Лепка каргопольских персонажей по сказке «Колобок»

6
0
Материал опубликован 1 February 2023



План – конспект занятия № 41

Дата: 01.02.2023 года

Группа: КИс-1-1

Объединение: студия «Керамическая игрушка»

Педагог: Чебунина Валентина Николаевна

Тема занятия: Лепка каргопольских персонажей по сказке «Колобок».

Цель: Продолжить знакомство с каргопольской игрушкой, изучить лепку композиции по сказке.

Задачи:

образовательные – формировать понятие композиции керамических каргопольских игрушек, обучить созданию композиции из нескольких фигурок по сказке «Колобок», совершенствовать навыки и особенности работы с глиной при выполнении каргопольских игрушек

развивающие – развивать художественное восприятие народной керамической игрушки на примере композиции каргопольских игрушек, формировать кругозор и глазомер при выполнении нескольких фигурок, познакомить с основами многофигурной композиции;

воспитательные – воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, любвь и интереса к традициям народной русской культуры.

Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: беседа.

Форма организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование, дидактический материал: альбомы, карандаши, образцы изделий, фотографии изделий, стеки, подставки, глина, стаканы для воды.

План занятия

Организационная часть

Актуализация опорных знаний

Теоретическая часть. Беседа

Физкультминутка

Практическая часть

6. Повторение и закрепление изученного материала

7. Подведение итогов

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.

Повторение теоретических сведений об основных требованиях работы в кабинете лепки.

2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Знакомство с планом занятия, информация через вопросы, способствующие познавательному интересу. Мотивация учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест учащихся.

Продолжение изучения каргопольской глиняной игрушки и изучение особенностей ее лепки в композиции.

3.Теоретическая часть. Беседа.

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Все вы знаете народную сказку «Колобок». Давайте вспомним героев сказки и краткое содержание. Из последней муки старуха печёт колобок. Он оживает и отправляется в путешествие. По пути колобок встречает зайца, волка и медведя, но уходит от них невредимым. В итоге его съедает хитрая лиса.

Кратко сюжет произведения можно изложить следующим образом. Главный герой убежал от бабы и деда, которые испекли его, и отправился в странствие. На пути ему встретилось несколько зверей. Всех из них он обманул. Но в итоге его перехитрила Лиса. Конец печален – Колобок был съеден хитрой Лисицей. Основной смысл сказки в том, что никогда не стоит переоценивать свои силы. Если ты считаешь себя умнее других, то это неизбежно приведет тебя к беде. В жизни всегда может найтись тот, кто умнее и хитрее тебя. Отсюда вытекает следующая мысль: самонадеянность и зазнайство до добра не доводят.

На сегодняшнем занятии вам нужно будет выполнить любого персонажа этой сказки с колобком в традициях каргопольской глиняной игрушки.

4. Физкультминутка.

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по кабинету вокруг стола)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к педагогу)

5. Практическая часть.

Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героев сказки передается обобщенно, несколько примитивно.

Лепка героев сказки на выбор по предварительному эскизу, по одной основе, отличия в декоративных деталях: в основном форма и расположение рук, шляпы, предметов в руках. Затем выполняют фигурку колобка. В завершении обе заготовки соединяются между собой. Работа оформляется дополнительными деталями, уточняется, обобщается. Можно выполнить основу для большей устойчивости.

Ребята лепят за педагогом, поэтапно осваивая простейшие формы каргопольской игрушки. Отрабатывается лепка преимущественно конструктивным способом.

6. Анализ понимания нового материала.

Установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей в выполнении лепки композиции каргопольских игрушек по русской народной сказке «Колобок», устранить обнаруженные затруднения; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы над изделием

Закрепление нового материала.

Проведение игры «вопрос-ответ» для выявления усвоения материала и возможных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Обобщение изученного. Разгадывание кроссворда.



Кроссворд











3













2


5

к

о

л

о

б

о

к







к



а







12


8



1

о

б

е

р

е

г





к


п




з



г







о


о




а


4

о

р

н

а

м

е

н

т

10

л

и

с

а




п









к







о


7






6

а

р

х

а

н

г

е

л

ь

с

к

а

я




н







ь


д
















е











9

с

е

в

е

р

н

а

я













ж











11

г

л

и

н

а
















н
















н
















а






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 


По горизонтали:

1) Предмет, который оберегает, охраняет.

4) Как называется узор на глиняной игрушке?

5) Имя главного персонажа сказки.

6) Область, в которой зародилась изучаемая игрушка?

9) Какая игрушка, по географическому расположению?

10) Самый хитрый из персонажей сказки.

11) Название материала из которого выполняется игрушка.

По вертикали:

2) Персонаж-животное с рогами из ранее изученных.

3) Название города, в котором зародилась игрушка.

7) Охарактеризуйте цветовую гамму игрушки, одним словом.

8) Как называется самая необычная игрушка из изученных?

12) Назовите персонаж-животное из ранее изученных.

7. Подведение итогов занятия.

Проведение мини-выставки работ и анализа выполненных работ:

1) выразительность работы;

2) техника выполнения: а) влияющая на прочность работы; б) влияющая на декоративность работы;

3) индивидуальность творческого замысла.


Список используемой литературы и интернет ресурсов:

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

Каргопольская глиняная игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://schci-ru.turbopages.org/schci.ru/s/kargopolskaya_igrushka.html, свободный. (Дата обращения: 25.01.23).

Каргопольская глиняная игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://perunica-ru.turbopages.org/perunica.ru/s/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения: 25.01.23).

Каргопольская игрушка [электронный ресурс] Ирина Кириллина/ Режим обращения: https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka, свободный. (Дата обращения: 26.01.23).

Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь – М: «Мозаика-синтез», 2018. – 16 с.

Колобок [электронный ресурс] Афанасьев А./ Режим обращения: https://briefly.ru/afanasev/kolobok/, свободный. (Дата обращения: 25.01.23).

Колобок. Физминутки для детей. [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://dettext.com/fizminutki/kolobok/, свободный. (Дата обращения: 26.01.23).

Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с.

Создать кроссворд. [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html, свободный. (Дата обращения: 26.01.23).

Чему учит и в чем заключается главная мысль и мораль сказки «Колобок»? [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://razvivashka.online/chtenie/chemu-uchit-skazka-kolobok, свободный. (Дата обращения: 25.01.23).





Приложения

t1675233263aa.png

t1675233263ab.png

t1675233263ac.png

t1675233263ad.png





t1675233263ae.jpg







t1675233263af.jpg t1675233263ag.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.