Лэпбук «Весёлая математика»

9
2
Материал опубликован 22 July 2023


t1690284378aa.jpg


t1690284378ab.jpg

Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать элементарные математические представления.

Первые представления о форме, размерах, взаимном положении предметов в пространстве, составе числа, времени дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму, состав и расположение.

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильное и слуховое.

С целью освоения дошкольниками математики были разработаны дидактические игры, которые объединены в лэпбук «Веселая математика». В лэпбуке представлены игры для развития математических представлений детей дошкольного возраста 2 - 7 лет. В ходе выполнения заданий лэпбука дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах, на рисунках, моделях; овладевать графическими умениями; закреплять счет в пределах 10; развивать логическое мышление, зрительную память, воображение, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста строится на использовании игрового занимательного материала. Игровой занимательный материал является хорошим средством развития у детей интереса к предмету, к желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. Игра «Танграм»

Данная игра знакомит детей с геометрическими фигурами, учит складывать определенные фигуры, рекомендована для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, а также для педагогов и родителей.

Задачи: 

- развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность;

- развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе;

-воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры: 

В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Из фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе.

2. Игра «Закончи ряд»

Игру можно использовать для закрепления геометрических форм: треугольника, квадрата, круга, рекомендована для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.

Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

Задачи:

- развитие умения видеть образец, шаблон;

- закрепление умения различать геометрические фигуры;

- воспитание умения самостоятельно выполнять задания;

- развитие мелкой моторики пальцев.

Материал: карточки с изображением дорожек разной конфигурации, на каждой дорожке - образец построения цепочки.

Карточки различаются по степени сложности: изгибы дорожек, использование разного количества фигур, которые отличаются друг от друга по форме, цвету и величине.

Правила игры:

Ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.


3. Игра «Большой маленький»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

Задачи:

- учить детей сравнивать предметы по величине.

- формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.

-активизировать словарь детей: произносить слова большой, средний и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; средний - средним голосом; маленький - высоким).

- вызывать положительные эмоции, радость у детей.

Материал: разноцветные картинки с парными картинками, разного размера животных.

Правила игры:

Правильно подбирать животных по величине, правильно подбирать одинаковых животных.

Ход игры:

I вариант: Воспитатель предлагает детям выбирать картинки с одинаковыми животными и называть их, сравнить по величине большой и маленький

II вариант: Воспитатель называет одного животного, обозначает величину, дети находят самостоятельно заданного животного, показывают и обозначают величину большой или маленький.

Также можно играть в игру «Найди пару» предложить детям найти и разложить по парам всех животных.


4. Игра «Сравни по величине»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Цель: устанавливать соотношение между предметами разными по высоте, ширине, длине. Уметь находить предметы одинаковой высоты с помощью мерки.
Материал: карточки с изображением предметов, которые надо сравнить.

Правила игры:

Надо определить, как можно сравнить предметы, если их невозможно поставить рядом на ровную поверхность? Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнить ёлки по высоте? Что в данном случае является меркой? В каком случае предметы одинаковы по высоте?

5. Игра «Поезд с геометрическими фигурами»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Цель: учимся распознавать цвета и формы.

Задача: рассортировать детали (геометрические формы) и усадить в каждый вагон соответствующее количество «пассажиров».

Материалы: паровоз и четыре вагона с «пассажирами» (силуэтами геометрических форм), а также дополнительные детали разного цвета (в виде кружков, треугольников, квадратов и прямоугольников с выражением эмоций).

Правила игры:

I вариант: играть могут от 1 до 4 игроков. Перед детьми выкладывается поезд с вагончиками (если дети маленькие- можно каждому ребенку дать свой вагончик).

Показываем фигурку, просим найти вагончик для нее.

II вариант: ребенок выкладывает перед собой паровоз с вагончиками и самостоятельно рассаживает пассажиров по своим вагончикам.

III вариант: посади в вагончики только красные (желтые и т.д.) фигуры

(усложнение для более старших детей- сосчитай, сколько пассажиров в каждом вагончике).

IV вариант: как тренажер эмоций- посади в вагончики только веселых пассажиров (только плачущих и т.д.).


6. Игра «Веселая гусеничка»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет.

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Задачи:

-учить называть числа в прямом и обратном порядке;

-закреплять понимание отношений между числами натурального ряда;

-развивать мышление, речь.

Материалы: Гусеница из картона, на ее теле расположены цифры от 0 до 10.

Ход игры: 

  Гусеницы очень любят веселиться. Гусеница играла и потеряли цифры. Надо детям помогите гусенице. Ребята выбирают и выкладывают цифры по заданию. Для удобства используется коврограф.

Задания:

1.«Собери» гусеницу! (расставить цифры по порядку)

2.«Исправь ошибку» (расставить цифры по порядку)

3.«Посчитай до 10».

4.«Посчитай в обратном порядке».

5.«Назови соседей числа».

6.«Отгадай цифру по точкам».

7.«На крышке какого цвета находится цифра?»

8.«Какой цифры не хватает?»

7. Игра «Числовые домики»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Задачи: 

- закреплять состав числа в пределах 10;

- учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;

- учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Материалы: Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 2 до 10 и пустыми окошками Цифры от 1 до 10

Правила игры:

В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 4 жильца. В одной квартире уже поселилось 2 жильца. Сколько человек будет жить в другой квартире (3).

В этом домике живёт число 6. Сколько надо прибавить к 4, чтобы получилось 6 (2). И т. д.

