Летний творческий проект в старшей группе «Дымковская игрушка»

2
0
Материал опубликован 29 October 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №27 «Сказка»





















ЛЕТНИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в старшей группе

«Дымковская игрушка»


















Воспитатель:

1 квалификационной категории

Соловей Ю.А.

Стаж работы – 8 лет.





Г.о.г.Выкса 2021гг.

 


Содержание

Пояснительная записка …………………………………………...стр.3

Описание проекта ………………………………………………....стр.3

Программное содержание………………………………………....стр.4

Актуальность проекта………………………………………….….стр.5

Объект проекта………………………………………………….…стр.5

Проблема……………………………………………………….…..стр.6

Предмет проекта …………………………………………….….....стр.6

Цель…………………………………………………………….…..стр.6

Задачи……………………………………………………….……...стр.7

Необходимые материалы ………………………………………...стр.8

Время выполнения………………………………………………...стр.8

Предполагаемый продукт……………………………………..…стр.8

Литература………………………………………………………...стр.9

Выводы……………………………………………………….……стр.9

Результат проекта……………………………………………..…..стр.9

План реализации проекта………………………………….стр.10-12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Пояснительная записка

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.  

Работа над данным проектом будет способствовать расширению знаний детей о дымковской игрушке, истории её создания, узорах на изделиях.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.




Описание проекта

Данный проект направлен на творческое развитие детей старшей группы, через формирование представлений о дымковской игрушке.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Данную задачу можно реализовать через беседы, рассматривание иллюстраций, через игровую и художественно-эстетическую деятельность.

Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как он является необходимым в художественно-эстетическом развитии ребенка.









Программное содержание

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними дома, на улице… Среди этого многообразия есть такие, которые удостоены особого внимания художников: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Такие предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория граждан нашего общества. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка декоративно-прикладного искусства, не понятна и сложна.

Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид».

Декоративно - прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена, и в то же время оно молодое, потому что по- прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Оно создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное – это искусство организует общение людей, строит их отношения.

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания, свой национальный костюм. Из всего этого многообразия особое место занимает игрушка.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Я считаю, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к художественно-эстетическому развитию, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы расширить знания детей о народно-прикладном искусстве.

Родители, в силу своей занятости не уделяют внимание на расширение знаний детей о народном искусстве и творчестве, не посещают выставки и музеи, что помогло бы расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, русской культуре.

Поэтому главная задача воспитателей и родителей – создать условия для творческого развития детей группы, расширить материальную базу группы в зоне художественно-эстетического развития ребенка.










Актуальность проекта

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка». 

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Знания о декоративном творчестве русского народа могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Актуальность проекта связана с тем, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыта история создания игрушки, мало уделяется внимания декоративно-прикладному творчеству.

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.  

Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Красивы узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые.

Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей, и очерков, и популярных книг. Я вместе с детьми, тоже не обошла её стороной и решила уделить ей внимание.



Объект

Дымковская игрушка: процесс изготовления и роспись игрушки. 








Проблема

Знание детей о русской народной культуре, традициях и о народных промыслах России - недостаточно.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как дымковская игрушка.




Предмет

Закрепление представлений детей о дымковской игрушке, процессе ее изготовления, материалы и инструменты, роспись игрушки, посредством творческого развития детей.




Цель проекта

Продолжать знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Дымковская игрушка». Изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки. Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.



















Задачи проекта

Продолжать знакомить детей с предметами разных промыслов, ознакомление с историей создания дымковской росписи, игрушки и конструктивными особенностями народной игрушки, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;

Формировать умение детей различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях; формировать эстетический вкус; приемы декоративной росписи дымковской игрушки

Создавать необходимые условия для сознательного изучения детьми дымковской игрушки.

Систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве - дымковской росписи.

Развивать умения и навыки рисования элементов росписи; развивать художественно-творческие способности детей; активизировать эмоциональную отзывчивость в самостоятельной деятельности, творческое самовыражение, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку.

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам творческого воспитания детей.

Привлечь родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их компетентность и знания декоративно-прикладного искусства.

Разработать перспективный план выполнения проекта «Дымковская игрушка»

Оформить журнал «Дымковская игрушка»

Картотека стихов о дымковской игрушке

Картотеку дидактических игр «Народный промысел –Дымка»

Пополнить предметную среду группы Дымковской игрушкой

Работа с родителями:

«Приобретение дымковской игрушки»,

«изготовление разнообразных картотек»

Изготовление лепбука и материала к нему

Систематизировать материал по теме:

Лепбук «Дымковская игрушка»

изготовить презентацию «Дымка, история возникновения и создания»

Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО.

Разработать памятки и консультации для родителей по данной теме,





Время выполнения

Творческо-информационный, коллективный, практический, среднесрочный (21 июня – 12 июля 2021г).




Участники проекта

дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

 



Необходимые материалы

Дидактические игры и материал; 

Картотеки

Справочная и художественная литература;

Наглядный иллюстрированный материал;

Презентация




Предполагаемый продукт проекта

Сформированные навыки детей о дымковской игрушке.

Разработан журнал «Дымковская игрушка»

Создана картотека стихов о дымковской игрушке

Создана картотека дидактических игр «Народный промысел –Дымка»

Пополнена предметная среда группы Дымковской игрушкой

Подобран материал по дымковской игрушке (книги, наглядный, демонстрационный)

Разработан перспективный план выполнения проекта «Дымковская игрушка»

Проведены занятия и мероприятия по теме: рисование, лепка.

Систематизирован материал по дымковской игрушке:

Создан Лепбук «Дымковская игрушка»

Изготовлена презентация «Дымка, история возникновения и создания»

Проведена работа с родителями по обогащению РППС:

Приобретены макеты дымковской игрушки из гипса «Барыня», «Индюк»

По пополнению группы разнообразным наглядным и демонстрационным материалом (карточки-открытки «Дымка», журнал «Дымковская игрушка»

По изготовлению лепбука и материала к нему

Разработаны памятки и консультации для родителей по данной теме.




Список литературы

Копцев В. П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное». – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с. ;

Г.Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. «Чудо-Кони, чудо-птицы» Москва,1974г.

Молотиловой Л. К. «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М.: Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;

Горячева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 2003

Орлова Л. В. «Дымковская роспись» - М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

В.С. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» «Академия развития»,1998г.

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Дымковская игрушка».

Использование Интернет ресурсов фотографии дымковской игрушки.


Вывод:

Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления дымковской игрушке, ее истории создания и навыки умения применять воображение и творчество в художественной деятельности.

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Дымка», «История Дымки».

2. Систематизированы представления о различных видах дымковской игрушки, и ее росписи.

3. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся творческого развития детей. Разработаны памятки и консультации для родителей по данной теме.

Дети знают: Историю создания Дымковской игрушки, Элементы Дымковской росписи, её цветовом колорите.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в художественные виды деятельности, могут самостоятельно применять полученные знания в творчестве. Проявляют интерес к русской народной культуре, традициям и народным промыслам.

Результатом работы стало пополнение группы разнообразными материалами по Дымковской игрушке.

Результат проекта

Дети знают историю возникновения дымковской игрушки, виды дымковской игрушки, ее роспись и колорит, умеют применять эти знания в творческой деятельности.

В группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;

Родители воспитанников владеют знаниями о творческом воспитании детей в семье, для усиления интереса и внимания к народному искусству и мотивации на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.