Дидактическое пособие лэпбук «Дорожная азбука»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 123 Дзержинского района Волгограда» Лэпбук «Дорожная азбука" как средство формирования познавательных способностей детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Подготовили: учитель- логопед Капустянская Ирина Владимировна педагог- психолог 1 кв. категории Давлекаева Анна Михайловна
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»(lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Актуальность. Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Пояснительная записка. Дидактическое пособие лэпбук «Дорожная азбука» представляет собой картонную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки в которых собрана информация по теме. Предназначено пособие для детей с ОНР среднего и старшего дошкольного возраста( если содержание лэпбука пополнять и усложнять). В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: Формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Задачи: Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; Развивать память, мышление, внимание, воображение, восприятие. - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей. Развивать связную речь; - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
В лэпбуке собраны материалы по ПДД для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В него входит 9 развивающих заданий: Д/И «Лабиринты» Д/И «Виды транспорта» Д/И «Найди отличия» Д/И «Мемори» Д/И «Собери картинку» Загадки по ПДД Пословицы и поговорки по ПДД Считалки, скороговорки, чистоговорки по ПДД Стихи по ПДД
Д/И «Лабиринты» Цель: развитие логического мышления, пространственного восприятия. Задачи: - развивать мелкую моторику, в том числе координацию движений пальцев; - развивать память, внимание, мышление, пространственное восприятие; - развивать умения видеть границы рисунка; формировать усидчивость, аккуратность. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Правила: Ребенок может двигать по листу пальцем либо вести линию маркером. Точное задание определяется конфигурацией и сложностью лабиринта, например: пройти путь, не столкнувшись с препятствиями; отыскать самую короткую дорогу; идти по стрелкам в указанном направлении;
Д/И «Лабиринты»
Д/И «Найди отличия» Цель: развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство. Задачи игры: -продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их. - развивать внимание, мышление, память, счет, пространственное восприятие; активизировать речь детей, расширять словарный запас. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.
Д/И «Найди отличия»
Д/И «Собери картинку» Цель: Формирование целостного восприятия. Задачи: -развивать внимание, зрительное восприятие, мышление; -воспитывать желание самостоятельно собирать картинку; - развивать мелкую моторику - расширять словарный запас; - формировать связную речь. Правила: Детям предлагается на выбор любая карточка. Ребенок самостоятельно или по образцу собирает картинку. После можно предложить описать картинку, дать ей название, придумать небольшой рассказ.
Д/И «Собери картинку»
Д/И «Виды транспорта» Цель: Закрепление и расширение знаний детей о видах транспорта. Задачи: - Развивать внимание, память; - Развивать усидчивость, наблюдательность; - Развивать связную речь. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Правила игры: Все карточки переворачиваются «лицом» вниз. Игрокам раздаются игровые поля с пустыми окошками для карточек. Ведущий берет одну из карточек «в слепую» и показывает всем игрокам. Тот игрок, которому подходит данная карточка забирает ее себе и кладет в пустое окошко на игровом поле. Выигрывает тот игрок, которые первым заполнит пустые окошки на своем игровом поле.
Д/И «Виды транспорта»
Д/И «Мемори» Цель: Развитие визуальной памяти. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая. Правила игры: В наборе 10 карточек – по две штуки с одним и тем же рисунком. Нужно разложить карточки «рубашкой» вверх на столе, а затем переворачивать по две. Если они совпадают – игрок забирает их и получает ещё ход. Если нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше карточек.
Д/И «Мемори»
Скороговорки, чистоговорки, считалки Пословицы и поговорки Цель: формирование словарного запаса, путем использования художественно- поэтических приемов и средств. Задачи: развивать память, внимание и воображение; развивать связную речь; расширять словарный запас.
Загадки Цель: Развивать познавательные способности и зрительное и слуховое восприятие. Задачи: - Развивать внимание, память, мышление и восприятие; - Расширять словарь; - Развивать грамматически правильную связную речь. Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.