Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Л.Н. Толстой "Акула"»
Тема: Л.Н. Толстой «Акула»
Класс: 3
Цель:
1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Оборудование:
1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
6) сигнальные карточки.
Приёмы:
Предваряющие вопросы,
Чтение с остановками,
Приём “Черты характера”,
Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.
Ход урока
Звучит музыка (Увертюра “Дети капитана Гранта”), (Презентация. Слайд 1)
1. Организационный момент – приветствие:
– Ребята, подравняйтесь, настройтесь, пожалуйста, на урок! Давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся друг другу, и мне тоже ,и пожелаем друг другу удачи на уроке и отличного настроения! Присаживайтесь!
2. Введение в тему:
– Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 2.
(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)
– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.
(– Рассказы, сказки, были, басни.)
– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:
Презентация – тест “По произведениям Толстого”
– Cегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!
– Это… Акула! Слайд 3.
Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 3.
Постановка задач урока:
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Предположения детей:
– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица. Слайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!
Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “ Предваряющие вопросы.”).
–Просмотрите текст глазками.
-О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?
– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)
– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)
3. Первичное знакомство с текстом.
1. – Итак, мы начинаем читать. Чтение будет сопровождаться презентацией и работой над лексическим значением слова.
2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса. (Слайд 11.)
– Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)
Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).
– Интересно, что будет дальше?
3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:
Презентация + работа над значением слова:
Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства/
Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.
Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:
– У кого совпали предположения о содержании рассказа?
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)
4. Физкультминутка: Морская тематика.
Проводится игра “Море волнуется раз”.
5. Работа над содержанием текста:
– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.
– Назовите главных героев рассказа.
– Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять их портреты вот на таких листах, использовать при этом наш “Словарик настроений, чувств и характеров”.
Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.
1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).
– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.
– Где происходили события?
– Где и почему моряки устроили купальню?
– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.
2. Переходим ко 2-й части.
– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)
– Почему мальчики оказались в открытом море?
– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.
(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
Для этого возьмите листок портретов.
Мальчики:
1.________________________
2._________________________
3.__________________________
4.__________________________
Артиллерист:
1.________________________
2._________________________
3.__________________________
4.__________________________
Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.
Словарик настроений, чувств и характеров: | |
Мальчики: | Артиллерист: |
Активные | Героизм |
Беззаботные | Любование |
Беззащитные | Мужество |
Весёлые | Находчивость |
Испуганные | Оцепенение |
Ловкие | Радостный |
Озорные | Решительность |
Подвижные | Самообладание |
Радостные | Смелость |
Счастье | Страх |
Стресс | Шок |
Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)
(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)
Проверка: перекличка мнений.
– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.
– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.
(Радостный, любовался сыном.)
Коллективная беседа по прочитанному:
– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
(Пронзительный крик мальчиков.)
Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)
– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)
– Как вы относитесь к поступку артиллериста?
– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)
– Чем закончилась эта история?
– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль?
6. Вывод:
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)
7. Итоговые вопросы:
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.
(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.)
(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!
Выводы по рассказу:
– Любить и ценить своих близких и друзей!
– Не делать необдуманных поступков;
– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.
8. Рефлексия:
– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус
Зелёным цветом, если вы работали на 5;
Жёлтым – 4; Красным – 3.
9. Дом. задание: составить план и пересказать рассказ. Урок окончен. Всем спасибо за работу!