Квартет», большие буквы «Б», «А», «С», «Н», «Я».

 

Предварительная подготовка:

Для обучающихся:

Повторение и чтение басен И.А. Крылова:

«Зеркало и обезьяна»

«Мартышка и очки»

«Ворона и лисица»

«Квартет»

«Осёл и соловей»

«Щука и кот»

«Стрекоза и муравей»

«Волк и ягнёнок»

«Чиж и голубь»

«Слон и Моська»

«Кукушка и Петух»

«Петух и Жемчежное зерно»

«Лебедь, Щука и Рак»

Найти и прочитать интересные факты о баснописце;

Нарисовать иллюстрации к понравившимся басням Крылова.

 

Для учителя:

Подготовка заданий для квеста;

Подготовка маршрутных листов для прохождения этапов;

Выбор организаторов квеста (можно привлечь родителей), формирование команд игроков;

Оформление выставки книг и доски;

Проведение инструктажа для участников квеста.

 

Описание игры:

Квест-игра проводится в помещении МБОУ «Ташлинская СОШ» для учащихся 3 класса.

Участники делятся на 2 команды по 5 человек.

На каждом этапе есть организатор.

Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой и допустила минимальное количество ошибок.

На каждом этапе находятся организаторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент иллюстрации басни за правильное их выполнение. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» не выдаётся. Однако, следующее задание, команды, получают в любом случае. (Всего фрагментов 8, по количеству заданий)

t1706808484ab.jpgt1706808484ac.gift1706808484ad.gift1706808484ae.gift1706808484af.gift1706808484ag.gift1706808484ah.gift1706808484af.gift1706808484af.gift1706808484af.gift1706808484af.gift1706808484af.gift1706808484af.gift1706808484af.gif

Побеждает та команда, которая придёт к финишу первой, соберёт из фрагментов пазл и назовёт правильно басню. Сложнее будет той команде, которая соберёт не все фрагменты, или меньше, чем другая, ей придётся по неполному пазлу отгадать название басни («Квартет»).

Ход игры

Мотивационно-целевой этап.

1.Оргмомент.

- Мы начать игру готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

1) Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами необычное мероприятие – квест-игра. А определить тему нашей игры помогут нам рисунки на доске, выставка книг и буквы, которые лежат на ваших столах.

2) Определение и выход на тему урока (учащиеся, на партах у которых лежат буквы: А, Б, Я, С, Н, выходят к доске)

- Название какого термина можно собрать из данных букв. Учащиеся называют слово «басня»)

2. Актуализация знаний учащихся.

1) - Что такое басня?

- Каковы признаки басни?

2) О ком эти слова?

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят». (П.А. Вяземский)

 

- Кому посвящена сегодняшняя игра? (И.А. Крылову)

- Как называют в народе Крылова? (дедушка Крылов)

- Итак, какова же тема нашего сегодняшнего мероприятия? (Басни дедушки Крылова)

- Тема нашего квеста звучит так: «В гости к дедушке Крылову». ( Слайд 1)

- А как вы думаете, почему я выбрала именно этого писателя? ( Слайд 2)

- 13 февраля исполнится 255 лет со дня рождения И. А. Крылова и сегодня мы будем говорить об этом замечательном человеке, о необычной творческой личности. Чем же он необычен?

- Что вы знаете о его биографии?

- Родился Иван Андреевич 13 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского офицера. ( Слайд 3)

Отец - Андрей Прохорович Крылов, умер не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде.

Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.

- В юности Иван Андреевич увлекался кулачными боями (Слайд 4), из которых, благодаря своей силе, часто выходил победителем. Это увлечение развивало не только его физические способности, вполне вероятно, что именно тогда он впервые обратил внимание на народный быт и нравы.

- В детстве он выучил французский, немецкий и латынь. (Слайд 5) Когда ему было 50 лет он выучил греческий, а через год английский и любил перед сном читать книги на этих языках. Кроме того, Крылов превос­ходно знал математику, биологию, химию. Он хорошо играл на скрипке и даже писал музыку. (Слайд 6)

- «Большой, полный, растрепанный, превеселый, забавный» - так описывали его знакомые. (Слайд 7) Обратите внимание на портрет. Высокий лоб говорит о большом уме, большие глаза с хитринкой - о чувстве юмора. Полные губы - о добром нраве. Крылов был не очень красивым, но, не смотря на это, его очень любили и ласково называли «дедушка Крылов».

