Лэпбук «Весёлая математика»
Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать элементарные математические представления.
Первые представления о форме, размерах, взаимном положении предметов в пространстве, составе числа, времени дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму, состав и расположение.
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильное и слуховое.
С целью освоения дошкольниками математики были разработаны дидактические игры, которые объединены в лэпбук «Веселая математика». В лэпбуке представлены игры для развития математических представлений детей дошкольного возраста 2 - 7 лет. В ходе выполнения заданий лэпбука дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах, на рисунках, моделях; овладевать графическими умениями; закреплять счет в пределах 10; развивать логическое мышление, зрительную память, воображение, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста строится на использовании игрового занимательного материала. Игровой занимательный материал является хорошим средством развития у детей интереса к предмету, к желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Игра «Танграм»
Данная игра знакомит детей с геометрическими фигурами, учит складывать определенные фигуры, рекомендована для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, а также для педагогов и родителей.
Задачи:
- развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность;
- развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе;
-воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры:
В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.
Из фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.
Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе.
Игру можно использовать для закрепления геометрических форм: треугольника, квадрата, круга, рекомендована для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.
Задачи:
- развитие умения видеть образец, шаблон;
- закрепление умения различать геометрические фигуры;
- воспитание умения самостоятельно выполнять задания;
- развитие мелкой моторики пальцев.
Материал: карточки с изображением дорожек разной конфигурации, на каждой дорожке - образец построения цепочки.
Карточки различаются по степени сложности: изгибы дорожек, использование разного количества фигур, которые отличаются друг от друга по форме, цвету и величине.
Правила игры:
Ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.
3. Игра «Большой маленький»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.
Задачи:
- учить детей сравнивать предметы по величине.
- формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.
-активизировать словарь детей: произносить слова большой, средний и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; средний - средним голосом; маленький - высоким).
- вызывать положительные эмоции, радость у детей.
Материал: разноцветные картинки с парными картинками, разного размера животных.
Правила игры:
Правильно подбирать животных по величине, правильно подбирать одинаковых животных.
Ход игры:
I вариант: Воспитатель предлагает детям выбирать картинки с одинаковыми животными и называть их, сравнить по величине большой и маленький
II вариант: Воспитатель называет одного животного, обозначает величину, дети находят самостоятельно заданного животного, показывают и обозначают величину большой или маленький.
Также можно играть в игру «Найди пару» предложить детям найти и разложить по парам всех животных.
4. Игра «Сравни по величине»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Цель: устанавливать соотношение между предметами разными по высоте, ширине, длине. Уметь находить предметы одинаковой высоты с помощью мерки.
Материал: карточки с изображением предметов, которые надо сравнить.
Правила игры:
Надо определить, как можно сравнить предметы, если их невозможно поставить рядом на ровную поверхность? Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнить ёлки по высоте? Что в данном случае является меркой? В каком случае предметы одинаковы по высоте?
5. Игра «Поезд с геометрическими фигурами»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Цель: учимся распознавать цвета и формы.
Задача: рассортировать детали (геометрические формы) и усадить в каждый вагон соответствующее количество «пассажиров».
Материалы: паровоз и четыре вагона с «пассажирами» (силуэтами геометрических форм), а также дополнительные детали разного цвета (в виде кружков, треугольников, квадратов и прямоугольников с выражением эмоций).
Правила игры:
I вариант: играть могут от 1 до 4 игроков. Перед детьми выкладывается поезд с вагончиками (если дети маленькие- можно каждому ребенку дать свой вагончик).
Показываем фигурку, просим найти вагончик для нее.
II вариант: ребенок выкладывает перед собой паровоз с вагончиками и самостоятельно рассаживает пассажиров по своим вагончикам.
III вариант: посади в вагончики только красные (желтые и т.д.) фигуры
(усложнение для более старших детей- сосчитай, сколько пассажиров в каждом вагончике).
IV вариант: как тренажер эмоций- посади в вагончики только веселых пассажиров (только плачущих и т.д.).
6. Игра «Веселая гусеничка»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Задачи:
-учить называть числа в прямом и обратном порядке;
-закреплять понимание отношений между числами натурального ряда;
-развивать мышление, речь.
Материалы: Гусеница из картона, на ее теле расположены цифры от 0 до 10.
Ход игры:
Гусеницы очень любят веселиться. Гусеница играла и потеряли цифры. Надо детям помогите гусенице. Ребята выбирают и выкладывают цифры по заданию. Для удобства используется коврограф.
Задания:
1.«Собери» гусеницу! (расставить цифры по порядку)
2.«Исправь ошибку» (расставить цифры по порядку)
3.«Посчитай до 10».
4.«Посчитай в обратном порядке».
5.«Назови соседей числа».
6.«Отгадай цифру по точкам».
7.«На крышке какого цвета находится цифра?»
8.«Какой цифры не хватает?»
7. Игра «Числовые домики»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Задачи:
- закреплять состав числа в пределах 10;
- учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
- учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Материалы: Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 2 до 10 и пустыми окошками Цифры от 1 до 10
Правила игры:
В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 4 жильца. В одной квартире уже поселилось 2 жильца. Сколько человек будет жить в другой квартире (3).