На крыше каждого домика нарисованы разные цифры по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Ход игры:

Например, нужно выбрать все домики с цифрой 5 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.

С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.

8. Игра «Один - много»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет.

Задачи:

- закрепить название домашних животных и птиц, их детёнышей, в единственном и множественном числе;

- закрепить понятия «один-много»

- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.

- воспитывать познавательный интерес.

Правила игры:

В эту игру могут играть от 1 до 6 человек. Детям раздаются карточки с изображением одного предмета. Дети должны найти картинку, где изображен один предмет и много предметов. Где много предметов их надо посчитать.

9. Игра «Лабиринты»

Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Разгадывание лабиринтов детьми – это не только интересное занятие, но это очень полезное занятие, которое помогает развивать внимание детей, логическое мышление детей. Всё это поможет ребёнку в обучении в школе.

Цель: развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.

Задачи:

- способствует развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности;

- ставит ребёнка перед выбором правильного пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации;

- требует от ребёнка спокойствия, концентрации внимания, что, в свою очередь, тренирует усидчивость;

Правила игры:

Воспитатель раздает карточки с лабиринтом детям и предлагает найти выход. Играть можно небольшими фигурками, вести пальчиком или карандашом.


10. Игра «Пазлы»

Используется как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку.

Задачи:

-систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;

-закреплять навыки счета в пределах 10;

-развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

-пробуждать интерес к предмету через игру

-выполнять задания поискового характера;

-учиться применять знания в измененных условиях;

-способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

Правила игры:

Ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом, чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд. Если ребенок расположит цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка.

11. Игра «Влево-вправо»

Развивающая игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребята научатся различать понятия «справа-слева»«направо-налево», ориентироваться в пространстве, а также разовьют зрительное восприятие, внимание и память. Данная игра предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Задачи: научить различать понятия «справа-слева»«направо - налево», ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительное восприятие, внимание и память.

Правила игры:

I вариант

Предложить детям выполнить разные задания:

- какие зверята едут направо (налево);

- какие зверята держат предмет в левой (в правой) лапке;

II вариант

Выполни задания:

- у каких зверят бантик слева, предмет в правой лапке, солнышко слева, едут направо.

III вариант

Предложить ребенку запомнить картинку. Затем уберите ее и задайте вопросы по картинке.

12. Игра «Веселые палочки»

Дидактические игры со счетными палочками условно можно разделить на несколько групп:

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур:

- по образцу:

- по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры.

- по указанию величины фигуры.

2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов:

- по образцу:

- по устной инструкции

- по замыслу.

3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур).

4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов.

5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания).

Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию. Также счётные палочки играют большую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. Со счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут:

оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;

научиться работе со схемами;

дифференцировать цвета;

изучить буквы, цифры;

познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;

проявить свой творческий потенциал;

научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.

В лэпбуке представлена дидактическая игра со счётными палочками: «Веселые палочки». Эта игра предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Задачи:

-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.

- развивать сенсорные способности;

- развивать конструктивные навыки, координацию движений;

- развивать творческое воображение, фантазию.

-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

Правила игры:

В игре могут участвовать 5 и более детей. Играющие должны по картинке сложить фигурки из счётных палочек и назвать этот предмет.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по образцу сложить фигурки из счётных палочек.

13. Игра «Профессор Плюс Минусович» игра предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Цель: повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр математического содержания через пособие «Профессор Плюс Минусович»

Задачи: Упражнять в умении считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; формировать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, опираясь на наглядность; упражнять в умение в порядковом и количественном счёте; формировать умение соотносить цифру с количеством предметов; формировать умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; формировать представление о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры); решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала;
воспитывать  положительные черты характера – аккуратность, терпение, коллективные качества, сотрудничество.

Особенности игры:

1.Многофункциональность

(данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непрерывной образовательной деятельности.

2. Мобильность

(играть можно не только за столами в группе, но и на коврографе) Игра проводится, как индивидуально, так и с подгруппой детей. Играя, дети закрепляют счет в пределах 5, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, соотносить предметы по величине, расширяют представления о составе числа. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.

Ход игры:

I вариант.

Предложить детям выполнить задания на сложения:

К трубочкам крепятся цифры, например: 3 и 4, дети должны в одну трубку бросить 4 шашки, а в другую – 3. После считаем сколько в корзинку упало шашек и выставляем число -7.

II вариант.

Предложить детям разложить по цветам шашки и посчитать их. ​​​​​​​

14. Игра -головоломка «Вьетнамская игра»
Данная игра поможет педагогам внедрить инновационные методы и формы работы в образовательный процесс.
Она может быть использована как для диагностики, так и для закрепления знаний и умений у детей, для развития и коррекции определенных познавательных процессов. Дети могут экспериментировать со средствами изображения, создавать образы в процессе творческой работы.
Цель: развитие умственных и творческих способностей у детей;
Задачи:
-выявить особенности воображения у дошкольников;
-научить детей обдумывать, планировать свои действия;
-развивать логическое, пространственное мышление, речь, внимание, память;
Ход игры:
Детям раздаются карточки с изображениями фигур, элементы круга состоящие из семи деталей, представленных в натуральную величину, предлагаем сложить фигуры изображений. Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, рифмовки, загадки, относящиеся к предметным изображениям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А , где же фото?

22 July 2023

Спасибо,очень хочется увидеть сам лэпбук!

22 July 2023

Похожие публикации