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. (Слайд 8) Около памятника всегда много детей. (Слайд 9) Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо.

Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… и герои наших басен.

Великий русский издатель, поэт, баснописец, Иван Андреевич Крылов, написал 236 басен.

И взрослые, и дети любят читать басни Ивана Андреевича Крылова. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства.

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить жизнь, творчество и произведения великого баснописца.

 

II. Путешествие по станциям

- В нашем классе собрались две команды. Прошу подойти капитанов команд.

- Отгадав ребус, вы узнаете название своей команды.

- Чтобы получить маршрутный лист для прохождения этапов игры, вы должны найти картинку, соответствующую названию вашей команды (маршрут напечатан на листе, на обратной стороне которого изображена иллюстрация к басне).

- Вам необходимо пройти по маршрутному листу все станции и выполнить все задания, которые вам будут предложены. За правильный ответ, вы будете получать 1 фрагмент от пазла. В конце игры вам нужно будет из пазлов составить иллюстрацию к басне и отгадать её. Побеждает та команда, которая вперёд выполнит все задания и отгадает басню.

 

 

1 команда.

       

(«Стрекоза и Муравей») 

2 команда.   

t1706808484am.jpg
 

 

(«Мартышка и очки»)

Каждая команда выбирает свой маршрутный лист.

 

- Итак, отправляемся в путь, соблюдая все правила безопасности. Желаю всем удачи!

 

Команды отправляются в путешествие по станциям.

Станция 1. «Зарядка для ума»

Соберите пословицы из частей.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни «Стрекоза и муравей»?

Поспешишь,

потехе час.

Лето пролежишь,

людей насмешишь.

Семь раз отмерь,

зимой с сумой побежишь.

Много захочешь,

один отрежь.

Делу время -

тот плачет зимой.

Лето прохлопали, осень протопали,

последнее потеряешь.

Кто веселится весной,

а тут снег на голову.


 

Какая из пословиц подходит к басне «Чиж и голубь»?

У короткого ума –

а лень портит.

Труд человека кормит,

век учись.

Без беды

длинный язык.

Век живи,

друга не узнаешь.


 

Станция 2. «Парочка»

Найдите пару: начало и конец названия басен И.А. Крылова.


 

Мартышка Лисица

Ворона Кот

Стрекоза Очки

Щука Голубь

Чиж Муравей

Слон Жемчужное зерно

Петух Моська

Кукушка Ягнёнок

Волк Обезьяна

Зеркало Петух

Станция 3. «Ромашка»

На лепестках ромашки записаны «крылатые выражения» из басен Крылова.

Объясните значение «крылатых выражений». Когда так говорят?

А воз и ныне там.

Из кожи лезут вон.

Дело мастера боится.

Хоть видит око, да зуб неймёт.

А Васька слушает, да ест.

Слона-то я и не приметил.

Как белка в колесе.

Станция 4. «Детективная»

Я хочу представить вам игру «Центон», которая зародилась еще в Древнем Риме.

Чтобы выразить восхищение стихам какого-либо поэта, поклонники составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя.

Вот что может получиться, если взять и срифмовать строчки из четырёх басен Крылова:

 

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

Спой, светик, не стыдись!

Недаром говорится,

Что дело мастера боится".

 

Поработайте детективами и определите, из каких басен взяты строки.

 

("Зеркало и обезьяна", "Осел и соловей", "Ворона и лисица", "Щука и кот")

Станция 5. «Знатоки басен»

Нужно определить, из какой басни мораль.

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» («Стрекоза и муравей»)

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире. («Зеркало и Обезьяна»)

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь»)

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и Обезьяна»)

А вы, друзья, как не садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на слона!» («Слон и Моська»)

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягнёнок»)

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)

Станция 6. «Живое слово»

Вам нужно познакомиться с новой басней. (Текст басни раздаётся каждому члену команды). Подготовить выразительное чтение по ролям и ответить на вопросы учителя.

«Мышь и крыса»

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала:—
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет»,
Ей Крыса говорит в ответ:
«И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
_____________

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.


 

- Назовите героев басни. (Мышь и Крыса)

- В этой басне есть выражение, давно ставшее крылатым. Найдите его. («Сильнее кошки зверя нет»)

- Почему Крыса решила, что плохо придётся льву, а не кошке? (Потому что она сама очень боится кошки).