В этом домике живёт число 6. Сколько надо прибавить к 4, чтобы получилось 6 (2). И т. д.
На крыше каждого домика нарисованы разные цифры по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Ход игры:
Например, нужно выбрать все домики с цифрой 5 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.
С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.
8. Игра «Один - много»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Задачи:
- закрепить название домашних животных и птиц, их детёнышей, в единственном и множественном числе;
- закрепить понятия «один-много»
- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
- воспитывать познавательный интерес.
Правила игры:
В эту игру могут играть от 1 до 6 человек. Детям раздаются карточки с изображением одного предмета. Дети должны найти картинку, где изображен один предмет и много предметов. Где много предметов их надо посчитать.
9. Игра «Лабиринты»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Разгадывание лабиринтов детьми – это не только интересное занятие, но это очень полезное занятие, которое помогает развивать внимание детей, логическое мышление детей. Всё это поможет ребёнку в обучении в школе.
Цель: развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
Задачи:
- способствует развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности;
- ставит ребёнка перед выбором правильного пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации;
- требует от ребёнка спокойствия, концентрации внимания, что, в свою очередь, тренирует усидчивость;
Правила игры:
Воспитатель раздает карточки с лабиринтом детям и предлагает найти выход. Играть можно небольшими фигурками, вести пальчиком или карандашом.
10. Игра «Пазлы»
Используется как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку.
Задачи:
-систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;
-закреплять навыки счета в пределах 10;
-развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;
-пробуждать интерес к предмету через игру
-выполнять задания поискового характера;
-учиться применять знания в измененных условиях;
-способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.
Правила игры:
Ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом, чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд. Если ребенок расположит цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка.
11. Игра «Влево-вправо»
Развивающая игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребята научатся различать понятия «справа-слева», «направо-налево», ориентироваться в пространстве, а также разовьют зрительное восприятие, внимание и память. Данная игра предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Задачи: научить различать понятия «справа-слева», «направо - налево», ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительное восприятие, внимание и память.
Правила игры:
I вариант
Предложить детям выполнить разные задания:
- какие зверята едут направо (налево);
- какие зверята держат предмет в левой (в правой) лапке;
II вариант
Выполни задания:
- у каких зверят бантик слева, предмет в правой лапке, солнышко слева, едут направо.
III вариант
Предложить ребенку запомнить картинку. Затем уберите ее и задайте вопросы по картинке.
12. Игра «Веселые палочки»
Дидактические игры со счетными палочками условно можно разделить на несколько групп:
1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур:
- по образцу:
- по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры.
- по указанию величины фигуры.
2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов:
- по образцу:
- по устной инструкции
- по замыслу.
3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур).
4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов.
5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания).
Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию. Также счётные палочки играют большую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. Со счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут:
оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;
научиться работе со схемами;
дифференцировать цвета;
изучить буквы, цифры;
познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;
проявить свой творческий потенциал;
научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.
В лэпбуке представлена дидактическая игра со счётными палочками: «Веселые палочки». Эта игра предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Правила игры:
В игре могут участвовать 5 и более детей. Играющие должны по картинке сложить фигурки из счётных палочек и назвать этот предмет.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по образцу сложить фигурки из счётных палочек.
13. Игра «Профессор Плюс Минусович» игра предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Цель: повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр математического содержания через пособие «Профессор Плюс Минусович»
Задачи: Упражнять в умении считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; формировать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, опираясь на наглядность; упражнять в умение в порядковом и количественном счёте; формировать умение соотносить цифру с количеством предметов; формировать умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; формировать представление о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры); решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала;
воспитывать положительные черты характера – аккуратность, терпение, коллективные качества, сотрудничество.
Особенности игры:
1.Многофункциональность
(данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непрерывной образовательной деятельности.
2. Мобильность
(играть можно не только за столами в группе, но и на коврографе) Игра проводится, как индивидуально, так и с подгруппой детей. Играя, дети закрепляют счет в пределах 5, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, соотносить предметы по величине, расширяют представления о составе числа. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.
Ход игры:
I вариант.
Предложить детям выполнить задания на сложения:
К трубочкам крепятся цифры, например: 3 и 4, дети должны в одну трубку бросить 4 шашки, а в другую – 3. После считаем сколько в корзинку упало шашек и выставляем число -7.
II вариант.
Предложить детям разложить по цветам шашки и посчитать их.
14. Игра -головоломка «Вьетнамская игра»
Данная игра поможет педагогам внедрить инновационные методы и формы работы в образовательный процесс.
Она может быть использована как для диагностики, так и для закрепления знаний и умений у детей, для развития и коррекции определенных познавательных процессов. Дети могут экспериментировать со средствами изображения, создавать образы в процессе творческой работы.
Цель: развитие умственных и творческих способностей у детей;
Задачи:
-выявить особенности воображения у дошкольников;
-научить детей обдумывать, планировать свои действия;
-развивать логическое, пространственное мышление, речь, внимание, память;
Ход игры:
Детям раздаются карточки с изображениями фигур, элементы круга состоящие из семи деталей, представленных в натуральную величину, предлагаем сложить фигуры изображений. Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, рифмовки, загадки, относящиеся к предметным изображениям.
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна