Лексические и речевые упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы

Автор: Ляменкова Лариса Александровна,
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Государственное казенное учреждение «Горловская специальная школа-интернат № 16»
Россия, ДНР, г.Горловка
Лексические и речевые упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы
Предмет: русский язык
Класс: 3 – 4 классы
Описание: данный материал будет полезен учителям начальных классов. Упражнения рассчитаны для самостоятельной и коллективной работы учеников и учителей.
Цель упражнений - развивать лексические и речевые способности учащихся, познавательные интересы и внимание.
Статья включает 18 карточек.
Карточка № 1.
1) Допишите существительные по представленному образцу.
Домашние животные: корова, свинья,…
Дикие животные: лиса, волк, …,
Деревья леса: осина, ёлка, …,
Овощные растения: свёкла, морковь,…
Органы растений: корень, …,
Деревья сада: яблоня, груша,…
2) Составить с ними несколько предложений.
3) Представленные существительные разделить на две группы:
a) названия перелетных птиц.
б) названия зимующих птиц.
Ласточка, воробей, синичка, дятел, скворец, кукушка, журавль, соловей, ворона, аист, грач.
Карточка № 2.
1) Дополнить объяснение слов.
Портной -- это тот, кто…
Аптекарь -- это тот, кто…
Освободитель - это тот, кто…
Обидчик - это тот, кто…
Учитель - это тот, кто…
Маляр -- тот, кто…
Врач - тот, кто.
Артист - …
Директор – …
2) Выделенное существительное замени однокоренным прилагательным.
Игрушка из бумаги -
Бычок из соломы -
Шишка сосны -
Стол из дерева -
Тропа в лесу -
Ветка берёзы -
Подушка из пуха –
Карточка № 3.
1) Выписать природные явления.
Голод, заморозки, митинг, эпидемия, гололёд, война, перестройка, вьюга, свадьба, туман.
2) Объяснить признаки природных явлений.
Дождь - когда с неба падают капли воды, небо мрачное, серое.
Ледоход - когда река…
Снег - когда с неба…
Засуха – жара …
Землетрясение - когда все трясется, когда…
Листопад - когда…
Карточка № 4.
1) Написать, о каких животных идет речь.
Нора, гнездо, логово, стадо, ключ, табун, группа, клюв, пятачок, нос, хобот.
2) Дописать предложение по образцу.
Летучая мышь - это летающий зверь, поедающий вредных насекомых, спит, повиснув вниз головой.
Заяц - это…
Клёст - темно-коричневая птица с … крыльями и хвостом, питается семенами…
Снегирь - это…
3) Вставить нужные по смыслу слова.
Малина и брусника - это… Малина - сочная, сладкая, а брусника…
Ель и сосна - это… У ели ствол темно- коричневого цвета, а у сосны -…
Карточка № 5.
1) Образовать от данных словосочетаний ласкательную форму.
Тёмная ночь - тёмненькая ночка (ноченька).
Ясное солнце -
Белый дом -
Тёплый луч -
Красивый цветок-
Мелкий дождь -
Тонкое кружево –
Чистая вода -
Высокий тополь -
2) Данные словосочетания замените сочетанием существительного с прилагательным.
Шкаф для книг -
Сетка из проволоки -
Мороз в январе -
Небо без облаков -
Варенье из вишен -
Сок из яблок-
Зал для занятий спортом –
Карточка № 6.
1) Подобрать признаки предметов.
Размер - большой, …,
Цвет - серый,…
Форма - круглая, …
Материал - деревянный,…
Вкус - сладкий,…
Качества людей - весёлый,…
2) К данным словам подобрать близкие по значению слова.
Тихий - бесшумный.
Беседа - …
Смелый - …
Печальный - ...
Красивый - ….
Разноцветный - …
Карточка № 7.
1) Объяснить письменно значение прилагательных.
Сильный человек - это человек, у которого хорошее здоровье, он сильный, занимается спортом.
Весёлое солнышко -
Холодный взгляд -
Крепкий чай -
Холодное утро -
Сладкий разговор -
2) Подобрать существительные к прилагательным белый, белая, белое.
Белый Белая Белое
Белый пух Белая ночь Белое платье
Белый… Белая… Белое…
Белый… Белая… Белое…
Белый… Белая… Белое…
Карточка № 8.
1) Разместить прилагательные в порядке возрастания.
Большой, огромный, гигантский.
Маленький, микроскопический, крошечный.
2) Подобрать к глаголам близкие по значению слова.
Взошло солнце - выкатилось,…
Взошли подснежники - … .
3) Подобрать к существительным слова - признаки.
Солнце (какое?) хорошее, ласковое, нежное,…
Вода (какая?) …,
Руки (какие?)…
Взгляд (какой?) …,
4) Составить со словосочетаниями несколько предложений.
Карточка № 9.
1) Подобрать слова - признаки к существительным.
Сад (какой?) большой, фруктовый, красивый,
Деревья (какие?) фруктовые, высокие,…
Урожай (какой?) богатый,…
Зима (какая?) морозная, снежная,.