- Как вы думаете, Крыса знает, что за зверь лев? (Скорее всего, нет)

- А мышь? Правильно она представляет себе, что за зверь лев, как вы думаете? Почему вы так считаете? (Да, Мышь уверена, что кошке, попавшей в когти ко льву, не поздоровится. Мышь радуется – она называет слух о кошке «доброй молвой» и спешит обрадовать свою соседку Крысу.)

- А как вы считаете, Мышь боится кошки? (Да, конечно)

- Что же у нас получается? Крыса и Мышь обе боятся кошки – но Мышь правильно оценивает силы льва, а Крыса – нет. В чем же тут дело, как вам кажется? (Учащиеся высказывают своё мнение. Ответы могут быть такими: Мышь знает, что лев намного больше кошки и понимает, что такой крупный и сильный зверь легко расправится с кошкой; Мышь не так сильно боится кошку, как Крыса; Крыса ничего не знает о том, что за зверь лев и думает, что он примерно такого же размера, как кошка; Крыса так напугана недавней встречей с кошкой, что от страха не может рассуждать здраво, и т.п.)

Станция 7. «Кроссворд»

Вставьте пропущенные названия животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

По вертикали:

«Кумушка мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей …


 

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …


 

Попрыгунья …

Лето красное пропела.

По горизонтали:

Голодная кума … залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.


 

Навозну кучу разрывая,

нашёл Жемчужное зерно.


 

На ель … взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась.


 

Да … рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.


 

Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

л

 

 

 

 

4

 

 

 

1

м

у

р

а

в

е

й

2

в

о

л

к

 

5

 

 

 

о

 

 

б

 

 

 

 

и

 

 

п

 

 

 

н

 

 

е

 

 

 

3

с

т

р

е

к

о

з

а

 

 

д

 

 

 

 

а

 

 

т

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Станция 8. «Картинная галерея»

Определите, к какой басне иллюстрация.

1) t1706808484an.jpg

2) t1706808484ao.jpg

3) t1706808484ap.jpg

4) t1706808484aq.jpg

5) t1706808484ar.jpg

6) t1706808484as.jpg

7) t1706808484at.jpg

8) t1706808484au.jpg

9) t1706808484av.jpg

10) t1706808484aw.jpg

Подведение итогов.

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора…

Но сначала тут мы все

Подведём итог игре.


 

Проверка составленных командами иллюстраций и оценивание знаний и умений обучающихся.

- А как вы думаете, почему басни Ивана Андреевича Крылова не устарели до сих пор? (Потому что в них рассказывается о том, что во все времена случается с людьми, и о чертах человеческого характера, которые не зависят от эпохи.)

Обучающиеся высказывают мнение о занятии и свои пожелания.

Литература:

Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с. – (Методическая библиотека).

Торгашова А.С. Открытые уроки в начальных классах/ А.С. Торгашова, С.Н. Березина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 442 с.

Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2000. – 256 с.

Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть I: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября». 2000. – 256 с.

Интернет-ресурсы:

https://znanio.ru/media/kvest-igra-po-tvorchestvu-i-a-krylova-2550841

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/09/24/igra-kvest-skazochnyy-kaleydoskop-po-tipu-igry

https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&sortType=popular

http://al-library.oren.muzkult.ru/media/2020/04/20/1252599016/Scenarij_kvesta_CzRB.pdf

https://www.yandex.ru/images/


ПрезентацияPPTX / 3.42 Мб


Маршрутные листыDOCX / 932.83 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за яркий ресурс! Интересное мероприятие!

3 February

Спасибо большое за теплые слова, Наталья Алексеевна!

4 February

Отличная работа! Поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!

26 February

Большое спасибо, Егор Игоревич! Для меня это очень неожиданно.

26 February

Наталья Алексеевна, спасибо! Очень увлекательно. Думаю, детям было интересно. Мне всегда нравились подобные мероприятия. Дальнейших успехов Вам!

26 February

Спасибо большое, Лиана Вахтанговна, но Вы немного ошиблись с именем. Я с Вами полностью согласна, детям такие мероприятия очень нравятся.

26 February

Поздравляю, Ольга Анатольевна, с победой в конкурсе и делаю новых творческих успехов!

26 February

Спасибо, Людмила Юрьевна!

27 February

Ольга Анатольевна, прошу простить, каюсь.

27 February

Я и не обижаюсь.

27 February

Похожие публикации