12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Рожкова40
Россия, Красноярский край

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»

Класс: 3

Цель:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

Задачи:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.

Познавательные:

Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.

Оборудование:

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
6) сигнальные карточки.

Приёмы:

Предваряющие вопросы,

Чтение с остановками,

Приём “Черты характера”,

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.

Ход урока

Звучит музыка (Увертюра “Дети капитана Гранта”), (Презентация. Слайд 1)

1. Организационный момент – приветствие:

Ребята, подравняйтесь, настройтесь, пожалуйста, на урок! Давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся друг другу, и мне тоже ,и пожелаем друг другу удачи на уроке и отличного настроения! Присаживайтесь!

2. Введение в тему:

– Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 2.

(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)

Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.

(– Рассказы, сказки, были, басни.)

На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:

Презентация – тест “По произведениям Толстого”

Cегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!

Это… Акула! Слайд 3.

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 3.

Постановка задач урока:

А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Предположения детей:

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословицаСлайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!

Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “ Предваряющие вопросы.”).

Просмотрите текст глазками.

-О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

3. Первичное знакомство с текстом.

1. – Итак, мы начинаем читать. Чтение будет сопровождаться презентацией и работой над лексическим значением слова.

2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса(Слайд 11.)

Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)

Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

– Интересно, что будет дальше?

3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:

Презентация + работа над значением слова:

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства/

Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

У кого совпали предположения о содержании рассказа?

Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

4. Физкультминутка: Морская тематика.

Проводится игра “Море волнуется раз”.

5. Работа над содержанием текста:

А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

Назовите главных героев рассказа.

Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять их портреты вот на таких листах, использовать при этом наш “Словарик настроений, чувств и характеров”.

Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.

1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).

Вопросы по прочитанномуКоллективная работа.

Где происходили события?

Где и почему моряки устроили купальню?

Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.

2. Переходим ко 2-й части.

Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

Почему мальчики оказались в открытом море?

Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов.

t1698919618aa.jpg

Мальчики:

1.________________________

2._________________________

3.__________________________

4.__________________________


t1698919618ab.jpg
Артиллерист:

1.________________________

2._________________________

3.__________________________

4.__________________________

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:

Мальчики:

Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Находчивость

Испуганные

Оцепенение

Ловкие

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

Проверка: перекличка мнений.

А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

Коллективная беседа по прочитанному:

Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

Как вы относитесь к поступку артиллериста?

Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

Чем закончилась эта история?

Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль?

6. Вывод:

Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

7. Итоговые вопросы:

Кто является настоящим главным героем рассказа?

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) 

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

Любить и ценить своих близких и друзей!

Не делать необдуманных поступков;

Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

8. Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

9. Дом. задание: составить план и пересказать рассказ. Урок окончен. Всем спасибо за работу!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.