Снег (какой?) серебристый, …,
Дуб (какой?) могучий,…
Берёза (какая?) стройная,…
Мороз (какой?) трескучий,…
Перец (какой?) горький,…
Цветы (какие?) душистые,…
Лиса (какая?) пушистая, хитрая,
Заяц (какой?) серый,…
Медведь (какой?) неуклюжий,…
Белка (какая?) ловкая,…
Синичка (какая?) вертлявая, красивая, ….
Карточка № 10.
К прилагательным с переносным значением подобрать прилагательные с прямым значением.
Серебряные облака-белые облака.
Безоблачное детство -
Серебряные волосы -
Васильковые глаза -
Щедрый урожай -
Золотое сердце -
Золотые руки -
2) Найти в тексте слова с переносным значением.
Олег имел золотую голову, на которой были золотые волосы. Руки у него были золотые.
Карточка № 11.
1) Выпиши в столбик глаголы с переносным и прямым значением.
Нахмурилось небо и плачет тучка. Малыш нахмурился и заплакал. Мама приласкала его, и он уже улыбается. В небе солнце улыбается людям.
2) Объяснить, где прямое, а где переносное значение слов.
Лебединая песня, лебяжий пух.
Чистые мысли, чистая совесть.
Светлый день, светлые мысли.
Берёзовая роща, берёзовая каша.
Дубовая голова, дубовый стол.
3) Составить со словосочетаниями несколько предложений.
Карточка № 12.
1) Подобрать к глаголам синонимы.
Заболела - … .
Пылал - … .
Скрипнули - … .
Отказывает - … .
Идти - … .
Говорить - … .
2) Подобрать к глаголам существительные, образуя прямое и переносное значение словосочетаний.
Плачет Дремлет Бежит
Небо Лес Время
….. ….. …..
…. ….. …..
3) Составить несколько предложений с этими словосочетаниями.
Карточка № 13.
1) Образовать словосочетание, заменив одно существительное прилагательным.
Болото, сапоги
Болото, почва
Глина, кувшин
Глина, склон
2) Подобрать к прилагательным существительные с противоположным значением.
Холодная ночь - тёплая весна
Большой… - маленький…
Грустная… - весёлая…
Белая… - чёрная…
Сухая… - мокрая…
Сердитая… - добрая…
Карточка № 14.
1) Подобрать прилагательные к существительным с признаками противопоставление.
Огурец длинный, а помидор круглый.
Лимон кислый, а груша…
Дерево…, а куст…
Мальчик…, а девочка…
Нож металлический, а стол…
Улица…, а тропа…
День…, а ночь…
Мышка…, а слон…
Ночь…, а день…
… , a … .
… , a… .
Зима …, а…
2) К прилагательным подобрать прилагательные - синонимы.
Бездождевое лето -
Необитаемый остров -
Бескрайнее поле -
Беззвучный смех –
Карточка № 15.
1) Подобрать к существительным глаголы с противоположным значением.
Лес смеётся, а небо плачет.
Мама…, а ребёнок…
Река…, а дерево…
Снег…, а земля…
Солнышко…, а дождик…
Дуб…, а берёза…
Подснежник…, а ландыш…
Зима…, а лето…
2) Заменить словосочетание одним глаголом.
Слезами умываться -
Стукнуло в голову -
Путаться под ногами -
Корчить дурачка -
Повесил нос -
Ставить требования –
Карточка № 16.
1) Подобрать к прилагательным слова - антонимы.
Свежие яблоки - сушёные яблоки.
Старый дом - …
Лёгкая задача - …
Свежее молоко - …
Свежие газеты - …
Лёгкая ноша - …
2) Подобрать близкие по значению прилагательные.
Холодный ветер - пронзительный, резкий.
Холодный взгляд - …
Крепкий организм - …
3) Заменить выделенные слова близкими по значению.
Снег замёл тропинки. Лес стоит в белом одеянии.
Карточка № 17.
1) Сгруппировать слова-синонимы.
Безграничный, нежный, выдающийся, деликатный, бесконечный, дряхлый, благородный, необъятный, мягкий, необозримый, безмерный, тонкий, видный, древний.
2) Подобрать к ним существительные.
3) Сгруппировать слова-антонимы.
Дорогой, весёлый, вежливый, высокий, широкий, пустой, тёмный, отзывчивый, чёрствый, толстый, дешёвый, грустный, низкий, невежливый, полный, узкий, светлый, тонкий.
4) Подобрать к ним существительные.
Карточка № 18.
1) Заменить близким по значению существительным.
Сильная метелица -
Большое несчастье -
Сильный дождь -
Буря в море -
Дождь с молнией -
2) Подобрать противоположные по значению слова.
Солнечный день -
Злой ветер -
Лёгкая задача -
Чёрные облака -
Холодная зима -
3) Составить с ними несколько предложений.
4) Выписать слова-омонимы из предложений и объяснить их смысловое значение.
Благодаря сушке одежда была готова через час. Каждый получил по сушке к чаю. Мама купила Рите очки в красивой оправе. Команде пришлось сплотиться, чтобы набрать очки в игре.